Конспект урока по Литературе "Философская проблематика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»" 6 класс

Забайкальский край, Тунгокоченский район, МБОУ Байкальская СОШ.

Учитель: Семенова Г.А.

Разработка урока литературы в 6 классе.


Тема: Философская проблематика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

(по технологии критического мышления)

Класс: 6

Цели: 1.Помочь учащимся увидеть и осмыслить гуманистическую идею стихотворения, ее проявление в композиционно-образном строе стихотворения;

2.Способствовать формированию у учеников навыков критического чтения;

3.Активизировать их субъектные представления как основу читательского сопереживания при восприятии лирики.


Оборудование: учебник «Литература. 6 класс.»/ Под. ред. Беленького Г.И.- М., доска для записи опорных слов и выводов, тетради по литературе для составления читательского дневника, тексты стихотворения «Три пальмы», памятки-алгоритмы составления синквейна.


Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1

Организационный момент.



2.



























Ситуация «вызова» у учащихся собственных ассоциаций с названием стихотворения и интуитивных предположений о его смысле.




















Постановка целей урока.

Учитель предлагает выполнить 2 задания:

А) составление кластера:

выразить лексические и стилистические ассоциации, которые вызывает слово «древо»,

Б) создать письменно связный текст на тему «Древо» по следующим опорным словам:


Пески, зной, пальмы, караван, коршун.


Учитель делает обобщение

высказанных учащимися предположений о фабуле и идее стихотворения):

-Вы сейчас работали с основными, ключевыми образами стихотворения и смогли интуитивно, на уровне своих собственных ассоциаций, выражающих эти образы. Представить чувства, с которыми поэт создавал свое произведение.

-Какая мысль прозвучала во всех ваших текстах? Сделайте вывод.

- Во всех ваших текстах прозвучала мысль о деспотизме, насилии и жестокости. Почти все выразили свое чувство возмущения этой несправедливостью. Как авторы, вы выражали свою мысль.

-Каким образом поэт выражает свои мысли и чувства? Образами.

-Определите цели урока.

- Постараемся, пока не зная ни истории, ни времени создания стихотворения, «вычитать из него самого» его идею, сравним чувства поэта со своими.



Учащиеся выполняют задания.





Свободное письмо в течение 5-7 минут. Ученики по желанию читают составленные тексты.

















Отвечают на вопросы. Делают выводы.

3.

Самостоятельная работа с текстом.

-Прочитайте про себя стихотворение. Выделите при чтении композиционно-тематические части и, пожалуйста, определите, какие образы являются главными в каждой из них.

Происходит самостоятельная работа учащихся, предполагающая непосредственное, но частично направленное восприятие стихотворения, накопления первичных читательских и аналитических представлений.

4.

Проверка .

Учитель организует обсуждение сделанных учениками наблюдений над текстом, над центральными образами.

Учащиеся при поддержке педагога делают выводы:

1 часть(строфы 1-2)- это описание, содержащее главные образы: три пальмы, природа, оазис;

2 часть (строфы 3-7)-это сюжет, главными образами которого являются пальмы, человек, животные;

3 часть(строфы 8-10)-развязка: гибель.

5.

Работа с читательским дневником

Учитель предлагает ученикам выполнить задание:

- впишите в свой читательский дневник те образы и выражения, которые привлекли ваше внимание, поразили вас.

Составляется дневник по схеме:

Образы и выражения, поразившие меня

Мои мысли, чувства

и ассоциации, связанные с этими образами и выражениями





6.

Чтение, обсуждение записанных выражений.

Происходит чтение, комментирование, обсуждение записанных выражений, обмен впечатлениями.

7.

Ситуация актуализации и осмысления приобретенного читательского опыта, обобщения на уровне личностных впечатлений.

(Работа в парах)

-Выполните следующее задание:

Подчеркните одной чертой те наблюдения, которые не вызывают у вас протеста, а двумя чертами – те, что вы не можете принять.


Ученики обсуждают в парах результаты выполнения задания.




8.

Беседа

Учитель задает вопрос:

- Какие два мира противопоставлены в сюжете стихотворения?


-Подберите 3-4 слова, которыми можно охарактеризовать образ зла в каждом из этих миров.

Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы.

9.

Ситуация обобщения и осознания сделанных раннее индивидуальных и коллективных наблюдений над текстом.

Учитель слушает сообщение ученика, затем с целью актуализации приобретенных учащимися знаний задает следующие вопросы:

-Что, на ваш взгляд, в пафосе, в основной мысли стихотворения связано с современными для поэта событиями в обществе?

- В стихотворении повторяются слова: «гордые пальмы», « гордо кивая махровой главою»; «пальмы высоко росли», «приветствуют пальмы …гостей», «изрублены были тела их потом..» Является ли это примером для подражания? Заставляет нас задуматься о смысле жизни, а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды?

- Мы видим, что стихотворение шире конкретного факта , оно является философски обобщенным размышлением. О чем размышляли мы с вами , исследуя стихотворение?

Ученик делает сообщение о времени и истории создания стихотворения.





Учащиеся пытаются в ходе размышлений дать ответ на поставленные вопросы.

10

Чтение стихотворения вслух.

- До сих пор каждый из вас был со стихотворением наедине, каждый из вас видел в нем свое. А теперь прочитаем стихотворение вслух, выразив в чтении свои мысли, чувства и понимание философской идеи.

Чтение стихотворения вслух.

11

Рефлексия (работа в группах)

-Подвести черту нашему разговору мне бы хотелось необычным способом: составлением синквейна-пятистишия.

Учащиеся составляют синквейн, используя памятки.

Пример варианта синквейна, составленного учениками:


Пальмы

Гордые, роскошные листья

Росли, ропщут, приветствуют

Картины бездумного действия человека

Гибель

12

Домашнее задание

По выбору:

1.Мои размышления при чтении стихотворения (читательское эссе).

2.В чем современность философской идеи стихотворения «Три пальмы»?

3. Как раскрываются в этом стихотворении личность и убеждения поэта?

4.Как создается в стихотворении образ зла?

Спасибо за работу.

Учащиеся записывают домашнее задание.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ