Конспект урока по Литературе "Идейно-тематический анализ рассказа М. Горького « Старуха Изергиль»"

Тема урока: Идейно-тематический анализ рассказа М. Горького « Старуха Изергиль».


Цель урока:

  1. познакомиться с идейным содержанием произведения;

  2. уметь анализировать романтические произведения Горького; выявить художественные особенности текста;

  3. показать красоту внутреннего мира человека, живущего ради других, в противовес индивидуализму, опустошающему человеческую душу.

Оборудование:

Интерактивная доска, иллюстрации, текст.

Эпиграф:

«Превосходная должность быть на земле человеком,- сколько видишь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении перед красотой».

М. Горький.


Ход урока.


Проверка домашнего задания


1. Дать определение романтизма.

2. Что характерно для ранних революционно - романтических произведений Горького?

3.Какую роль играют в них пейзажные зарисовки? Каковы темы этих произведений?

Работа в классе.


«Старуха Изергиль» - это одно из произведений революционно-романтического цикла. Почему же Горький обратился к этим революционно-романтическим произведениям в конце 19 века, в период наивысшего расцвета критического реализма?


Сообщение ученика.

Причину такого направления творчества Горького следует искать в особенности общественно-политической жизни России в конце 19 века, когда народнические идеи уже перестали волновать умы передовых людей.

Пессимизм и разочарование охватило лучшую часть русской интеллигенции, что получило отражение в буржуазной литературе

Дешевые издания таких произведений прививали дурной вкус читателю. Писатели воспевали будни самодовольных, чуждых чувству человеческого достоинства, мещан, утверждающих рабскую мораль. Читателям проповедуется ненужность, бесполезность борьбы за справедливость.

А.М.Горький резко выступал против этой литературы: «Настало время нужды в героическом. Нужны подвиги. Подвиги! Нужные такие слова, которые звучали бы как колокол, как набат, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Революционно-романтические произведения Горького - это тот набат, который будит людей, который зовет их на подвиги. Литература должна немножко приукрашивать жизнь, и как только она начнет это делать, люди заживут красивее, ярче. «Цель литературы»: помогать человеку понимать самого себя, поднять веру в себя, развить стремление к истине, бороться с пошлостью в людях. Чтобы возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество сделать все для того, чтобы люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты». Жажда жизни светлой, красивой, достойной человека привела к созданию революционно-романтических произведений.


В чем смысл жизни, в чем истинное назначение человека?


Беседа по тексту.


1.Ск. частей можно выделить в рассказе?

2.Можно ли их считать совершенно самостоятельными?

(Это только часть одного целого, объединенная общей идеей « в чем смысл жизни?»)


Первая и третья легенды противопоставлены идейно:

1ая – легенда о Ларре.

2ая – легенда о Данко.


Антитеза – особенность композиции этого произведения.


Легенда о Ларре.

Как начинает ее Горький?

Романтическое повествование подготовлено горьковским описанием ночной природы и таинственным описанием сказки….

И старуха начинает сказку:

«Многие тысячи лет прошли с той поры, как это случилось» - этот зачин напоминает сказочный.

В этой легенде Горький разоблачает крайний индивидуализм человека, мечтавшего жить только для себя.


Какими средствами пользуется Горький для этого разоблачения.


А) Зачитать портретную характеристику Ларры.

Б) Как он ведет себя со старейшинами (отношения с окружающими)?

В) Какой поступок он совершает, за что его прокляли люди? Чем он объясняет этот поступок?

Г) Как Ларра наказан людьми? (Суд племени над Ларра)

Д) Что означают слова старухи: « Вот как был поражен человек за гордость».


Вывод: В этой части Горький разоблачает индивидуализм человека, презирающего людей и мечтающего жить только для себя.


Во 2ой части старуха Изергиль рассказывает о своей жизни, красивой, полной, непохожей на жизнь Ларры.


  1. Как изображена старуха Изергиль? Найдите её реалистический и романтический портрет.


2) Какие характерные черты можно отметить в облике Изергиль, судя по её рассказам о своей бурной жизни?


3) Считает ли Горький старуху Изергиль своим идеалом?


Вывод. Старуха Изергиль изображается им с симпатией, это необыкновенная, яркая личность, но ведь она живет в основном для себя, своей жизнью, а идеал человека и воплощение высшего смысла жизни Горький выводит в 3 части - легенде о Данко.


Сочинение – миниатюра: «В жизни всегда есть место подвигу»


В 3 части текста старуха Изергиль начинает рассказ о Данко с объяснения о горящих искрах.


1)Как действует Данко? Что говорит он своим соплеменникам?

2)Каков был путь, по которому шли люди за Данко?

3)Как повели себя люди, когда обрушилась на них буря?

4)Что сделал Данко для людей? (отрывок наизусть)


Вывод: В этой легенде Горький показал силу великой любви к людям. Он освободил людей от тьмы. Освобождение человечества - высшая цель, высшее назначение.


Художественные особенности произведения.


1 Прием антитезы.

2 Прием обрамления (пейзажные зарисовки).

3 Гипербола и символика.

4 Повествование ведется от лица, которое не принимает в нем участия.

5 Эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры.

6 Своеобразная лексика (высокоторжественная).


Актуально ли это произведение сегодня?


Д/з . дифференцированное: выучить отрывок наизусть или написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни всегда есть место подвигу».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ