Конспект урока по Литературе "Философская проблематика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»" 6 класс
Забайкальский край, Тунгокоченский район, МБОУ Байкальская СОШ.
Учитель: Семенова Г.А.
Разработка урока литературы в 6 классе.
Тема: Философская проблематика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
(по технологии критического мышления)
Класс: 6
Цели: 1.Помочь учащимся увидеть и осмыслить гуманистическую идею стихотворения, ее проявление в композиционно-образном строе стихотворения;
2.Способствовать формированию у учеников навыков критического чтения;
3.Активизировать их субъектные представления как основу читательского сопереживания при восприятии лирики.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс.»/ Под. ред. Беленького Г.И.- М., доска для записи опорных слов и выводов, тетради по литературе для составления читательского дневника, тексты стихотворения «Три пальмы», памятки-алгоритмы составления синквейна.
Ход урока:
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1
Организационный момент.
2.
Ситуация «вызова» у учащихся собственных ассоциаций с названием стихотворения и интуитивных предположений о его смысле.
Постановка целей урока.
Учитель предлагает выполнить 2 задания:
А) составление кластера:
выразить лексические и стилистические ассоциации, которые вызывает слово «древо»,
Б) создать письменно связный текст на тему «Древо» по следующим опорным словам:
Пески, зной, пальмы, караван, коршун.
Учитель делает обобщение
высказанных учащимися предположений о фабуле и идее стихотворения):
-Вы сейчас работали с основными, ключевыми образами стихотворения и смогли интуитивно, на уровне своих собственных ассоциаций, выражающих эти образы. Представить чувства, с которыми поэт создавал свое произведение.
-Какая мысль прозвучала во всех ваших текстах? Сделайте вывод.
- Во всех ваших текстах прозвучала мысль о деспотизме, насилии и жестокости. Почти все выразили свое чувство возмущения этой несправедливостью. Как авторы, вы выражали свою мысль.
-Каким образом поэт выражает свои мысли и чувства? Образами.
-Определите цели урока.
- Постараемся, пока не зная ни истории, ни времени создания стихотворения, «вычитать из него самого» его идею, сравним чувства поэта со своими.
Учащиеся выполняют задания.
Свободное письмо в течение 5-7 минут. Ученики по желанию читают составленные тексты.
Отвечают на вопросы. Делают выводы.
3.
Самостоятельная работа с текстом.
-Прочитайте про себя стихотворение. Выделите при чтении композиционно-тематические части и, пожалуйста, определите, какие образы являются главными в каждой из них.
Происходит самостоятельная работа учащихся, предполагающая непосредственное, но частично направленное восприятие стихотворения, накопления первичных читательских и аналитических представлений.
4.
Проверка .
Учитель организует обсуждение сделанных учениками наблюдений над текстом, над центральными образами.
Учащиеся при поддержке педагога делают выводы:
1 часть(строфы 1-2)- это описание, содержащее главные образы: три пальмы, природа, оазис;
2 часть (строфы 3-7)-это сюжет, главными образами которого являются пальмы, человек, животные;
3 часть(строфы 8-10)-развязка: гибель.
5.
Работа с читательским дневником
Учитель предлагает ученикам выполнить задание:
- впишите в свой читательский дневник те образы и выражения, которые привлекли ваше внимание, поразили вас.
Составляется дневник по схеме:
Образы и выражения, поразившие меня
Мои мысли, чувства
и ассоциации, связанные с этими образами и выражениями
6.
Чтение, обсуждение записанных выражений.
Происходит чтение, комментирование, обсуждение записанных выражений, обмен впечатлениями.
7.
Ситуация актуализации и осмысления приобретенного читательского опыта, обобщения на уровне личностных впечатлений.
(Работа в парах)
-Выполните следующее задание:
Подчеркните одной чертой те наблюдения, которые не вызывают у вас протеста, а двумя чертами – те, что вы не можете принять.
Ученики обсуждают в парах результаты выполнения задания.
8.
Беседа
Учитель задает вопрос:
- Какие два мира противопоставлены в сюжете стихотворения?
-Подберите 3-4 слова, которыми можно охарактеризовать образ зла в каждом из этих миров.
Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы.
9.
Ситуация обобщения и осознания сделанных раннее индивидуальных и коллективных наблюдений над текстом.
Учитель слушает сообщение ученика, затем с целью актуализации приобретенных учащимися знаний задает следующие вопросы:
-Что, на ваш взгляд, в пафосе, в основной мысли стихотворения связано с современными для поэта событиями в обществе?
- В стихотворении повторяются слова: «гордые пальмы», « гордо кивая махровой главою»; «пальмы высоко росли», «приветствуют пальмы …гостей», «изрублены были тела их потом..» Является ли это примером для подражания? Заставляет нас задуматься о смысле жизни, а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды?
- Мы видим, что стихотворение шире конкретного факта , оно является философски обобщенным размышлением. О чем размышляли мы с вами , исследуя стихотворение?
Ученик делает сообщение о времени и истории создания стихотворения.
Учащиеся пытаются в ходе размышлений дать ответ на поставленные вопросы.
10
Чтение стихотворения вслух.
- До сих пор каждый из вас был со стихотворением наедине, каждый из вас видел в нем свое. А теперь прочитаем стихотворение вслух, выразив в чтении свои мысли, чувства и понимание философской идеи.
Чтение стихотворения вслух.
11
Рефлексия (работа в группах)
-Подвести черту нашему разговору мне бы хотелось необычным способом: составлением синквейна-пятистишия.
Учащиеся составляют синквейн, используя памятки.
Пример варианта синквейна, составленного учениками:
Пальмы
Гордые, роскошные листья
Росли, ропщут, приветствуют
Картины бездумного действия человека
Гибель
12
Домашнее задание
По выбору:
1.Мои размышления при чтении стихотворения (читательское эссе).
2.В чем современность философской идеи стихотворения «Три пальмы»?
3. Как раскрываются в этом стихотворении личность и убеждения поэта?
4.Как создается в стихотворении образ зла?
Спасибо за работу.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ