Конспект урока по Литературе "Герои сказок Г.Х. Андерсена" 5 класс
Конспект урока
Предмет: Литература.
Класс: 5 класс.
Тема: «Герои сказок Г.Х. Андерсена».
Цели:
а) Закрепить понятие литературный герой,
б) Выявить художественное своеобразие героев сказок Г.Х. Андерсена,
в) Развивать творческие способности учащихся.
Дидактические материалы:
1) сказки Г.Х. Андерсена,
2) презентация в Power Point,
3) карточки с именами героев.
Ход урока
Организация класса (слайд 1,2)
Сегодня на уроке мы с вами выявим своеобразие сказочных героев Г.Х. Андерсена.
Повторение изученного (слайд 3)
« Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья» - писал К.Г. Паустовский, передавая детские впечатления от знакомства с чудесным миром сказок Г.Х. Андерсена.
Сегодня у нас особый день: нас ожидает путешествие в Сказочную страну и встреча со многими героями Андерсена (звучит песня Н.Королёвой «Маленькая страна»).
Вы прочитали много сказок. Сейчас вам нужно вспомнить всех тех героев, какие живут в стране Андерсена. У вас на столах лежит конверт с карточками-именами различных сказочных персонажей. Отложите в сторону тех героев, которые не связаны со сказками Андерсена.
-
СВИНОПАС
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
ДЮЙМОВОЧКА
КНЯЗЬ ГВИДОН
ГЕРДА
КАЙ
ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА
ЭЛИЗА
ОЛЕ-ЛУКОЙЕ
МАЛЕНЬКИЙ МУК
ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
РУСАЛОЧКА
КОРОЛЬ
БЕЛОСНЕЖКА
ПРИНЦЕССА
КАЛИФ-АИСТ
СОЛОВЕЙ
СОЛДАТ
ДИКИЕ ЛЕБЕДИ
КРОТ
ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК
ГАДКИЙ УТЕНОК
ЩЕЛКУНЧИК
КАРЛИК НОС
Работа в парах (5 минут)
Ребята, назовите героев, которые не живут в стране датского сказочника Г.Х. Андерсена. (князь Гвидон, госпожа Метелица, Маленький Мук, Белоснежка, Калиф-Аист, Золотой петушок, Щелкунчик, Карлик-Нос)
Объяснение нового материала (слайд 4)
Теперь мы можем оправиться в путь по страницам произведений Андерсена.
Кто будет нам указывать путь путешествия, кто направит нас по правильному пути?
Нашим провожатым, несомненно, будет сам автор сказочных историй. Давайте послушаем, что он хочет нам рассказать.
Рассказывает от лица Андерсена подготовленный ученик:
«С первых лет своей жизни я поражал людей своей внешностью. Рос я долговязым, нескладным, худущим мальчуганом. Все, кому не лень, издевались над моим непомерно длинным носом, крохотными, словно щёлки, глазами. Товарищи не воспринимали меня серьёзно. А я в ответ на все их придирки добродушно щурил свои глазки и терпел, терпел, терпел.
Живя в своём маленьком родном городе Оденсе, я не раз пытался вырваться из замкнутого круга бедности и унижений. Но даже родная мать уговаривала меня не мечтать о высоком полёте, стать обыкновенным портным.
«Нет, мама, - отвечал ей я, - надо много-много терпеть, а потом станешь знаменитым».
В 14 лет с маленькой суммой денег и небольшим узелком я отправился в Копенгаген, чтобы из столицы датского королевства начать покорение всего мира. Известной личностью я стал благодаря своей потрясающей настойчивости: я стучался в лучшие дома Копенгагена, прося, а то и требуя внимания к своей особе. Я просил богатых и влиятельных людей столицы дать мне денег для учебы в гимназии. И странное дело, в большинстве случаев мне не отказывали.
Вначале я хотел стать танцовщиком, певцом, актером. Но всюду я терпел неудачу.
И, наконец мой гений раскрылся в нескольких сказках. И даже самые зловредные литературные критики признали меня мастером.
Ни одному датчанину не выпадала такая слава!
Когда-то в детстве гадалка предсказала, что я стану знаменитым и в моем родном городе устроят фейерверк. Все сбылось. Весь Оденсе вышел меня встречать и устроил мне факельное шествие.
Мои сказки издавали сумасшедшими тиражами, хотя и платили мало.
Меня зазывали к себе властелины и знаменитости Европы, а датский король однажды добивался у меня… приёма».
Ребята, а как вы думаете жизнь Андерсена похожа на сказку и почему?
А какого героя он нам напоминает?
( слайд 5)
Верно, это сказка «Гадкий утенок». Как вы понимаете слова из этой сказки: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого гнезда»?
( слайд 6) (постепенно появляются герои-птицы)
Итак, первый герой, который нам встретился – это гадкий утенок. Запишите в тетрадь его имя и скажите, в кого он в конце сказки превращается.
В лебедя. «И старые лебеди склонили перед ним голову». Прочитайте, каким он стал.
В сказках Г.Х. Андерсена героями оказывались различные птицы или животные
Вспомните, о ком идет речь:
«Они вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего 11 дней, колдовскими чарами были лишены человеческого облика». (Дикие лебеди)
«Его принимали за корову и даже за лягушку». (Соловей)
«Всю зиму прожила в подземелье, оказала большую услугу маленькой героине» (Ласточка).
«Умел говорить по-человечески, был очень умен, знал всё, что происходит в королевстве, хотел жениться на принцессе, но был уже помолвлен» (Ворон из сказки «Снежная королева»).
Запишите в тетрадь в 1 столбик всех героев-птиц.
Своеобразие сказок Андерсена заключается в представлении разных героев, даже неодушевленных, предметов и вещей, которые ему встречались в жизни.
(слайд 7)
«Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдет к тебе». И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории» (Г.Х. Андерсен).
- Ребята, а вы догадались, какие истории имел в виду сказочник?
( «Оловянный солдатик», «Сундук-самолет», «Ромашка», «Штопальная игла», «Огниво», «Старый уличный фонарь», «Калоши счастья», «Старый дом», «Снеговик», «Серебряная монетка» и другие сказочные истории).
(слайд 8) (Постепенно появляются иллюстрации к сказкам (ребята комментируют).
В сказочном городе Андерсена есть уникальный музей. Давайте заглянем в него. В музее хранится один удивительный предмет. Отгадаем?
(слайд 9)
Что лежит в черном ящике?
Этот маленького предмет сыграл большую роль в жизни одной девушки.
Этот предмет съедобный, но в сказке он предназначен для другой цели.
Королева, желая узнать истинное происхождение девушки, использует этот предмет.
(Горошина)
Это был старый почтенный предмет.
Много-много лет прослужил он честно и наконец должен был получить отставку.
Его должны были отправить в ратушу к «тридцати шести отцам города» на осмотр, где они решат, годен он ещё к службе или уже не годен совсем.
(Старый уличный фонарь) (Слайд 10)
Ребята, почему фонарь является главным героем сказки?
Олицетворение – явление или предмет неживой природы, а также животные и растения наделяются качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями).
Конечно, основными героями сказок Андерсена являются люди.
Огонь трещит в печке, к сказочнику приходит Муза, рассказывает множество сказок и приводит к нему героев из обыденной, окружающей среды. Она говорит ему: «Погляди на этих людей, ты их знаешь, нарисуй их, они должны жить»! (слайд 11)
Развитие речи учащихся (слайд 12).
Ребятам дается задание описать героя от 1 лица (5 минут)
Свои рассказы читают 2-3 ученика, а остальные определяют, о ком идет речь.
5. Обобщение изученного на уроке (слайд 13).
Давайте определим, какие типы герои встретились нам в сказках Г.Х. Андерсена.
Герои-птицы, животные,
Герои-«живые предметы»,
Герои-люди.
В сказочном мире, созданном писателем, его герои сражались со своими противниками – богачами, придворными, королями – и побеждали их.
Андерсен высмеивал чванство, пустоту и ничтожность, жадность и самодовольство. Защищал слабых и маленьких, но храбрых и самоотверженных. Это прослеживается даже в сказках, где действуют разные вещи, цветы и явления природы, птицы, насекомые и звери.
Андерсен научит вас разбираться в людях, поможет понять, что такое Справедливость, Красота и Любовь, научит ненавидеть ложь и несправедливость.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ