Конспект урока по Литературе "Две жизни – два пути. «Маленькие люди» в светской и житийной литературе 19 века" 8 класс
О.В.Евдокимов, учитель русского языка и литературы С-Петербургской школы № 288 Адмиралтейского района
Открытый урок по литературе в 8 «А» классе
(20 декабря 2011 г.)
Тема урока «Две жизни – два пути. «Маленькие люди» в светской и житийной литературе 19 века. (На примере повести Н.В. Гоголя «Шинель» и «Жизнеописания Ивана Григорьевича Босого /Ковалевского/»)
(1 урок)
Учебно-методическое обеспечение: рабочие тетради; карточки с фрагментами текстов из гоголевской повести «Шинель» и «Жизнеописания…» Ивана Ковалевского; вопросы, прилагаемые к карточкам; портрет Н.В. Гоголя; выставка книг писателя: сборник «Петербургские повести», повесть «Шинель»; графические изображения Акакия Башмачкина и Ивана Ковалевского.
Необходимое оборудование и материалы для урока, оформление доски: проектор, экран, компьютер, на доске, помимо даты, написана тема урока: «Две жизни – два пути. «Маленькие люди» в светской и житийной литературе 19 в.».
Цели урока:
На основе анализа фрагментов из 2-х текстов, при сравнении личности А.А. Башмачника с личностью И.Г. Ковалевского, привести учащихся к размышлению над вопросами бытия человека, целей жизненного пути, непреходящих нравственных ценностей.
Установив «сходство» и «различие» образов двух чиновников, прийти к более глубокому и разностороннему пониманию темы «Маленький человек» в русской литературе 19 века».
Задачи урока:
1. продолжить формирование интереса учащихся к творчеству Н.В. Гоголя, его личности и жизни;
2. ознакомить с примерами житийной прозы начала XX века о жизни «маленького человека», а также с биографическими данными церковного писателя второй половины XIX – начала XX стлетия Владимира Зноско.
3. продолжить обучение учащихся сопоставительному анализу текста на примере предложенных текстовых фрагментов повести «Шинель» и «Жизнеописание…»;
4. продолжить обучение по развиию устной речи учащихся, умению рассуждать, аргументировать своемнение, опираясь на текст.
План урока:
I. 1. Проверка домашнего задания. История написания повести «Шинель». Сообщения учащихся по темам: а) «К истории написания «Жизнеописание Ивана Ковалевского…», краткие сведения об авторе «Жизнеописания…» Владимире Зноско; и б) «К истории ннаписания повести Н.В. Гоголя «Шинель»;
II. 1. Работа с карточкам, на которых даны фрагменты текста с вопросами к нему.
2. Формулирование выводов. Подведение итогов. Заполнение сравнительной таблицы.
III. 1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.
Примечания к уроку:
Учащиеся прочитали гоголевскую повесть «Шинель», а также «Жизнеописание Ивана Ковалевского…» и ознакомились посредством доклада одного из учеников с историей создания повести Н.В. Гоголя и текста «Жизнеописания…» по статье О.В Евдокимова «Кто же «вошел» в гоголевскую «Шинель»?».
(Если же представляется более предпочтительным урок начать с сообщения об истории создания повести и «Жизнеописания…», то фрагменты статьи О.В. Евдокимова, освещающие этот вопрос, докладчик может использовать не в качестве вступительного слова к уроку, а по ходу урока, во время обсуждения темы).
I. 1. Проверка домашнего задания. Сообщение учащихся по темам: а) «К истории написания «Жизнеописание Ивана Ковалевского…», краткие сведения об авторе «Жизнеописания…» Владимире Зноско; б) «К истории написания повести Н.В. Гоголя «Шинель».
А) Материал для краткого сообщения учащегося: «К истории написания «Жизнеописания И.Г. Ковалевского»1.
[Известно, что юродивый Иван Босый пережил Н.В. Гоголя почти на 3 года и умер в 1855 г., его же подвижническая жизнь была описана 53 года спустя после преставления, в 1908 году, то есть на 67 лет позже создания «Шинели», текст которой, и это несомненно, - первичен. <…>].
Б) Краткое сообщение учащегося: «К истории написания повести «Шинель»2.
[В критической литературе, посвященной истории написания «Шинели», указывается некое событие, как будто бы побудившее писателя создать гениальную повесть. П.А. Аненков вспоминает, что однажды в присутствии Н.В. Гоголя был рассказан анекдот, имеющий в своей основе истинное происшествие, случившееся с одним чиновником, который насилу скопил деньги на ружье… и при первой охоте утерял его в водах Финского залива. Эта потеря так расстроила чиновника, что он даже заболел, но друзья, узнавшие о причине болезни, организовали сбор денег и подарили незадачливому сослуживцу новое ружье. <…>].
Работа с карточками, на которых размещены вопросы и фрагменты текстов из гоголевской повести «Шинель» и «Жизнеописания…».
Карточка 1
II. 1 Изображение Акакия Акакиевича и Ивана Григорьевича.
[На экране изображения: 1) портрет Н.В. Гоголя, 2) титульный лист обложки «Шинель», 3) титульный лист обложки «Жизнеописания…», 4) изображения А.А. Башмачкина и 5) И.Г. Ковалевского.]
-Рассмотрите облики двух чиновников и ответьте, какими людьми они вам представляются, какие сходства и различия вы примечаете в их изображениях?
Текст под изображениями двух чиновников:
- «...он (Акакий Акакиевич – О.Е.), видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове»3.
- «Голову свою Иван Григорьевич ничем не покрывал. В руках у него постоянно имелся старый канцелярский, с кокардою, картуз,но он никогда не надевал его на голову, а неизменно носил под мышкой, как памятку своего некогда чиновного состояния»4.
-Сравните текст под изображениями А.А. и И.Г., скажите, о чем будет идти речь?
Карточка 2
Отношение сослуживцев к Акакию Акакиевичу и Ивану Григорьевичу
-Как сослуживцы относились к А.А. и И.Г. в канцеляриях?
-Проследите по тексту, как реагируют А.А и И.Г. на выпады чиновников, и постарайтесь объяснить, чем руководствуются при этом «маленькие люди», терпящие глумления над собой?
-Кто из 2-х чиновников оказался более невосприимчив к обидам, независим от окружающих придирчивых сослуживцев, А.А. или И.Г.? Почему?
–В каком настроении они проводят вечера, возвратившись после службы домой? Скажите, как характеризуют чиновников особенности домашнего времяпровождения?
Акакий Акакиевич:
«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже: «Перепишите», или «Вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены.<…> Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола, вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом».
Иван Григорьевич:
«Странный образ его жизни вызывал в сослуживцах его ненависть и озлобление. Порицание, насмешки и глумления были ему исключительным приветом со стороны товарищей. Всякий старался устроить ему какую-либо пакость. Кто подсыпал ему в чернильницу песку, кто подкладывал ему под сиденье острые шпильки, кто накладывал в карманы его пальто клочья засаленной объедками пищи бумаги, а кто, просто-напросто, пускал на его счет едкие колкости и остроты и подымал пред собранием на смех. Вся мелочность, грязь и внутренняя нечистота канцелярского общежития отражались на его невинной голове. Но, помня заповедь, Иван Григорьевич относился ко всему с полнейшим равнодушием и ни на что не откликался, так что товарищи прозвали его «немцем».<…>
Положение его с каждым днем становилось все более и более неопределенным, натянутым. Окружающие люди не понимали возвышенных чувств его боголюбивой души, соблазнялись его наружностью, жизнью и своими враждебными действиями угнетали и оскорбляли все его беззащитное существо. И только по возвращении со службы домой оживлялся, с громким плачем на коленях перед образом изливал он перед Богом свои горькие думы…».
Карточка 3
Повышение по службе
-Как отнеслись к предлагаемому повышению А.А. и И.Г.? Объясните мотивы их поступка.
Акакий Акакиевич:
«Впрочем, нельзя сказать, чтобы не было к нему никакого внимания. Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». С тех пор оставили его навсегда переписывать».
Иван Григорьевич:
«Отличий по службе он не искал. Однажды ему выдался случай получить маленькое повышение, но, будучи доволен своим положением, Иван Григорьевич от такой чести отказался. Товарищи узнали об этом и подняли скромного труженика на смех.
- Сама синица дураку в руки летела, да не умел дурак шапкою ее накрыть, - говорили ему, на что он им заметил:
- И дурак ездит в карете, и умный ходит пешком. Только глупые ищут большого места, а умный и в углу виден. Ешь – не наедайся, пей – не напивайся, вперед не кидайся, в средину не мешайся, да и позади не оставайся. Об этом правда Божия всем людям говорит, так и мне она, матушка, делать велит»…»
Карточка 4
Внешний вид киевского и петербургского чиновников
-Сравните описание внешнего вида двух чиновников. Есть ли, на ваш взгляд, совпадения?
-Влияла ли внутренняя сосредоточенность на манеру одеваться, вид платья А.А. и И.Г.?
Акакий Акакиевич:
«Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих головами, которых носят на головах целыми десятками русские иностранцы. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор».
Иван Григорьевич:
«Прошло несколько лет. Иван Григорьевич жил по-прежнему. Являлся на службу испачканным, грязным, в порванном платье, полуголодный и худой. Одевался, как попало, кушал, что придется, а если у него оставались в кармане мелкие деньги – раздавал нищим и убогим».
Карточка 5
Внутренний мир чиновников
-Можно ли сказать, что А.А. был внешне рассеянным человеком и, одновременно, внутренне сосредоточенным? Если «да», то чем объяснить такое состояние?
-Смогли бы вы определить черты различия и сходства внутреннего мира двух чиновников?
Акакий Акакиевич:
«Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице, на что, как известно, всегда посмотрит его же брат, молодой чиновник, простирающий до того проницательность своего бойкого взгляда, что заметит даже, у кого на другой стороне тротуара отпоролась внизу панталон стремешка, - что вызывает всегда лукавую усмешку на лице его.
Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на середине улицы».
Иван Григорьевич:
«Переписка набело рапортов и предписаний, да подшивка разных бумаг к громадным «делам» занимала все дни службы.
Вечно серьезный, строгий и замкнутый, постоянно углубленный в думы Иван Григорьевич держался от всех особняком и сумел удержаться от нехороших увлечений канцелярской молодежи».
Карточка 6
Мимика лица чиновников во время канцелярского труждения
-Можно ли назвать стремление А.А. к переписыванию бумаг «страстью» («прелестью»)? Почему?
-Видите ли вы внешнее сходство и внутреннее различие в образах 2-х чиновников? Если «да», то в чем это проявляется?
-Обратите внимание на выражение лица петербург- ского и киевского чиновников. Каково это выражение? Совпадает ли мимика А.А. и И.Г. при переписывании бумаг? Каким внутренним состоянием определяется мимика их лиц? Можно ли сказать, что душевные состояния гоголевского титулярного советника А.А. и киевского чиновника И.Г. идентичны, похожи, или нет?
-На каких нравственных ценностях основывают свою жизнь, свое существование А.А. и И.Г.?
Акакий Акакиевич:
«Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его.<…> Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало.<…> Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием…»
Иван Григорьевич:
«Положение его с каждым днем становилось все более и более неопределенным, натянутым. Окружающие люди не понимали возвышенных чувств его боголюбивой души, соблазнялись его наружностью, жизнью и своими враждебными действиями угнетали и оскорбляли все его беззащитное существо. И только о возвращении со службы домой оживлялся, с громким плачем на коленях перед образом изливал он перед Богом свои горькие думы…»
Карточка 7
«Шинель» и «тулуп» - образ отношения… к чему?
-Почему А.А., оказавшись зимой без новой шинели, попытался ее вернуть, а И.Г., наоборот, не имея теплых вещей к зиме, решил подаренный ему дубленый тулуп оставить у здания Лаврской канцелярии и скрыться? Только ли здесь дело в страхе одного или бесстрашии другого «маленького человека» перед морозом?
Акакий Акакиевич:
«Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади. Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь прямо к будке, подле которой стоял будочник <…> Акакий Акакиевич, прибежав к нему, начал задыхающимся голосом кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека. Будочник отвечал, что он не видал ничего <…> Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу. Старуха, хозяйка квартиры его, услыша страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели и с башмаком на одной только ноге побежала отворять дверь <…> Когда же рассказал он, в чем дело, она всплеснула руками и сказала, что нужно идти прямо к частному <…> Выслушав такое решение, Акакий Акакиевич печальный побрел в свою комнату, и как он провел там ночь, предоставляется судить тому, кто может сколько-нибудь представить себе положение другого».
Иван Григорьевич:
«О равнодушии Ивана Босого к роскоши и о всей его нестяжательности говорит такой случай. Один богатый купец привез ему из Москвы дубленый тулуп и дал «в подарок» горсть серебра. Чтобы не обидеть купца отказом, Иван Григорьевич тулуп примерял на себя, прошелся в нем кругом Великой церкви, но, когда сгустились сумерки и наступил вечер, отправился к зданию Лаврской канцелярии, разложил полученные деньги на мостовой в форме четырехконечного креста, а тулуп распростер на земле, сам же незаметно скрылся. Конечно, недолго пролежал тулуп под открытым небом. Тотчас нашлись любители даровой наживы и, натолкнувшись на эту лакомую приманку, подобрали «находку» в более приличное место».
Карточка 8
Смерть как жизненный итог
-Сравните кончину А.А. и И.Г.
-Как и с чем подходят к пределу земной жизни А.А. и И.Г.? Какое состояние души чиновников нам открывается в час их кончины?
-Как окружающие отнеслись к смерти А.А. и И.Г.?
-К чему стремились в своей жизни и к чему пришли петербургский и киевский чиновники?
-Какие чувства вызывают у вас «маленькие люди» А.А. и И.Г.?
-О чем говорят и чему учат примеры их жизненного пути?
Акакий Акакиевич:
«На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. Благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать, и когда явился доктор, то он, пощупавши пульс, ничего не нашелся сделать, как только прописать припарку, единственно уже для того, чтобы больной не остался без благодетельной помощи медицины; а впрочем, тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут. После чего обратился к хозяйке и сказал:
- А вы, матушка, и времени даром не теряйте, закажите ему теперь же сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог.
Слышал ли Акакий Акакиевич эти произнесенные роковые для него слова, а если и слышал, произвели ли они на него потрясающее действие, пожалел ли он о горемычной своей жизни, - ничего этого не известно, потому что он находился все время в бреду и жару. Явления, одно другого страннее, представлялись ему беспрестанно: то видел он Петровича и заказывал ему сделать шинель с какими-то западнями для воров, которые чудились ему беспрестанно под кроватью, и он поминутно призывал хозяйку вытащить у него одного вора даже из-под одеяла; то спрашивал, зачем висит перед ним старый капот его, что у него есть новая шинель, то чудилось ему, что он стоит перед генералом, выслушивая надлежащее распеканье, и приговаривает: «Виноват, ваше превосходительство!», - то, наконец, даже сквернохульничал, произнося самые страшные слова, так что старушка хозяйка даже крестилась, отроду не слыхав от него ничего подобного, тем более, что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство». Далее он говорил совершенную бессмыслицу, так что ничего нельзя было понять; можно только было видеть, что беспорядочные слова и мысли ворочались около одной и той же шинели. Наконец бедный Акакий Акакиевич испустил дух.
Ни комнаты, ни вещей его не опечатывали, потому что, во-первых, не было наследников, а во-вторых, оставалось очень немного наследства, именно: пучок гусиных перьев, десть белой казенной бумаги, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон, и уже известный читателю капот. Кому все это досталось, Бог знает: об этом, признаюсь, даже не интересовался рассказывающий сию повесть. Акакия Акакиевича свезли и похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».
Иван Григорьевич:
«В 1855 году Иван Босый с каждым днем стал изнемогать и ослабевать физически. По всему видно было, что земная храмина его перестает служить и близится к разрушению. Однако, несмотря на свою слабость и истощение телесных сил, Иван Босый беспощадно томил свою плоть, изнуряя ее постом и молитвою и подвергая истязаниям и пыткам. Раз пошли они с о. Иларионом на берег Днепра, уселись там на бугорке и беседуют. Вдруг на траве около них показалось что-то алое, красное. Взглянул о. Иларион вниз и видит: ноги у Ивана Босого все в язвах, струпьях да в крови.
- Боже мой! Где это ты накололся, сердечный?
- Мало ли кузнецы гвоздей наковали…
- Ах, жалость моя… Пойдем скорее домой, я тебе тряпочкою раны перевяжу…
- Не надо… Оставь… Спаситель не такими ранами на кресте Свои ноженьки за нас грешных пронзил…
- Да крови-то, крови сколько!.. Гляди, - так и течет…
- И кровь пройдет, и мученье пройдет… А вот вечное мученье, - тому и конца во веки не будет…
Незадолго до своей смерти Иван Босый пришел к своему другу и открыл о приближении скорой кончины, но часа и дня своего отшествия к Богу сообщить не захотел, а только убеждал его усиленно заботиться о своей душе, указывая на те способы и дела, коими особенно привлекается милость Божия. В эти предсмертные дни своей жизни он ежедневно ходил по пещерам и усердно молился Богу.
В конце мая Иван Босый заболел. Вскоре весть о болезни Ивана Босого разнеслась повсюду, и народ целыми толпами повалил к нему в келью, чтобы его проведать. Иван Григорьевич слабел с каждым часом и беспрерывно таял, как свеча. Глубокие язвы и раны его тела не давали ему покоя и причиняли нестерпимые мучения. Так продолжалось до 5 июня. В этот день болящий Иван был соборован и приобщался Святых Христовых Таин. Почувствовав себя хорошо, он спокойно беседовал с приходящими к нему людьми, а 7 июня 1855 года, в 7 часу вечера, Иван Григорьевич Босый тихо и мирно почил о Господе… Тело его, отпетое с подобающею честью и сопровождаемое многочисленною толпою народу, было погребено в саду Китаевской пустыни, в том же самом склепе, который был воздвигнут для него другом его иеросхимонахом Иларионом, который по смерти и был погребен тут же».
II. 2 Формулирование выводов. Подведение итогов. заполнение сравнительной таблицы.
На экране дается сравнительная таблица образов двух чиновников, которую при ответах предлагается заполнить (устно). Например, так:
Акакий Акакиевич
Иван Григорьевич
Отношение к оскорблениям сослуживцев.
Равнодушное. При перенесении обид борьбы с собой нет. Победы над самим собой, как и поражения, нет.
Терпеливое. Преодоление в борьбе с собой само себя. Победа над собой.
Отказ от должности.
Вынужденный, по интеллекту - альной неспособности.
Добровольный, по духовно-нравственным причинам.
Отношение к своему внешнему виду, жалованию.
Равнодушное: все внимание устремлено на предмет канцелярского труждения. Остававшиеся деньги копил.
Равнодушное: поглощен размышлениями о небесном, а не земном. Почти все жалование жертвовал на нужды ближних.
Внутренний мир, род сосредоточенности, стремлений, желаний.
Углубленность в себя. Мысли обращены к искусству переписывания. Стремление (до обретения новой шинели) радоваться «малому» творчеству. Отсутствие иных желаний.
Углубленность в себя. Мысли обращены к божественному. Стремление углубиться в молитву, богомыслие. Желание творить не свою волю, а волю Божию.
Зависимость от вещественного, характер жизни, идеалы.
Непреодолимо сильна. Стремление к новой шинели – символу жизненных благ. Возникновение духовной, а позже и материальной зависимость от шинели.
Сведена к минимальному. Отказ от подаренного тулупа – символа мирских благ и довольства. Стремление ко Христу. Утверждение жизни по божьей правде.
Направление жизненного пути, утраты и приобретения.
«Вхождение» в шинель, сот- канную из лжи; наполнение жизни новым смыслом. Утрата свободы и способности радо- ваться «малому» творчеству. Борьба за утерянную «подру- гу жизни». Поражение.
Путь к подвижническим, духовным трудам. Добровольное терпение страданий и лишений. Обретение благодатных даров. Служение Богу и ближним. Облечение во Христа. Духовная свобода в Боге. Победа.
Смерть как жизненный итог.
Тяжелая, беспокойная смерть в раздраженном и гневном духе. Полное равнодушие сослуживцев к умершему А.А. Забвение по кончине. Темные слухи о его посмертных «мстительных» явлениях в Петербурге.
Христианская смиренная кончина – залог вечной жизни в Царствии Небесном. Благая память верующих. Молитвенное почитание в Киеве церковным народом. Признание Ивана Босого Церковью Божией подвижником благочестия.
III 1. Дмашнее задание: написать сочинение по одной из тем.
Темы сочинений:
Какие чувства вызывают у вас «маленькие люди» А.А. и И.Г.?
О чем говорят и чему учат примеры жизненного пути А.А. и И.Г.?
Дорога жизни киевского (петербургского) чиновника.
Анализ эпизода «А.А. за канцелярским столом».
Роль эпизода «Новая шинель – подруга жизни А.А.».
6. Жизнь двух канцелярий.
7. Жизненный подвиг Ивана Босого.
8. «Маленькие люди» - мои современники.
9. «Маленькие люди» - герои литературных произведений 19 века (Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», Акакий Башмачкин из рассказа Н.В. Гоголя «Шинель», Юшка из рассказа А.Платонова «Юшка»).
10. Боль и милосердие в жизни «маленьких людей» (по страницам произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова).
IV. Материалы к уроку
А) Материалы для краткого сообщения учащегося «К истории написания «Жизнеописания И.Г. Ковалевского».
[Известно, что юродивый Иван Босый пережил Н.В. Гоголя почти на 3 года и умер в 1855 г., его же подвижническая жизнь была описана 53 года спустя после преставления, в 1908 году, то есть на 67 лет позже создания «Шинели», текст которой, и это несомненно, - первичен. Но из этого совсем не следует, что «Шинель» оказала какое-либо влияние на «Жизнеописание…». Такая версия, как нам думается, наименее вероятна (или даже совсем невероятна). «Жизнеописание…» - это не литературно-художественное произведение, где необходим и закономерен вымысел, возможны некоторые «заимствования» из художественных источников в смысле творческого развития и переосмысления ранее существовавших литературных образов, тем и т.д., а духовно-биографическое повествование, в котором речь идет о реально жившем в Киево-Печерской Лавре юродивом подвижнике, запечатленном свидетельствами его современников и различными канцелярскими и лаврскими документами, хранящимися в архивах5. Акакий Акакиевич же подобными документальными свидетельствами и свидетельствами современников о своей жизни, конечно, «не располагает». А это значит, что «Шинель» не только не является тем абсолютным первоисточником, который вдохновил бы священника Владимира Зноско «сочинить» «Жизнеописание киевского юродивого странника Ивана Григорьевича Босого» на манер гоголевской «Шинели», но и не могла послужить источником даже отдельных характерологических черт последнего. В этих обстоятельствах, подчиняясь логике вопроса «что первично, что вторично», как будто бы остается думать, что гоголевская повесть, хоть и была написана раньше «Жизнеописания…», могла прежде испытать либо сильное влияние устного источника, свидетельствовавшего о киевском чиновнике, либо… сам автор «Шинели» воочию видел этого чиновника и сделал его прообразом Акакия Акакиевича. Во всяком случае, как чистая случайность совпадения двух текстов вряд ли возможна.
«Голову свою Иван Григорьевич ничем не покрывал. В руках у него постоянно имелся старый канцелярский, с кокардою, картуз, но он никогда не надевал его на голову, а неизменно носил под мышкой, как памятку своего некогда чиновного состояния».
Таким мог предстать юродивый Н.В. Гоголю, если бы писатель оказался в Киеве в начале 40-х годов Х1Х века, а не за пределами России.
Но Гоголь с 1836 года был за пределами страны и во время двух своих приездов в отечество в 1839 – 1840 и 1841 – 1842 гг. – не посещал Киев. Таким образом, гипотеза личной встречи с юродивым в указанные годы отпадает сразу. Однако это совсем не значит, что писатель никогда до этого не слышал о странном человеке, служившем в одной из киевских канцелярий до 1834 года.
Ведь по пути «из своей полтавской Васильевки» в Петербург в июле 1835 года Н.В. Гоголь посетил Киев, а в Киеве - своего друга М.А. Максимовича и прожил у него в доме на Никольской улице, который находился «…с правой стороны при въезде в новосозданную Печерскую крепость возле Лаврского дома», около 5-ти суток.
«Он пробыл у меня пять дней или, лучше сказать, пять ночей, - вспоминал М.А. Максимович, - ибо в ту пору все мое дневное время было занято в университете, а Гоголь уезжал с утра к своим нежинским лицейским знакомцам и с ними странствовал по Киеву»6. Нужно сказать, что среди этих лицейских знакомых, учившихся вместе с Гоголем в Нежинской Гимназии высших наук князя Безбородко, очевидно, были и те, кто после окончания Гимназии поступали на службу в государственные учреждения разных российских городов, в том числе и в учреждения, находящиеся в городе Киеве. Поступали служить так же, как определился в свое время на службу и сам Н.В. Гоголь – в петербургский Департамент Уделов на должность писца во временном столе II отделения под началом вице-президента Департамента Уделов Л.А. Перовского. Более чем вероятно, что эти, в прошлом лицейские, товарищи, а теперь уже государственные чиновники, рассказали писателю во время летних прогулок по Киеву, в 1835 году, о весьма странном своем сослуживце, И.Г. Ковалевском, уволенном, впрочем, совсем недавно, в 1834 году, из Канцелярии киевского губернского правления «по болезни» с чином «канцеляриста». Следует заметить, что Гоголь мог не только слышать от своих знакомых о странном чиновнике, но и лично видеть его при посещении Киево-Печерской Лавры, куда, кстати сказать, часто приходил помолиться Иван Григорьевич, у которого, как сообщается в «Жизнеописании…», видимо, давно уже произошло «…сближение с лаврскими иноками <…> частые беседы с опытными в духовной жизни старцами обители умудряли и укрепляли его в борьбе с трудностями жизни». После увольнения в 1834 году Иван Григорьевич первое время, судя по всему, оставался в Киеве, так как заботился об устроении жизни родной сестры, и только потом, спустя некоторое время (какое точно, неизвестно), отправился странствовать по православным монастырям Руси и возвратился в Киев уже Христа-ради юродивым. Произошло это лишь «в начале 40-х годов». Вернувшись в родной город, Иван Григорьевич «водворился» в Киево-Печерской Лавре.
На самого Н.В. Гоголя Киево-Печерская Лавра произвела неизгладимое впечатление. «Нельзя было мне, - вспоминает М.А. Максимович, - не заметить перемены в его речах и настроении духа: он каждый раз возвращался неожиданно степенным и даже задумчивым – ни крепкого словца, ни грязного анекдотца не послышалось от него ни разу… Я думаю, - заключает друг писателя, - что именно в то лето начался в нем крупный переворот в мыслях – под впечатлением древнерусской святыни Киева, которая у малороссиян XVII века называется русским Иерусалимом».
Таким образом, летом 1835 года писатель мог видеть будущего юродивого в Киево-Печерской Лавре, или очень подробно слышать о судьбе странного чиновника из уст своих служащих приятелей. Причем, следует еще раз особо подчеркнуть, что Н.В. Гоголь в июле 1835 года мог знать нечто о бывшем именно чиновнике И.Г. Ковалевском, а не « рабе Божьем» Иване Босом, принявшем подвиг юродства ради Христа значительно позже.
Поэтому-то сама возможность генетической зависимости возникновения образа Акакия Акакиевича, в связи с пребыванием Н.В. Гоголя в Киеве в 1835 году, от очных и заочных встреч писателя с И.Г. Ковалевским как будто бы не исключена и к анекдоту о чиновнике, потерявшем ружье, можно прибавить пусть небольшие, но новые и интересные, на наш взгляд, литературоведческие данные].
Б) Материалы для краткого сообщения учащегося «К истории написания повести «Шинель».
[В критической литературе, посвященной истории написания «Шинели», указывается некое событие, как будто бы побудившее писателя создать гениальную повесть. П.А. Аненков вспоминает, что однажды в присутствии Н.В. Гоголя был рассказан анекдот, имеющий в своей основе истинное происшествие, случившееся с одним чиновником, который насилу скопил деньги на ружье… и при первой охоте утерял его в водах Финского залива. Эта потеря так расстроила чиновника, что он даже заболел, но друзья, узнавшие о причине болезни, организовали сбор денег и подарили незадачливому сослуживцу новое ружье.
«Замысел «Шинели», - определяет литературовед Э.А. Безносов, - долго складывался в художественном воображении Гоголя. Завершена повесть была только через четыре года после описываемых событий», то есть в конце 1842 года и увидела свет в 1843 году в третьем томе «Сочинений Николая Гоголя». Можно было предположить, что фабула о чиновнике с ружьем была художественно обработана Гоголем и через четыре года использована в повести. Но если анекдот о чиновнике, услышанный Гоголем в 1839 году, помог родиться «Шинели» в 1842 году, то что можно сказать об удивительной близости образов Акакия Акакиевича и киевского чиновника, юродивого странника Ивана Григорьевича Босого, схожести их характеров, биографических совпадениях и так далее?… И киевлянин Иван Григорьевич и петербургский чиновник, любитель охоты, были современниками Гоголя. Но о петербургском безымянном чиновнике более вышесказанного ничего не известно, а о киевском – Иване Григорьевиче Ковалевском сведений сохранилось гораздо больше (на них и основывается «Жизнеописание киевского юродивого странника Ивана Григорьевича Босого», составленное священником Владимиром Зноско и напечатанное в типографии Киево-Печерской Лавры7].
В) Материалы для краткого сообщения учащегося по теме «Июль 1835 года. Н.В. Гоголь и Иван Григорьевич Ковалевский в Киево-Печерской Лавре».
[Летом 1835 года писатель посетил Киев, остановившись на 5 дней в Печерском районе города, на квартире у М.А. Максимовича. Со своими нежинскими лицейскими однокашниками, служившими теперь в Киеве, Гоголь гулял по городу, взбирался на живописные холмы и обозревал оттуда прекрасные киевские виды. Среди прочего, Николай Васильевич, надо полагать, не раз побывал в знаменитой древней Киево-Печерской Лавре, которая и поразила его обилием православных святынь: десятки святых нетленных мощей, почивающих в кипарисовых раках, довелось увидеть русскому классику в глубоких разветвленных пещерах. Товарищ
Н.В. Гоголя, М.А. Максимович, однажды заметил, что его гость, вернувшись как-то из Лавры, не склонен был, по своему обыкновению, шутить и острить. Напротив, он был тих, задумчив и вообще в тот вечер не разговорчив: очевидно, писатель, посетивший печерских угодников, особенно глубоко переживал открывшийся ему духовный смысл жизни человеческой и человеческой бренности на земле. Чтобы точнее понять глубину религиозных чувств автора «Вечеров…» и «Миргорода», достаточно вспомнить, что в роду Гоголя были сильны христианская вера и традиции благочестия. Так, например, имя Николай писатель получил по обету матери, Марии Ивановны Гоголь. Все дети, рожденные ею до Николая Васильевича, прожив не более недели, умирали. Поэтому, когда подошло время, Мария Ивановна, положившись на Бога, просила священника села Диканьки Иоанна Беловольского молиться в продолжении родов, а затем окрестить появившегося на свет младенца в честь Святителя Николая Чудотворца, чудотворный образ которого – Никола Диканьский – находился в сельском храме. Прапрадед, прадед, двоюродный дед и два его сына - двоюродные дяди писателя - являлись православными священниками и служили на полтавщине.
1835 год – как раз тот самый год, когда будущий Христа-ради юродивый, а пока еще только что, в 1834 году, вышедший в отставку чиновник Иван Григорьевич Ковалевский, находился в Киеве. Он часто посещал киевскую Лавру, подолгу бывал в ней, молился за богослужениями и, ценя духовное общение, беседовал с лаврскими старцами. Пристраивая свою родную сестру «на какое-то место», И.Г. готовился тогда странствовать по святым местам России. Чуть позже отрешенный от службы И.Г.Ковалевский это и осуществил: шесть лет его не было в родном городе, в который он вернулся лишь в самом начале 40-х годов. Однако вернулся, следует заметить, уже не просто И.Г. Ковалевским, отставным чиновником, а Иваном Босым, принявшим на себя подвиг юродства… Вполне вероятно, что Н.В. Гоголь видел И.Г. Ковалевского или же мог слышать о его странной, удивительной жизни от своих друзей, с которыми он некогда учился в нежинской гимназии и которые, как поначалу и сам писатель, поступивший на должность писца в петербургский Департамент Уделов, определились служить в киевские канцелярии. С ними, по свидетельству М.А. Максимовича, в этот приезд Н.В. Гоголь «странствовал по Киеву».
Ни раньше, ни позже Н.В. Гоголь не мог узнать о И.Г.Ковалевском. Почему? Потому что до 1835 года, в 30-х годах, писатель Киева не посещал, а после 1835 года он вообще уехал из России и долгие годы находился за ее пределами, лишь изредка возвращаясь в свое отечество, да и то проживая в основном в Петербурге или Москве. Получается, что с середины 30-х и до начала 40-х гг. ни русского классика, ни Ивана Григорьевича в Киеве не было. В 1842 году вышла в свет повесть «Шинель». Следовательно, И.Г. Ковалевский уже никак не мог повлиять на литературный облик А.А. Башмачкина. Таким образом, сопоставляя известные нам даты, можно предполагать очное или заочное знакомство писателя с отставным чиновником И.Г. Ковалевским, которое, хочется верить, могло произойти в 1835 году].
Д) Материалы для сообщения учителя по теме «Образы «маленького человека» в русской литературе XIX – нач. XX вв».
[Русская литература 19 века освещена светом христианской мысли, традиционными понятиями о «добре» и «зле», «правде» и «кривде». Евангелие и церковное его восприятие долгие столетия формировали в русском народе представления о нравственных ценностях, помогающих человеку осознать самого себя, во-первых, в отношении своего Создателя и, во-вторых, в соотношении своего ближнего.
Литература 19 столетия, отражая во всем многообразии жизнь в России, ее народов, определенных слоев общества, в лице А.С. Пушкина, пожалуй, впервые так ярко и громко заговорила об «униженных и оскорбленных», «маленьких людях». Тему и образ «маленького человека» развивали в своем творчестве Гоголь, Достоевский, Чехов… В течение всего 19 века эта тема, бесспорно, оказалась в литературе той неиссякаемой золотой темой, которая, в результате благотворного прикосновения гениального пера русских классиков, и подарила нам глубочайшие литературные образы «маленького человека».
Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Евгений («Медный всадник»), Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель»), Аксентий Иванович Поприщин («Записки сумасшедшего»), Макар Девушкин («Бедные люди»), Мармеладов («Преступление и наказание»), чиновники
А.П. Чехова Павел Петрович Заикин («Лишние люди»), Иван Дмитрич Червяков («Смерть чиновника»), отчасти чиновник А.И. Куприна Желтков («Гранатовый браслет») и другие – все это образы «маленького», беззащитного, смиряющегося или бунтующего, но обязательно страдающего человека, страдающего, надо сказать, из-за сознания своей малости или того неосознанного гнетущего чувства, которым запечатлены его поступки, слова, сердечные движения. Само же это гнетущее чувство возникает – рано или поздно - у «маленького человека» в результате его бессилия перед влиянием «недоброго» и во многом недружелюбного к нему мира людей. «Маленькие люди», в силу своей, похоже, бескрайней, беспросветной и роковой для них (а так же и общества по отношению к ним) малости, на каком-то этапе становятся почти бесправными и - как следствие этого - «лишними», ненужными и пренебрегаемыми людьми. В обществе их не ценят, не уважают, глумятся над ними. Словом, относятся к ним так, как позволяет относиться к их малости уровень культуры и нравственные качества самого общества. А.А. Башмачкин, как и другие, по выражению А.С.Пушкина, «сущие мученики четырнадцатого класса», представляет собой тип такого «лишнего», беззащитного и, в конечном итоге, мучающегося и страдающего человека. Есть ли у него выход? Может ли он иметь другую судьбу? Способен ли «маленький человек» к внутреннему развитию, росту, а, следовательно, изменению и, в силу этого изменения, нахождению для себя иных жизненных путей? Не приведут ли эти изменения (какие именно?) к утрате прежнего, традиционного и обретению нового нравственного, социального и т.д. статуса «маленького человека»? Эти вопросы, разумеется, не лишены риторического начала. Но все же…
Из произведений русской литературы мы знаем, что «маленький человек», оказывается, не лишен способности проходить в своей малости некоторое поэтапное развитие: он не только может оскорбиться своей ничтожностью, выставленной на всеобщее обозрение (Макар Девушкин), не только, перестрадав в душе несправедливость, может предпочесть смириться со своим унижением и отторжением и при этом внутренне разрушиться как личность (Самсон Вырин), но и – что ужаснее всего – он может сродниться с обретенной в течение жизни раболепной ролью и, сроднившись, переродиться к состоянию заискивающего, мелочного человекоугодничества, доходящего до отрицания в себе всякого человеческого достоинства, при этом до самой смерти продолжая держаться за свою малость, которая – учитывая нравственную нищету бытия его души – уже и не малость вовсе, а, скорее, род ничтожества, искажающего образ Божий в человеке (Иван Червяков). Такое духовное состояние ничтожит его самого, упраздняет в нем нравственную человеческую суть (Иван Червяков), толкает хрупкую, опустошенную жизнь к сознательному саморазрушению, происходящему тогда, когда поставленная им на место своего Творца любимая, но равнодушная к нему, «маленькому человеку», замужняя женщина добивается от него признания своей для него недосягаемости (Желтков). Словом, путь «маленького человека», как показывает нам русская литература, - это путь страданий и лишений, приводящий, иной раз, к трагическому концу.
Мы же постараемся понять, возможна ли для «маленького человека» иная, более радостная дорога в жизни, чем та, на которой мы привыкли его видеть, или же нет? Что и как необходимо сделать самому «маленькому человеку» (и по силам ли?), чтобы преодолеть свою малость и найти другие, более приемлемые варианты и формы бытия? Возможно ли вообще чем-нибудь помочь «маленькому человеку» в его трагической малости, или же необходимо примириться с мыслью о том, что подобное желание представляется, увы, напрасным? Во всем этом мы постараемся разобраться в процессе наблюдения и сопоставления двух чиновников. Обратимся к карточкам с текстом, посвященным петербургскому чиновнику А.А. и чиновнику киевскому И.Г.]
Д) Заключительное слово учителя:
[Малость «маленького человека» в художественной литературе – это его данность. Далеко не всегда, развиваясь в контексте литературного процесса, этот герой соглашался с нею, сознательно и добровольно ее выбирал и принимал. Поэтому состояние его малости, приносившей ему и страдания, и скорби, вряд ли стоит рассматривать по канону житийных примеров мучеников и исповедников, сознательно «умиравших для мира» и, тем самым, выходивших своими трудами и подвигами за пределы повседневной жизни обыкновенного и человеческого.
Малость «маленьких людей» – не доброхотное мученичество, которое освящено личным согласием на страдание во имя чего-то высшего, существующего вне «маленького человека», не жертва, приносимая ради Кого-то великого и милостивого, Кто может вполне утешить душу, облегчить скорбь, исцелить боль и спасти, при этом милосердно вменив в праведность то безропотное терпение и перенесение невзгод жизни, которое с любовью ради Христа совершают угодники Божии. Отнюдь. Страдания «маленького человека» могут быть лишены высокого духовного смысла и нравственного исповедничества (Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин, Семен Захарыч Мармеладов), хотя его терпение, его душевный труд, его смирение и кротость - словом, все то благое и доброе, что силился он совершить в своем «малом» литературном естестве, конечно же, дорогого стоят.
«Маленькие люди» русской литературы далеко не всегда живут и действуют в твердой надежде на помощь Божию, не всегда хранят и приумножают в жизненных лишениях крепость и святость своей души, как это делают иные «маленькие», но духовные люди, т.е. те «нищие духом», которых, по слову Евангелия, есть «Царствие Божие» и о которых рассказывает нам литература житийная. «Малые» герои художественной прозы – всего лишь обыковенные люди, со своими немощами и слабостями, грехами и добродетелями; они, лучше сказать, «люди литературные» и творились художниками слова совсем не для того, чтобы быть для мира читателей образцами святости и непререкаемого нравственного авторитета, способного заменить собой светлые духовные образы святых. Нет. Но, думается, для того создавались их портреты и биографии, чтобы читатель мог лучше увидеть, рассмотреть и распознать в этих литературных личностях своих «униженных и оскорбленных» современников и соотечественников.
Здесь как раз уместно было бы заметить, что «маленький», обычный, простой, не без греха, человек, созданный классической литературой в 19 веке, скорее призван взывать к нашему состраданию, милосердию и негодованию. Самим фактом своего литературного, подчас, горького и безутешного, существования он вынужден пробуждать в нас «чувства добрые», обращаться к нашей порядочности, нашей совести, будить разум и сердце.
В творчестве Н.В. Гоголя «маленький человек» – это не просто беззащитный, легко ранимый и безответный человек, проживающий, сначала даже с некоторой отрадой, беспросветно трудную, в сравнении с его окружающими людьми, «малую», никому не нужную жизнь, а человек, который, прежде всего, является духовно-нравственным созданием своего «малого», ничем не выдающегося, с точки зрения христианских добродетелей, времени и порождением такого «малого», с точки зрения нравственных ценностей, общества чиновных людей. Об этом-то он, появившись на страницах художественной прозы, нам сам собой и свидетельствует, об этом-то он, выйдя на свет белый пред глаза читателей, и говорит. Говорит о том, что общество готово терпеть его существование, мириться с его «отсталостью» и «забитостью» и даже отчасти нуждаться… правда, не столько в нем самом, сколько в его услугах.
Как видим, вызванный к жизни русской литературой образ «маленького человека» являет собой не только образ для соболезнований сострадательных читателей, но и ту едкую нравственную соль обличений, которая очищает и просветляет потемневшие грани души человеческой, трезвит ее сонную совесть.
Пусть и не духовен литературный герой, о котором мы вели речь, однако и он способен грустной жизнью своей, словно тревожным колокольным звоном, будоражить мысли читателей, пробуждать к добру их сердца.
Н.В.Гоголь, безусловно, знал, как и о чем говорить своим современникам…]
Работа по карточкам. Тексты и вопросы
1.. Изображение Акакия Акакиевича и Ивана Григорьевича.
-Рассмотрите облики двух чиновников и ответьте, какими людьми они вам представляются, какие сходства и различия вы примечаете в их изображениях?
Текст под изображениями двух чиновников, киевского и петербургского:
- «...он (Акакий Акакиевич – О.Е.), видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове»8.
- «Голову свою Иван Григорьевич ничем не покрывал. В руках у него постоянно имелся старый канцелярский, с кокардою, картуз,но он никогда не надевал его на голову, а неизменно носил под мышкой, как памятку своего некогда чиновного состояния»9.
-Сравните текст под изображениями А.А. и И.Г., скажите, о чем будет идти речь?
2. Отношение сослуживцев к Акакию Акакиевичу и Ивану Григорьевичу.
-Как сослуживцы относились к А.А. и И.Г. в канцеляриях?
-Проследите по тексту, как реагируют А.А и И.Г. на выпады чиновников, и постарайтесь объяснить, чем руководствуются при этом «маленькие люди», терпящие глумления над собой?
-Кто из 2-х чиновников оказался более невосприимчив к обидам, независим от окружающих придирчивых сослуживцев, А.А. или И.Г.? Почему?
–В каком настроении они проводят вечера, возвратившись после службы домой? Скажите, как характеризуют чиновников особенности домашнего времяпровождения?
3. Повышение по службе.
-Как отнеслись к предлагаемому повышению А.А. и И.Г.? Объясните мотивы их поступка.
4. Внешний вид киевского и петербургского чиновников.
-Сравните описание внешнего вида двух чиновников. Есть ли, на ваш взгляд, совпадения?
-Влияла ли внутренняя сосредоточенность на манеру одеваться, вид платья А.А. и И.Г.?
-В чем, по-вашему, причина того, что над гоголевским текстом допустима улыбка, а текст, написанный священником Владимиром Зноско, воспринимается совершенно серьезно?
5. Внутренний мир чиновников.
-Можно ли сказать, что А.А. был внешне рассеянным человеком и, одновременно, внутренне сосредоточенным? Если «да», то чем объяснить такое состояние?
-Смогли бы вы определить черты различия и сходства внутреннего мира двух чиновников?
6. Мимика лица чиновников во время канцелярского труждения. Их жизненные идеалы.
-Можно ли назвать стремление А.А. к переписыванию бумаг «страстью» («прелестью»)? Почему?
-Видите ли вы внешнее сходство и внутреннее различие в образах 2-х чиновников? Если «да», то в чем это проявляется?
-Обратите внимание на выражение лица петербург- ского и киевского чиновников. Каково это выражение? Совпадает ли мимика А.А. и И.Г. при переписывании бумаг? Каким внутренним состоянием определяется мимика их лиц? Можно ли сказать, что душевные состояния гоголевского титулярного советника А.А. и киевского чиновника И.Г. идентичны, похожи, или нет?
-На каких нравственных ценностях основывают свою жизнь, свое существование А.А. и И.Г.?
7. «Шинель» и «тулуп» - образ отношения… к чему?
-Почему А.А., оказавшись зимой без новой шинели, попытался ее вернуть, а И.Г., наоборот, не имея теплых вещей к зиме, решил подаренный ему дубленый тулуп оставить у здания Лаврской канцелярии и скрыться? Только ли здесь дело в страхе одного или бесстрашии другого «маленького человека» перед морозом?
8. Смерть как жизненный итог.
-Сравните кончину А.А. и И.Г.
-Как и с чем подходят к пределу земной жизни А.А. и И.Г.? Какое состояние души чиновников нам открывается в час их кончины?
-Как окружающие отнеслись к смерти А.А. и И.Г.?
-К чему стремились в своей жизни и к чему пришли петербургский и киевский чиновники?
-Какие чувства вызывают у вас «маленькие люди» А.А. и И.Г.?
-О чем говорят и чему учат примеры их жизненного пути?
Интернет-ресурс. Фотографии на экране:
1) портрет Н.В. Гоголя:
2) титульный лист обложки «Шинель»:
3) титульный лист «Жизнеописания…»:
4) изображение Акакия Акакиевича Башмачкина:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C&img_url=static.ozone.ru%2Fmultimedia%2Fbooks_covers%2F1003581759.jpg&pos=87&rpt=simage
5) изображение Ивана Григорьевича Ковалевского:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%B1%D0%BE%D1%81%D1%8B%D0%B9&img_url=roma18.narod.ru%2Flica%2Ffoto8%2FScan10110-1024.jpg&pos=0&rpt=simage
6) Акакий Башмачкин за концелярским столом:
7) Насмешки сослуживцев над Акакием Акакиевичем:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=9&text=%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C&img_url=illustrators.ru%2Fillustrations%2F369285_original.jpg%3F1317395588&pos=278&rpt=simage
8) «Мирная жизнь человека». Акакий Башмачкин переписывает бумаги дома:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=22&text=%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C&img_url=multfilms.net%2Fuploads%2Fposts%2F2011-12%2F1323639994_1400070.jpg&pos=664&rpt=simage
9) Акакий Акакиевич на улицах зимнего Петербурга:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C&img_url=inlenivka.ru%2Fimages%2Fcms%2Fdata%2Fsokolov_n%2Fshinel.jpg&pos=31&rpt=simage
10) Акакий Акакиевич заказывает шинель у портного Петровича:
11) Акакий Башмачкин в новой шинели на улицах зимнего Петербурга:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=12&text=%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C&img_url=illustrators.ru%2Fillustrations%2F369284_original.jpg%3F1317395586&pos=373&rpt=simage
12) Ночное ограбление Акакия Акакиевича:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=9&text=%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C&img_url=900igr.net%2Fdatai%2Fliteratura%2FGogol-2%2F0099-141-CHto-sluchilos-s-shinelju-Akakija-Akakievicha-Bashmachkina-v-povesti-N.V.jpg&pos=289&rpt=simage
13) Акакий Акакиевич у «значительного лица»:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C&img_url=900igr.net%2Fdatai%2Fliteratura%2FMalenkij-chelovek%2F0015-013-Tema-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-N.V.Gogolja.jpg&pos=111&rpt=simage
14) Болезнь и смерть Акакия Акакиевича:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=22&text=%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C&img_url=vm.zouo.ru%2Farh%2F2009%2Fgogol1%2Fshinel%2F%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%B0.files%2Fk15.jpg&pos=671&rpt=simage олезнь и
15) Призрак Акакия Акакиевича:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F3600%2Fmigalka67.4%2F0_abd3_6e5bfee_XL&pos=67&rpt=simage
1 Материалы для сообщений учащихся по темам: а) «К истории написания жизнеописания И. Г. Ковалевского», б) повести Н.Г. Гоголя «Шинель», в) «Июль 1835 года. Н.В. Гоголь и Иван Григорьевич Ковалескаий в Киево-Печерской Лавре», г) сведения о Владимре Зноско, авторе «Жизнеописания…» и «Маленькие люди в литературе » - находятся в конце открытого урока, в IV его разделе.
2 Смотрите там же, в конце открытого урока, в IV его разделе.
3 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель» С. 1.
4 Киевский юродивый странник Иван Григорьевич Босый. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. Изд. Введенской Оптиной Пустыни , 1994 г. С. 577.
5 Арх. Киевск. губ. прав. Д. № 7095.
6 Вересаев В.В. Гоголь в жизни. Харьков, 1990, с. 183.
7 «Христа ради юродивый странник Иванъ Григорьевичъ, по прозванiю Босой». Свящ. Влад. Зноско. Кiевъ. Тип. Кiево-Печерск. Лавры, 1908 года.
8 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель» С. 1.
9 Киевский юродивый странник Иван Григорьевич Босый. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. Изд. Введенской Оптиной Пустыни , 1994 г. С. 577.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ