Конспект урока литературного чтения 4 класс "С. Д. Дрожжин «Родине»"

МАОУ «Гимназия 4» Великий Новгород, Бутакова Надежда Александровна







Конспект урока литературного чтения


4 класс УМК «Школа России»


Тема: С. Д. Дрожжин «Родине»


Тип урока: введение нового знания

Технология: проблемно-диалогическая

Метод: деятельностный


Разработала Бутакова Надежда Александровна


учитель высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №4» города Великого Новгорода























Великий Новгород

2014 год

Урок литературного чтения

С. Д. Дрожжин «Родине»


Цель урока:

  • познакомить со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»

  • уточнить определение понятия «родина»

  • развивать словарный запас учащихся, навык выразительного чтения

  • воспитывать патриотические чувства


Познавательные УУД:

  • строить устное высказывание с учетом учебной задачи

  • поиск необходимой информации с помощью учебной литературы

  • переработка и преобразование информации из одного вида в другой

  • анализировать, сравнивать, делать выводы.


Регулятивные УУД:

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  • определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока

  • самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой

Коммуникативные УУД:

  • учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

  • работа в парах и группах

Личностные УУД:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  • основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.


Оборудование:

  • Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. «Родная речь». Учебник для 4 кл. Ч. 2. Москва «Просвещение», 2008 г.

  • С. И. Ожегов. «Словарь русского языка». М.: «Русский язык», 1984.

  • А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас. Окружающий мир». Учебник для 4 кл. нач. шк. Ч. 2. М.: «Просвещение», 2009.

  • Портрет С. Д. Дрожжина

  • Листы стихов новгородских поэтов

  • Лист ватмана

  • Фломастеры

  • Карточки с пословицами









Ход урока



  1. Самоопределение к деятельности, мотивация к деятельности

  • Кто пришел сегодня на урок в хорошем настроении?

  • Кто любит совершать открытия?

  • Кто любит сам добывать знания?

  • Сегодня у вас будет такая возможность.



  1. Актуализация знаний.

  • Ребята! Продолжаем урок. Предлагаю послушать стихи, которые подготовили дома ваши одноклассники.

Родина

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Зоя Александрова

Великую Землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей зовем.

Родиной мы называем свой город –

Город, который нам близок и дорог.

Новгород – это любимый наш край,

Сердца частицу ему ты отдай.

Марк Лисянский

  • Какая тема объединяет эти стихи?

  • Как вы понимаете, что такое Родина?

  • Подберите слова, близкие по значению к слову Родина.

(Россия, Отечество, Отчизна)

  • Прочитайте слова К. Ушинского, написанные на доске:

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».

Работа с пословицами.

  • Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл. Работать вы будете в парах. Напомните основные правила работы в паре.

  • Мы продолжаем работу над поэтическими произведениями в разделе «Родина». Поэзия, представленная в этом разделе не «детская», но стихи о Родине понятны людям любого возраста.

  • Во все времена человеку свойственны чувства красоты, любви к Родине, патриотизма.

  • Как мы называем людей, горячо любящих Родину?

        1. Постановка цели, определение темы урока

- Как вы думаете, какую цель мы можем поставить перед собой на нашем уроке?

- А какой будет тема урока?


  1. Знакомство с поэтом С. Д. Дрожжиным (Слово учителя о поэте)

Дрожжин Спиридон Дмитриевич (1848 – 1930) – поэт-самоучка. Родители Дрожжина – крепостные крестьяне. Дед научил грамоте, а 10 лет он обучался наукам у местного дьячка. В 12 лет родители отправили его в Петербург, в «люди». С тех пор Дрожжин работал в трактире приказчиком, и продавцом, и лакеем. Мечтал учиться, но не удалось, поэтому пристрастился к чтению, был постоянным читателем Публичной библиотеки. В 16 лет стал сочинять сам. Постепенно познакомился с известными писателями. Был знаком с Толстым. Произведения Дрожжина включали в школьные хрестоматии, издавали для детского чтения.

  1. Чтение и анализ произведения

  1. Чтение стихотворения учителем. Первичное восприятие текста.

  • Выскажите, пожалуйста, ваши впечатления от прочитанного.

  1. Словарно-лексическая работа. Работа с толковым словарем.

  • Объясните значение слов:

Молитвенно (с молитвой), чарующий (от чары – волшебство, колдовство), приветный (выражает добрые пожелания), гордость (чувство собственного достоинства, самоуважения, чувство удовлетворения от чего-нибудь), гордиться (испытывать гордость от чего-нибудь).

[Физкультминутка]

  1. Вторичное чтение детьми и беседа по содержанию стихотворения.

  • Какие картины вы увидели вместе с поэтом?

  • Перечитайте стихотворение и выберете картину, которая лучше всего вам представилась.

  • Прочитайте этот отрывок, постарайтесь объяснить, почему эта картина представилась ярче?

  • Что нового вы открыли для себя, когда перечитали стихотворение?

  • Обратите внимание, как начинается каждое четверостишье.

(Словами как, когда, каким. Это придает тексту дополнительную выразительность)

  • Пронаблюдаем за изменениями, происходящими в тексте, за внутренним переживанием автора.

(Во второй строфе описывается зрительное восприятие автора: «свой взор бросаю», причем можно проследить за тем, как направляет свой взор автор, а именно сверху вниз: сначала он смотрит на небо, затем окидывает взглядом весь простор и, наконец, вглядывается в леса; в третьей строфе описывается чувственное восприятие: «в теплый день»; в четвертой и пятой строфе участвует обоняние: «дышится»; в шестой строфе участвует слуховое восприятие: «в шелесте», «голос», «пою» 2. В первых двух строфах автор находиться совершенно один, во строфой строфе появляются деревни, в третьей строфе становиться еще больше людей: «на поле весь народ», а в пятой и шестой строфах автор вновь остается наедине с собой: «когда хочу я отдохнуть с тобой наедине»)

  • Как поэт относится к родине? Что вам подсказало? Приведите примеры.

(С любовью, с чувством гордости, с чувством восторга, с чувством свободы: «как не гордиться мне тобой», «как хороша ты», «каким восторгом мою грудь ты наполняешь мне»

  • Какие слова находит поэт для того, чтобы передать свои чувства?

Как не гордиться», «родной», «молитвенно», «чарующий », «бодро дышится», «восторгом» и т.д.)

  • Близки ли тебе эти мысли?

  • Какой изображает автор родную землю?

(Просторной, свободной, красивой, чарующей, мощной, сильной)

  • Объясни слова поэта: «Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю».

(Для автора это не просто шелест, а голос его Родины. Автора переполняют чувства от общения с природой родного края. Простор не только зрительно видит просторы своей Родины, но и воспринимает её слухом.)

  • Как относиться поэт к своему народу?

(С уважением, с любовью (конец третьей и четвертая строфа)

  • В каких строках поэт выразил главную мысль?

(В последней строфе)

  • Как вы думаете, каким должен быть человек, поэт, сумевший так выразительно написать о Родине?

(Любящим свою Родину, чутким, внимательным)

  • Ребята, как вы прочитайте стихи Дрожжина?

  • Следует ли увеличивать или уменьшать силу голоса при чтении? Читать громко или тихо?

  • В каком ритме вы будите читать это стихотворение? Быстро или медленно?

  • Какое настроение нужно выразить при чтении?

  • Какую интонацию вы выберете?

  • Читаем стихотворение, подчеркивая интонацией любовь к Родине. Постарайтесь выразить восхищение, восторг.

[Выразительное чтение детьми]

  • Мы прочитали стихотворение С. Д. Дрожжина, увидели, что ближе всего сердцу поэта. Это глубоко патриотичное стихотворение, поэтому удалось выразить огромную любовь к Родине простыми словами.

  1. В заключение стихотворение еще раз читает учитель.

  1. С чего начинается Родина?

  • Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился, произнес первые слова, сделал первые робкие шаги, где пошел в школу.

  • Познание Родины начинается с изучения родного края.

  1. Знакомство с поэтами новгородского края

  • Сейчас я предлагаю вам, дети, познакомиться с поэтами новгородского края.

Для каждой группы приготовлены стихи одного из поэтов. Вам нужно внимательно прочитать их в группе, определить, можно ли их внести в раздел «Родина» и почему.

  • Игорь Таяновский (пишет об истории и о верности Родине)

  • Евдоким Русаков (пишет о природе, о деревнях, о людях)

  • Василий Соколов (его стихи проникнуты горячей сыновней любовью к родной земле)

  • Анатолий Бухвалов (его произведение: «У древних стен – у Ильменя у озера»)

  • Владимир Кулагин (стихи посвящены родному краю)


  1. Проба пера

  • В наш урок я включила, на мой взгляд, очень интересный раздел («Проба пера и кисти»)

  • Как бы вы рассказали о своей Родине?

  • Какое отношение можете к ней выразить?

  • Сочините свои стихи.

  • А кто желает выразить свои чувства в рисунке?

  1. Итог урока. Рефлексия

  • О чем стихотворения, которое мы читали сегодня на уроке?

  • Какие чувства они у вас пробудило?

  • Какая цель стояла перед нами на уроке?

  • Достигли ли мы ее?

Закончите предложения

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Мне было трудно…

  • Мне было легко…

  • Мне понравилось, что…



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ