Конспект урока на тему «В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
Литературное чтение
Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
Цели: - продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно-познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»; привести детей к выводу о том, что все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; - учить детей интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение); формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников;
развивать навыки самооценки обучающихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру, ответственность за совершаемые поступки.
Оборудование: ИД, презентация, музыкальная шкатулка.
Ход урока
Этапы урока, их содержание
Вступительное слово учителя.
- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла на урок (учитель показывает шкатулку). Вспомните, как называется этот предмет.
Ответы детей с опорой на знания, данные на предыдущем уроке.
- Для чего он предназначен? В табакерках хранили табак, потому и называли их табакерками. Табакерки были символом богатства и знатности своего хозяина.
- А музыкальные табакерки были в особом почете. Хозяин такой табакерки, прежде чем открыть крышечку, некоторое время держал табакерку в руках, чтобы окружающие его люди могли полюбоваться прелестными миниатюрами, изображенными на стенках шкатулки и крохотной поющей птичкой, выпархивающей из недр табакерки.
II. Работа с текстом по биографии писателя.
- У вас на партах лежат таблицы, в которые вам необходимо вписать ответы на поставленные вопросы, вспомнив биографические сведения об авторе.
III. Проверка домашнего задания.
- С автором сказки мы уже знакомы – пора познакомиться поближе с героями. Итак, в путь. Однако в путешествие принято брать багаж. Сегодня это будут знания по теории литературы и ваше домашнее задание.
- Кто же является главным героем сказки?
- А о том, каким вы себе его представляете, нам расскажут синквейны, которые вы составили дома.
IV. Знакомство с темой урока, актуализация знаний.
- Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»? - Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»?
- Какие признаки сказки как жанра проявляются в этом произведении?
V. Целеполагание.
- Ребята, а в качестве эпиграфов к нашему разговору я взяла строки из самого произведения. Зачитайте их и давайте вместе попробуем сформулировать цели нашего урока. Причем, первая цель должна быть связана с первым эпиграфом, вторая – со вторым.
(Дети высказывают возможные формулировки целей, учитель корректирует их и впечатывает на слайд).
- Ребята, уроки, извлеченные Мишой, мы будем записывать в тетрадь.
(Оформление заголовка)
VI. Проверка домашнего задания – лексическая работа.
- Чтобы не сбиться с пути, давайте дадим объяснение незнакомым словам, встретившимся вам при чтении сказки. На экране поочередно будут появляться изображения. Ваша задача – определить слово, обозначающее изображенный предмет и дать его толкование.
VII. Работа по содержанию сказки.
- Итак, багаж собран, и мы на пороге волшебной страны.
- Зачитайте отрывок из текста сказки, который мог бы стать подписью к данной иллюстрации.
(«Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», - сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть!»)
- Что же необычного увидел Миша в табакерке? Об этом нам расскажут …. (называются имена детей, готовившихся художественное чтение наизусть отрывков из произведения)
(Чтение наизусть отрывка: «Какая прекрасная табакерка» - «…расходятся по всему небу»).
- Что же это за городок?
- Это городок Динь-Динь, в котором….
(чтение наизусть отрывка: «…из-за деревьев солнышко выходит…» - «потянулись синеватые лучи»).
VIII. Наблюдение за авторским стилем повествования.
- Ребята, действительно, мы оказались в удивительной стране, создать которую автору помогают художественные средства выразительности. Давайте понаблюдаем над языком сказки.
(следует работа с таблицей «Средства художественной выразительности…»)
- Часть таблицы уже заполнена. Наша задача – восстановить пустые строки таблицы, вписав название терминов или примеры, из второго отрывка, прочитанного наизусть.
IX. Работа над системой образов (начало).
- Ребята, а кто же живет в этой удивительной стране?
X. Физкультминутка.
- Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки.
Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь, (приседания)
Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда. (приседания)
Валиком свободно спинку покрути. (повороты корпуса вправо-влево)
Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны)
И звонким колокольчиком, всем нам позвени. (движения кистями рук)
XI. Работа над системой образов (продолжение).
- Ребята, как вы считаете, какой житель этого городка самый главный?
- Послушайте описание царевны Пружинки.
(чтение отрывка наизусть: «Смотрит, золотой шатер… - очень удивился»)
- Давайте попробуем определить, как взаимодействуют жители городка Динь-Динь. Кто из них, по-вашему мнению, должен оказаться на верхней строчке нашей схемы? Почему?
(выразительное чтение отрывка «Кабы я валик не толкала…» - «и музыки не было бы!»)
- Давайте проверим, верно ли мы составили эту цепочку, зазвучит ли музыка в нашей табакерке. Постарайте услышать звуки, издаваемые всеми жителями этого городка.
(Звучит запись пьесы А.Лядова «Музыкальная шкатулка»)
XII. Работа по содержанию сказки.
- И захотелось Мише узнать, правду ли говорит царевна. «Он наклонился и прижал ее пальчиком – и что же?» Найдите описание дальнейших событий. При чтении постарайтесь выбрать нужную интонацию.
(выразительное чтение отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…»)
- Ребята, этот самый напряженный момент в развитии действия сказки называется кульминация. (Запись определения в тетрадь)
- Так какой же урок извлек Миша из этой истории? (Запись в тетрадь)
- Это, ребята, пожалуй, самый главный урок, который извлек для себя Миша. Но были и другие. Давайте вернемся в самое начало и проследим, чему же еще научился Миша.
- Найдите в тексте слова, которыми можно подписать иллюстрацию на данном слайде. («В самом деле, с каждым их шагом… - а подойдешь – большое»)
- Какое же открытие сделал для себя Миша, проходя под сводами этого городка?
- Вывод запишем в тетрадь.
- «А вот перед ними еще дверцы: они отворились, и Миша очутился на улице». (чтение отрывка наизусть «Что за улица!» - «…и все млал-мала меньше»)
XIII. Наблюдение за языком сказки.
- Что же помогает автору создать такое удивительное описание? Составьте словосочетания со словами, представленными на слайде.
- Что же объдиняет все эти слова?
- Почему автору понадобились слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
XIV. Работа по содержанию сказки (продолжение).
- Колокольчики, самые многочисленные жители этого городка, рады были приветствовать Мишу своими песнями. Какое же открытие помог сделать Мише мальчик-колокольчик?
(чтение отрывка «Это так только мне кажется… - …кто из нас побольше, у того и голос потолще») (Запись вывода в тетерадь)
- «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. «Весело вы живете», - сказал им Миша…». Согласились ли с ним мальчики-колокольчики?
(чтение эпизода «Нет, Миша, плохое нам житье…» - «…очень, очень скучно»). (Запись вывода в тетрадь)
XV. Наблюдение за особенностями стиля автора.
- Ребята, вместе с Мишей мы проделали большой путь. Скажите, а могла ли на самом деле произойти такая история? Как автору удается заставить читателя поверить в рассказанное?
- Сон – одна из распространенных в литературе форм представления вымышленного, нереального, фантастического.
XVI. Подведение итогов урока.
- Много уроков извлек для себя Миша, путешествуя по удивительному городку Динь-Динь. Он, как сказал его папенька, «в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет».
- А вы, ребята, поняли, почему музыка в шкатулке играет?
- А еще лучше поймете, когда механику изучать будете. Что такое механика?
- Вот поэтому, ребята, сказку В.Ф.Одоевского и принято называть научно-познавательной.
- Ребята, какой же урок извлекли из сегодняшнего урока вы?
- Достигли ли мы целей нашего урока?(открыть слайд с целями урока)
XVII. Рефлексия.
- Ребята, мы познакомились с очень интересными жителями сказочного городка. Скажите, а сегодня на уроке с кем бы вы себя могли сравнить? Почему?
XVIII. Домашнее задание.
- Несмотря на то что путешествие наше подошло к концу, знакомство с литературными сказками продолжается. На следующем уроке нас ждет новая удивительная история о Черной курице, которую написал Антоний Погорельский.
XIX. Оценивание работы учащихся.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ