Конспект урока по Литературе "Деятельное сострадание" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 МО Староминский район Краснодарского края





Урок литературы, проведённый на неделе гуманитарного права в 5 классе.

«Деятельное сострадание»

/по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»/













Урок подготовила и провела

Анисимова Н.А.







2013 год





Тема : «Деятельное сострадание» /по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»/

Цели урока: обратить внимание учащихся на то, что и в мирной жизни людям приходится сталкиваться со многими проблемами(болезнями, безработицей). Иногда эти испытания могут быть настолько трудными, что только поддержка окружающих, похожая на чудо, может изменить безвыходную ситуацию. Знакомство с творчеством А.И. Куприна.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и целей урока. /слайд №1/

  3. Вступительное слово учителя:

- В школе проходит неделя гуманитарного права. Гуманитарному праву посвящён наш сегодняшний урок. Работать мы будем по книгам «Вокруг тебя – мир», которая создана по инициативе Международного комитета Красного Креста.

? Что вы знаете об этой организации? /Организация, которая оказывает помощь людям, находящимся в зоне вооружённого конфликта, людям, пострадавшим от наводнения, землетрясения и других стихийных бедствий./

- Одна из задач деятельности Международного Комитета Красного Креста – распространять идеи гуманности, взаимного уважения.

? Что означает слово «гуманность»? /слайд №2 : гуманность – любовь к человеку, уважение человеческой личности, человечность, человеколюбие/

? Как вы думаете, какие произведения собраны в этом пособии? /произведения о людях, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в помощи/

- Об этом рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».

IV. Сообщение знаний:

1.Слово о писателе /слайд №3/:

- Александр Иванович Куприн родился в 1870 году. Это один из самых известных писателей первой четверти 20 века. Куприн – чрезвычайно интересная личность, он перепробовал массу профессий: от грузчика до дантиста. Его увлекало всё новое и интересное: он спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане, организовал атлетическое общество. Во время Первой мировой войны в его доме был устроен лазарет.

2.Анализ рассказа «Чудесный доктор»:

- Чтение первого фрагмента.

? Чем привлекла мальчиков витрина, описанная автором?

- Второй фрагмент пересказывают заранее подготовленные учащиеся.

? Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа?

? В каком настроении пребываете вы в эти праздники?

? Могут ли мальчики, Володя и Гриша, надеяться на подарки, сюрпризы, в эти праздничные дни?

- Третий фрагмент заранее подготовленные учащиеся читают по ролям.

? Как вы думаете, о чём говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

? Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он этого не сделал?

- Четвёртый фрагмент читает учитель.

? Были ли у семьи Мерцаловых причины отчаяться? Почему?

? Можно ли сказать, что семья попала в трудную жизненную ситуацию?

- Пятый фрагмент пересказывают заранее подготовленные учащиеся.

? До какой степени сильно было отчаяние Мерцалова?

- Чтение учителем шестого фрагмента.

? Как вы думаете, почему этот незнакомый человек решил помочь Мерцалову?

- Седьмой фрагмент пересказывают заранее подготовленные учащиеся.

? Как вы думаете, почему доктор не назвал своего имени, фамилии?

? В этом фрагменте автор несколько раз называет доктора «чудесным». Почему?

? Кем же оказался этот «чудесный» доктор? /слайд №4 Николай Иванович Пирогов – российский хирург, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии. Участвовал в обороне Севастополя, в франко-прусской и русско-турецкой войнах. Впервые произвёл операцию под наркозом на поле боя, ввёл неподвижную гипсовую повязку./

? Как дальше сложилась судьба Мерцаловых?

V. Итоги урока:

? О каком же чуде идёт речь в этом рассказе? /О чуде случайной встречи. О чуде, которое может сотворить любой человек с чутким сердцем. О чудодейственной силе деятельного сострадания./

? Что, по-вашему, можно назвать деятельным состраданием?

- Закончить урок хочется словами немецкого поэта Иогана Гёте /слайд №5/: «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться».













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ