Конспект урока по Литературе «И.С. Тургенев «Муму». Герасим и его окружение»
«И.С. Тургенев «Муму». Герасим и его окружение».
Тема урока: «И.С. Тургенев «Муму». Герасим и его окружение».
Цели и задачи:
I. Продолжить работу над анализом теста рассказа И.С. Тургенева «Муму».
II. Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.
III. Развивать навык эмоционального восприятия фактов, умение работать в группе.
IV. Воспитывать чувство сострадания.
Оборудование: иллюстрации художника И.И. Пчелко, рисунки учащихся, фломастеры, альбомные листы, тексты рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Методические приемы: беседа, анализ текста, словарная работа (чувство собственного достоинства, неистомный труд, нравственное превосходство, самовластье), составление схемы, цветопись, инсценирование.
Ход урока
Эпиграф к уроку
Он повествует с большою пластичностью,
Употребляет всегда безукоризненный слог,
который необычайно усиливает впечатление
от этого поэтического написанного
обвинительного акта крепостничеству.
А.И. Герцен
I. Беседа
На предыдущем уроке мы свами выяснили, что Герасим – необычный человек, отличающийся от окружающей его дворни, человек со своей нелегкой судьбой.
-Как же складывались его отношения с дворовыми?
-Что отличало Герасима от них? (Чувство собственного достоинства). А что это за чувство? (высказывания учащихся оформляют письменно).
Можете ли вы сказать, что оно есть у вас? А у Капитона? Татьяны? Многочисленная дворня у барыни, но есть ли люди похожие на Герасима? Чтобы разобраться в этом, посмотрим, как складывались отношения Герасима с двумя героями – Капитоном и Татьяной. Почему важно разобраться во взаимоотношениях именно с этими персонажами? (Они сыграли важную роль в судьбе Герасима)
II. Словарная работа
Словарная работа начинается с чтения эпиграфа к уроку (пример цитаты)
Значение термина «цитата» - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. (С.И. Ожегов Словарь русского языка)
«Тезис» - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из главных мыслей лекции, доклада, сочинения.
(Запись терминов «цитата», «термин» в тетрадь. Привести примеры тезиса и цитаты из произведения с записью в тетрадь)
III. Работа в группах (задание написано на карточках)
1 группа. Герасим и Барыня.
-Чем Герасим выделяется среди окружающих? (примеры их текста). Сравните словесное описание Герасима с иллюстрациями художника И.И. Пчелко.
Какой вы видите барыню?
-Автор называет работу Герасима «неистомной». Какой смысл он вкладывает в это слово?
-Чем был для Герасима переезд в Москву? Как он воспринял нарушение привычного хода жизни?
-Что добавляло сравнение со львом к нашему представлению о герое? (Богатство натуры Герасима проявляется во взаимоотношениях с Татьяной)
2 группа. Татьяна
-Кто такая Татьяна? Найдите ее описание внешности? Сравните описание Татьяны с иллюстрацией художника И.И. Пчелко.
- Инсценируйте диалог Татьяны с Гавриловой. Какой мы видим ее в этой сцене?
-Как развивались отношения между Герасимом и Татьяной?
Герасим и Татьяна – жертвы крепостного права, самовластия барыни. Почему мы сочувствуем, а Капитону нет? Обоснуйте ответ.
3 группа. Капитон
-Кто такой Капитон? Прочитайте его словесный портрет. Можно ли сказать, что у Капитона есть чувство собственного достоинства?
- Проинсценируйте диалог Капитона с Гаврилой. Каким человеком предстает перед нами Капитон?
-Чего испугался Гаврила, получив приказание барыни женить Капитона?
Почему не возразил барыне?
Вывод: мы выяснили, что в центре внимания И.С. Тургенева – Герасим.
Капитон и Татьяна оттеняют его необычность. Какие детали портрета передают отношение автора к герою и героине? Как вы изобразите в цвете взаимоотношения автора к герою и героине? Как вы изобразите в цвете взаимоотношения Герасима и Капитона; Герасима и Татьяны? Обоснуйте. (Красный цвет – романтические отношения; черный - цвет отрицательных эмоций)
Татьяна Капитон
Ерошка
Барыня Степан
Герасим
Ответы учащихся аргументируются текстом.
Вопросы к беседе:
-Почему дворовые решили пойти на хитрость?
-Разгадал ли эту хитрость Герасим?
-В чем проявилось превосходство Герасима над другими дворовыми?
-Почему Герасим так легко отказался от Татьяны?
-Каким он предстал перед нами в сцене прощания с Татьяной?
-Кто настоящий виновник трагедии, произошедшей с Герасимом?
IV. Обобщение
Отметим нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Этот человек, обладающий чувством собственного достоинства, а потому не идущий на компромисс.
Примечание.
Работа со словом (на всех этапах урока)
Учащиеся сначала сами объясняют лексическое значение слов, затем работают с толковым словарем С.И. Ожегова, с учебником под ред. В.Я Коровиной, А.М. Прохоров Советский энциклопедический словарь
Лексический диктант: бездуховность, жестокосердие, равнодушие (морфемный разбор слов)
Лексическое значение слова «компромисс» - соглашение на основе взаимных покупок.
Работа над нравственными понятиями:
Чувство собственного достоинства – способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений.
Бездуховность – без сочувственного, живого отношения к кому-нибудь или чему-нибудь, бессердечный.
Жестокосердие (устар.жестокосердый) – жестокий, бессердечный, лишенный чувства жалости.
Равнодушие – безразличный, безучастный, лишенный интереса к чему-либо, а также выражающий безразличие, безучастие.
VI. Домашнее задание
Перечитав рассказ выполнить следующие задания дифференцировано:
1. Нарисовать одного из героев рассказа. Подготовить комментарий к рисунку. Тезисы оформить письменно.
2. Порассуждайте письменно над вопросом «Что такое человеческое достоинство?»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ