Конспект урока по Литературе «И.С. Тургенев «Муму». Герасим и его окружение»


«И.С. Тургенев «Муму». Герасим и его окружение».

Тема урока: «И.С. Тургенев «Муму». Герасим и его окружение».

Цели и задачи:

I. Продолжить работу над анализом теста рассказа И.С. Тургенева «Муму».

II. Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

III. Развивать навык эмоционального восприятия фактов, умение работать в группе.

IV. Воспитывать чувство сострадания.

Оборудование: иллюстрации художника И.И. Пчелко, рисунки учащихся, фломастеры, альбомные листы, тексты рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Методические приемы: беседа, анализ текста, словарная работа (чувство собственного достоинства, неистомный труд, нравственное превосходство, самовластье), составление схемы, цветопись, инсценирование.

Ход урока

Эпиграф к уроку

Он повествует с большою пластичностью,

Употребляет всегда безукоризненный слог,

который необычайно усиливает впечатление

от этого поэтического написанного

обвинительного акта крепостничеству.

А.И. Герцен

I. Беседа

На предыдущем уроке мы свами выяснили, что Герасим – необычный человек, отличающийся от окружающей его дворни, человек со своей нелегкой судьбой.

-Как же складывались его отношения с дворовыми?

-Что отличало Герасима от них? (Чувство собственного достоинства). А что это за чувство? (высказывания учащихся оформляют письменно).

Можете ли вы сказать, что оно есть у вас? А у Капитона? Татьяны? Многочисленная дворня у барыни, но есть ли люди похожие на Герасима? Чтобы разобраться в этом, посмотрим, как складывались отношения Герасима с двумя героями – Капитоном и Татьяной. Почему важно разобраться во взаимоотношениях именно с этими персонажами? (Они сыграли важную роль в судьбе Герасима)

II. Словарная работа

Словарная работа начинается с чтения эпиграфа к уроку (пример цитаты)

Значение термина «цитата» - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. (С.И. Ожегов Словарь русского языка)

«Тезис» - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из главных мыслей лекции, доклада, сочинения.

(Запись терминов «цитата», «термин» в тетрадь. Привести примеры тезиса и цитаты из произведения с записью в тетрадь)

III. Работа в группах (задание написано на карточках)

1 группа. Герасим и Барыня.

-Чем Герасим выделяется среди окружающих? (примеры их текста). Сравните словесное описание Герасима с иллюстрациями художника И.И. Пчелко.

Какой вы видите барыню?

-Автор называет работу Герасима «неистомной». Какой смысл он вкладывает в это слово?

-Чем был для Герасима переезд в Москву? Как он воспринял нарушение привычного хода жизни?

-Что добавляло сравнение со львом к нашему представлению о герое? (Богатство натуры Герасима проявляется во взаимоотношениях с Татьяной)

2 группа. Татьяна

-Кто такая Татьяна? Найдите ее описание внешности? Сравните описание Татьяны с иллюстрацией художника И.И. Пчелко.

- Инсценируйте диалог Татьяны с Гавриловой. Какой мы видим ее в этой сцене?

-Как развивались отношения между Герасимом и Татьяной?

Герасим и Татьяна – жертвы крепостного права, самовластия барыни. Почему мы сочувствуем, а Капитону нет? Обоснуйте ответ.

3 группа. Капитон

-Кто такой Капитон? Прочитайте его словесный портрет. Можно ли сказать, что у Капитона есть чувство собственного достоинства?

- Проинсценируйте диалог Капитона с Гаврилой. Каким человеком предстает перед нами Капитон?

-Чего испугался Гаврила, получив приказание барыни женить Капитона?

Почему не возразил барыне?

Вывод: мы выяснили, что в центре внимания И.С. Тургенева – Герасим.

Капитон и Татьяна оттеняют его необычность. Какие детали портрета передают отношение автора к герою и героине? Как вы изобразите в цвете взаимоотношения автора к герою и героине? Как вы изобразите в цвете взаимоотношения Герасима и Капитона; Герасима и Татьяны? Обоснуйте. (Красный цвет – романтические отношения; черный - цвет отрицательных эмоций)



Татьяна Капитон

Ерошка





Барыня Степан



Герасим













Ответы учащихся аргументируются текстом.

Вопросы к беседе:

-Почему дворовые решили пойти на хитрость?

-Разгадал ли эту хитрость Герасим?

-В чем проявилось превосходство Герасима над другими дворовыми?

-Почему Герасим так легко отказался от Татьяны?

-Каким он предстал перед нами в сцене прощания с Татьяной?

-Кто настоящий виновник трагедии, произошедшей с Герасимом?

IV. Обобщение

Отметим нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Этот человек, обладающий чувством собственного достоинства, а потому не идущий на компромисс.

Примечание.

Работа со словом (на всех этапах урока)

Учащиеся сначала сами объясняют лексическое значение слов, затем работают с толковым словарем С.И. Ожегова, с учебником под ред. В.Я Коровиной, А.М. Прохоров Советский энциклопедический словарь

Лексический диктант: бездуховность, жестокосердие, равнодушие (морфемный разбор слов)

Лексическое значение слова «компромисс» - соглашение на основе взаимных покупок.

Работа над нравственными понятиями:

Чувство собственного достоинства – способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений.

Бездуховность – без сочувственного, живого отношения к кому-нибудь или чему-нибудь, бессердечный.

Жестокосердие (устар.жестокосердый) – жестокий, бессердечный, лишенный чувства жалости.

Равнодушие – безразличный, безучастный, лишенный интереса к чему-либо, а также выражающий безразличие, безучастие.



VI. Домашнее задание

Перечитав рассказ выполнить следующие задания дифференцировано:

1. Нарисовать одного из героев рассказа. Подготовить комментарий к рисунку. Тезисы оформить письменно.

2. Порассуждайте письменно над вопросом «Что такое человеческое достоинство?»



5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ