Конспект урока литературы для 8 класса на тему «Вельможа»
8 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 9.
Цель:
выявить авторскую позицию, традиции и новаторство в оде Г.Р. Державина «Вельможа»;
формировать навыки составления диалога по материалам статьи учебника, работы с иллюстрациями учебника, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать интерес к русской истории и литературе.
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.
1.Обращение к домашнему заданию. Построение диалога по материалам статьи учебника «Из литературы XVIII века», с.64, ч.1.
- Почему XVIII век является переломным для отечественной литературы и для культуры в целом?
- В каких условиях развивалась русская литература XVIII столетия?
- Какое новое литературное направление явилось предвестником решительного взлета всего русского искусства?
- Назовите имена русских писателей этого периода, творчество которых явилось первым шагом на пути к золотому веку отечественной культуры.
2.Актуализация ранее полученных знаний.
- Какое произведение Г. Р. Державина вы изучали в 7 классе? Какова его художественная идея? (Ода «Властителям и судиям»).
- Какие факты биографии Г. Р. Державина вам известны?
3. Сообщение учащегося о Г. Р. Державине (по материалам урока 16 и рабочим тетрадям 7 класса, статьи учебника для 8 класса «Г.Р. Державин», с.65-70, ч.1).
4. Обращение к домашнему заданию. Ответы на вопросы учебника 1—4.
5. Обращение к иллюстрации учебника. Сообщение о портрете А. А. Васильевского (1815).
Последний, самый поздний живописный портрет Державина был написан А.А.Васильевским в 1815 году, за год до смерти поэта. Державина художник изобразил в его любимом наряде – в колпаке и халате, отороченном мехом. Художник не льстил людям: на нас смотрит усталый старик. Таким Державина видел Пушкин на лицейском экзамене в 1815 году: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».
Сейчас портрет поэта в колпаке и халате хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге, вариант этого портрета – в Государственном Литературном музее в Москве.
Державин умер 3 июля 1816 года в своем имении Званка.
С оригинала портрета Васильевского литограф Фаслер напечатал портрет Державина, подписав под ним первые четыре строки из стихотворения «Река времен…».
Река времен в своем стремлении
Уносит все дела людей,
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Это был первый посмертный портрет великого поэта.
III. Изучение нового материала.
1.Выявление темы, цели, плана урока.
2. Работа над темой урока. Анализ оды «Вельможа».
2.1. Представление книги А. В. Западова «Поэты XVIII века».
Широкой известностью пользуются труды А. В. Западова, посвящённые творчеству М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова и других русских писателей XVIII века.
2.2. Обращение к учебнику. Чтение определения оды, с.81, ч.1.
2.3. Выразительное чтение оды «Вельможа».
2.4. Выявление первоначальных впечатлений.
2.5. Сообщение о портрете князя А. Куракина работы В. Л. Боровиковского (1799)
“Портрет князя А. Куракина” — одна из вершин в развитии русского парадного портрета.
Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат...»
И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт».
«Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность — напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.
Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь... размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.
- Что объединяет образ вельможи, воссозданный в оде Г. Р. Державина и на портрете В. Л. Боровиковского?
2.7. Слово учителя.
Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки. В основу положена одна из од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять.
Важная особенность оды, характеризующая высокий уровень литературного мастерства Державина, — собирательный портрет вельможи, обобщение его отличительных черт. Это и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие-многие другие родовитые и «случайные», то есть находившиеся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал как подчиненный и как писатель.
Державин нападает на фаворитов царицы, которые, не имея никаких достоинств, как Зубов, приобретали вдруг нежданно-негаданно большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» целом.
Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ.
2.8. Исследовательская работа с текстом. (Задание 3 рабочей тетради, с.25. ч.1)
• Выписать из текста слова и словосочетания.
1 вариант
«Слова и сочетания слов, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля».
2 вариант
«Слова и сочетания слов, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ».
Честный и неподкупный
государственный деятель
Царский любимец,
грабящий страну и народ
«Которые собою сами // Умели титла заслужить // Похвальными себе делами; // Кого ни знатный род, ни сан, // Ни счастие не украшали; // Но кои доблестью снискали... // Себе почтенье от граждан». «Ум здравый, сердце просвещенно; орудье власти есть; подпора царственного зданья»
«Се образ ложныя молвы, // Се глыба грязи позлащенной!
О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина, // Или в шутиху дурака».
«А ты, вторый Сарданапал!..
— На толь, чтобы на все взирал // Ты оком мрачным, равнодушным… Средь радостей казался скучным… Проснися, // сибарит! — Ты спишь // Иль только в сладкой неге дремлешь, // Несчастных голосу не внемлешь //И в развращенном сердце мнишь... // Стыд, совесть - слабых душ тревога! // Нет добродетели! нет Бога» — // Злодей...»
Итоги работы
• Каков недостойный вельможа в изображении Г. Р. Державина?
• Тема вельможи начинается с краткой и едкой, афористически звучащей характеристики: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».
Эта характеристика влечет за собой горестное размышление автора о недопустимости положения, когда случай возносит на недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством: «О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина // Или шутиху в дурака».
Державин создает собирательный образ екатерининского временщика, роводящего дни в обжорстве, «средь игр, средь праздности и неги». Пресытившийся наслаждениями вельможа — «глыба грязи позлащенной» — покойно почивает до полудня, в то время как его передняя, сени, лестница, двор забиты несчастными, тщетно ожидающими помощи.
2.9. Выразительное чтение оды от слов «А ты, вторый Сарданапал!..» до слов «И в пресыщении зевал».
• Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи?
• Выпишите слова, позволяющие представить картину в полном объеме (краски, звуки, запахи).
• Державин вводит в своего «Вельможу» такие слова, как «грязь», «осел», «хлопать ушами», «дурак», «передняя», «сени». К какому лексическому пласту относятся эти слова?
2.10. Слово учителя.
Почти в каждом своем произведении в большей или меньшей степени Державин нарушает нормы классицизма. Он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров. В его оде содержатся и хвалебные и обличительные начала.
В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом: «Для возлюбивших правду глаз // Лишь добродетели прекрасны, // Они суть смертных похвала...» — и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами...» («Вельможа»).
2.11. Задание 5 рабочей тетради, с.26, ч.1.
• Выпишите из оды все примеры крылатых выражений и афоризмов. Объясните их значение.
2.12.Лексическаяработа: рубище, осел.
Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».
О недалеких («умственно ограниченных, глуповатых») людях.
«Сияют добрые дела. Почтен и в рубище герой».
Достойны уважения лишь ум, законность, справедливость, великодушие, а не богатство и знатность.
• В каком произведении, изученном в 7 классе, пресыщенный вельможа противопоставлен скромным просителям, нуждающимся в его помощи?
Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда» содержит реалистическое изображение действительности и также построено на контрасте образа жизни «владельца роскошных палат» и бедствующего народа.
• Прочитайте выразительно фрагмент оды Г. Р. Державина, в котором изображена похожая картина.
2.13. Выразительное чтение от слов «A там израненный герой...» до слов «И грянул гром».
• Что объединяет эти произведения? I
В стихотворении Некрасова и оде Державина реалистически изображена действительность.
2.14. Слово учителя.
Не надо думать, что грянувший гром поразил надменного себялюбца. Державин отлично знал, что в жизни так не бывает, и последнюю фразу следует понимать иначе. Когда-то древние греки считали, что гром, грянувший во время чьей-нибудь речи, - высшее подтверждение справедливости сказанных слов.
Так и в «Вельможе» гром гремит в подтверждение гордо-самодовольного восклицания временщика: «Нет добродетели! нет Бога!», совпадающего с размышлениями самого поэта о том, что при дворе Екатерины добродетель, правду, честность, совесть, стыд нечего и искать.
Резко сатирическое изображение вельмож Екатерининского века в этой оде сочетается с программным изложением тех требований, которые поэт предъявлял к сановнику, первому помощнику государя, и к самому монарху, который не должен поступать по своей прихоти в делах государственного управления.
• Каким, по мысли Г. Р. Державина, должен быть государственный деятель? Обращение к материалам таблицы.
2.15. Выразительное чтение оды от слов «Блажен народ, который полн…» до «Повелевает же сама».
• Каким должно быть справедливое государственное устройство?
Концепция Державина сводится к иерархически выстроенному патриархальному обществу. Общество представляет единое тело, роль «главы» которого, то есть решающей инстанции, отдана монарху, царю. Народ с детской верой полагается на «главу», соблюдая полное единодушие. Не имея своей воли в политическом целом, народ может, однако, испытывать восхищение от переживания общего согласованного действия.
2.16. Выразительное чтение оды от слов «Сим твердым узлом естества…» до конца оды.
• Какую роль должны играть вельможи в обществе?
Вельможи - «здравы члены тела», передаточные и посредующие звенья между народом и монархом, формирующим иерархическую структуру. Четкое исполнение порученных им функций государственного механизма, ревностность и правдивость в осуществлении роли проводников «информации» от «тела» к «главе» и от «главы» к «телу» составляют, по Державину, основу благополучия государства.
• С кем сравнивает Г. Р. Державин достойного вельможу? Каков смысл этогоравнения?
Борись вновь с бурями, мужайся,
Как юный возносись орел.
2.17. Сообщение о символическом значении образа орла, держащего в клюве весы.
Орёл - самый распространенный символ, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью, особенно имперской. Изображение орла использовалось в геральдике многих стран. Он является геральдическим символом власти, господства, великодушия и прозорливости. Подобно льву, орел воспринимается как царственная птица.
Орёл держит в клюве весы — символ справедливости, атрибут аллегорий закона, правосудия. Сравнение вельможи с царственной птицей свидетельствует о позиции автора, желающего видеть в вельможе идеал храбрости, великодушия, справедливости, законности.
2.18. Слово учителя.
Ода «Вельможа» затрагивает одну из важнейших, если не центральную, тем политических размышлений Державина.
Новаторство поэта в жанре оды связано с тем, что он устранил антитезу «земное - божественное», определявшую в стихах Ломоносова отношение подданных и монарха. Монарх переведен в земной план и уравнен с простым человеком. Иногда царь или даже могущественный вельможа у Державина может быть назван «земным богом», но «земной бог» живет и владычествует, сознавая это или нет, перед очами «Всевышнего Бога», который некогда «восстанет» и будет «судить» его по делам его. Права царя даны монарху высшей властью Бога, или высшим Законом.
• Назовите признаки классицизма в оде «Вельможа». Каковы отступления от классицизма?
Заполнение второй части таблицы (задание 8 рабочей тетради, с.27, ч.1).
Черты классицизма и новаторство в поэзии Державина
Традиции классицизма
Новаторство
Использование традиционных жанров (ода). Принцип рационализма, культ разума, стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления, утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, идеализация героев, деление героев на положительных и отрицательных, обращение к общественной
Проблематике.
Нарушение иерархии жанров, введение просторечных слов в высокий стиль (в оду), элементы реализма в изображении современной ему русской жизни, словесная живопись.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1. Выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник», с.78, ч.1.
2.Индивидуальное задание:
- подготовить выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»;
- подготовить сообщение о портрете Екатерины II работы В. Боровиковского.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ