Конспект урока по Литературе «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…»

Тема урока: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых…» (Читаем стихотворение М.Ю.Лермонтова « Молитва».)Урок внеклассного чтения.

Цели урока:

- создать условия для восприятия

стихотворения « Молитва» ;

- развивать навыки анализа стихотворения ;


- способствовать выразительному

чтению стихотворения;

Оборудование:

мультимедийный проектор,

презентация, лист для синквейна.

выставка о М.Ю Лермонтове.

















Ход урока.

1.Орг. момент.

На экран проецируется видеосюжет «Духовная музыка».Слайд№2(1 минута)

- Какие ассоциации у вас возникли? Какие слова приходят после просмотра видеоролика? (ответы ребят)

. Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым. Слайд №3


2.Объявление темы урока.

Слайд с портретом М.Ю.Лермонтова. Слайд №4

- Вы узнали этого человека?

Как вы думаете, что связывает Лермонтова-поэта и молитву?

-Действительно, у Лермонтова есть несколько стихотворений с таким названием . С одним из них мы сегодня и будем знакомиться. Слайд №5.


3. Основная часть урока.

Чтение учителем стихотворения « Молитва».Слайд№6

- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

-Какие чувства вызывает у вас стихотворение?


-Когда человек обращается к молитве?


-Как по-другому называет Лермонтов молитву (созвучье слов живых)

-Как вы понимаете слово-« созвучье»?Слайд№7


Даже странно, что это - Лермонтов: ни горечи, ни иронии. Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.


-Какие ключевые слова вы бы выделили?

Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.

- Как вы понимаете слово « благодатная»?


( благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство")

В словаре почти так и написано. Но для русского верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать - очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать - это божественная сила, помощью которой совершается спасение человека. Поэтому сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.


- Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?


(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)


Какие стихи М.Ю. Лермонтова вы знаете? Какая тема объединяет стихотворения « Парус», «Утес», «Листок»? (Одиночество)

Слайд №8

Перечитайте , пожалуйста, первую строфу стихотворения « Молитва».

_Какие ощущения?

Начало ведь довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть..


А какое слово усиливает ощущение печали, смуты, тяжести?


(Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится.) В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть..."


-А вы когда-нибудь обращались к Богу?


-А знаете какую-нибудь молитву?


« Отче наш»-( дети читают молитву наизусть) Слайд №9


Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них".


- От первой к последней строфе меняется и "одежда" слов - звуки.


- Какие звуки повторяются? (звук-у)


-С каким цветом у вас ассоциируется этот звук?


Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися "у" (их здесь целых 13!).

-. Но как все преображается под действием "слов живых"!


- посмотрите последнюю строфу.


- Какие здесь повторяются звуки?


- А какую окраску вы бы дали звуку –а ?


Ощущение открытости, свободы, полета!


Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя, и ощутить почти физически это расстояние - от "до" до "после" молитвы.

Найдите слова-антонимы.


Трудную - легко

Теснится – скатится


икона


И как не вспомнить афористичные строки Тютчева:

"Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

В завершении хочу сказать о необычайной мелодичности произведения. Это стихотворение положили на музыку более 40 композиторов.» Молитва» вошла и в народный песенный репертуар Я предлагаю вам послушать один из романсов на музыку М. Глинки.

(Видеофайл) Слайд№10


Д.з. – выучить стихотворение.


Итог урока -синквейн.См. приложение.Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.( выставление и комментирование оценок) Слайд№11.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ