Конспект урока по Литературе "И.С. Тургенев. «Муму». История создания произведения" 5 класс
Тема: И.С. Тургенев. «Муму». История создания произведения.
Цель: 1. Познакомить учащихся с историей создания рассказа «Муму», углубить представление о И.С.Тургеневе, познание прошлого, увиденного глазами писателя, совершенствовать умение находить «сравнение», определять роль в тексте.
2. Развивать аналитические умения сравнивать, делать вводы, обобщать.
3. Воспитывать интерес к творчеству писателя.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
I.Мотивационный этап.
-Кому принадлежат эти строки и из какого произведения они взяты?
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы!
-Кого подразумевал поэт под словом богатыри?
Выход на тему.
-Как вы думаете, подходит ли слово богатырь к главному герою рассказа И.С.Тургенева крепостному крестьянину Герасиму?
-А можно ли считать Герасима богатырем, имея в виду его нравственные качества?
-На этот вопрос нам еще предстоит ответить, изучив произведение «Муму».
Запишите в тетрадях тему урока: рассказ «Муму».
II.Операционный этап.
Вам встретятся новые слова, связанные с эпохой крепостного права. Составьте рабочий словарик из этих слов.
Послушайте историю создания произведения.
Составьте в тетради конспект.
Рассказ «Муму» был написан в 1852 году, когда была опубликована книга «Записки охотника». Это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины 19 века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, не сломленную крепостническим гнетом и сохранившую высокие духовные и нравственные качества, чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека.
Мать писателя – Варвара Петровна была жестокой крепостницей. Притеснения и обиды, которые перенес в детстве Иван Сергеевич, сделали его особенно чутким к страданиям людей. С детских лет Тургенев возненавидел крепостное право и так писал об этом: «Раннюю ненависть к рабству и крепостничеству внушало мне безобразие окружающей среды» (из письма к Л. Пичу от 13 апреля 1875 года).
В дальнейшем, пережив суровые годы детства, получив высшее образование и став писателем, Тургенев под влиянием передовых идей своего века сделался сознательным и убежденным борцом против крепостного права.
Первым сокрушительным огнем по крепостническому праву были его замечательные антикрепостнические рассказы «Записки охотника».
К ним близок по содержанию и рассказ «Муму». Материалом для произведения послужил действительный случай, происшедший в Москве с крепостным мужиком матери писателя – немым дворником Андреем. Дворник нашел и приютил у себя бездомную собачку, привык к ней. Но собачка не понравилась барыне, и она приказала ее утопить. Немой исполнил приказание и остался жить и работать у барыни.
Проверим рабочие словарики, поработаем над определением понятий.
- А теперь обратитесь к тексту, прочитайте I главу.
Учитель просит прервать чтение перед описанием городской жизни Герасима.
-Давайте подумаем, как сложится жизнь Герасима в барском доме в городе.
- Привыкнет ли он к своему новому положению? (Методика направленного чтения).
- А теперь продолжим чтение, посмотрим, как будут развиваться события.
Этап контроля.
-Где происходит действие, изображенное в рассказе?
-О ком говорится в 1 главе?
-Что мы узнаем о барыне?
Прочитайте по тексту.
-Какие тона наблюдаются в описании?
-Почему барыня не названа по имени?
Вывод: барыня олицетворяет господствующий класс, для всех она госпожа.
-Что мы узнаем о Герасиме?
На доску выносится кластер.
Глухонемой
Дворник
Крепостной
Любил полевые работы
Одинокий страдающий
Сложен богатырем
Строгий нрав
Работал за четверых
Усердно исполнял обязанности
Трудолюбив
-Давайте проследим, как проявляется мастерство И.С.Тургенева в языке произведения.
В данном рассказе сравнение является излюбленным изобразительным средством. ---
-Вспомните, что называется сравнением.
Выпишите в тетрадь все сравнения, относящиеся к Герасиму.
-Что изображает автор, сравнивая героя с могучим деревом, быком, пойманным зверем?
Вывод: С помощью сравнений Тургенев изображает силу и могущество Герасима.
На доске вывешивается репродукция с рисунка художника П. Боклевского «Герасим».
-Совпадает ли ваше представление о Герасиме с рисунком художника?
- Можно ли по 1 главе судить об отношении автора к Герасиму? Докажите свою мысль текстом.
Вывод: Повествование о судьбе крепостного крестьянина проникнуто уважением к его трудолюбию и чувством боли за его изломанную жизнь.
III. Этап контроля.
-Каково ваше отношение к герою?
Напишите эссе на тему «Мое отношение к Герасиму».
Задание на дом.
1.Рассказ о Герасиме (на материале 1 главы) с использованием сравнений .С.Тургенева.
2.Прочитайте 2 главу. Озаглавьте ее.
3.1 вариант – подготовить рассказ «История Татьяны» (от 1 лица).
2 вариант – подготовить рассказ
«История Татьяны и Герасима»
( От лица дворецкого Гаврилы).
4. Индивидуальное задание.
- Подготовить сообщение на тему: Жизнь и быт барского дома».
-Озаглавить 1 главу.
-М.Ю.Лермонтову.
Стихотворение «Бородино»
-Участники войны 1812 года, простые солдаты, которые сражались с французами.
-Подразумеваются русские люди, простой народ, крестьяне, которые служили в армии, сражались за Родину.
-Поэт называет их богатырями, потому что они были сильные, смелые, мужественные, умели постоять за свою Родину.
-Да, потому что он сильный, выносливый
-Да, он похож на богатыря из былин.
-Нет, богатыри защищали Родину от врагов, а Герасим жил и работал у барыни.
По ходу рассказа учителя учащиеся записывают в словарик слова:
-Крепостничество – общественный строй, основанный на крепостном праве и эксплуатации крепостных крестьян.
-Крепостник – помещик, сторонник и защитник крепостного права.
- Крепостной – относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность принадлежавших ему крестьян.
Крепостные крестьяне – находившиеся в крепости (старославянское), т.е. в вт.епости (старославянское) лежавших ему кстьянел право на принудительный труд крепостной зависимости.
-Да, он привык трудиться.
-Нет, он любит деревенскую жизнь, природу.
-В Москве, в одной из отдаленных улиц города.
-О барыне и дворнике Герасиме.
-Учащиеся читают 1 абзац.
-Серые.
-Темные.
-Тургенев не хотел называть ее по имени, потому что она похожа на его мать, Варвару Петровну.
-Наверное, такая барыня была не одна.
Учащиеся оформляют кластер в тетрадях.
-Сравнение – художественный прием, с помощью которого писатель изображает один предмет или явление через сопоставление его с другим предметом или явлением.
Учащиеся выписывают:
«Он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве».
«Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы…»
«..бросился на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.»
-Физическую силу, выносливость Герасима.
-Да, именно таким его я и представлял.
-Учащиеся зачитывают цитаты:
«…весело было смотреть на него, когда он пахал…»;
«…славный он был мужик…».
-Лучшие эссе зачитываются вслух.
Урок второй.
Тема: Обличение И.С.Тургеневым крепостного права.
Цель: помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; формировать умения пересказа текста, умения давать характеристику литературным героям, выявлять отношение автора к ним.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
1.Мотивационный этап.
Проверка домашнего задания.
-Расскажите, что мы узнали о Герасиме?
-Герасим – настоящий богатырь, таким описывает его Тургенев. Тогда почему же он страдает?
Учебные задачи урока:
-Проанализировать обстановку, в которой он живет. Отношение дворовых людей к нему, отношение барыни.
2.Операционный этап.
-Какие новые действующие лица введены автором во 2 главу?
Расскажите о жизни и быте барского дома.
Вывод: в доме барыни царит атмосфера страха, угодничества, все дворовые находятся во власти барыни, ее настроений и капризов.
Прочитайте диалог дворецкого Гаврилы и Татьяны. О чем он свидетельствует?
Расскажите историю жизни Татьяны от первого лица (используется методика РАФТ).
Расскажите историю Татьяны и Герасима от лица дворецкого Гаврилы (методика РАФТ).
-Как пережил Герасим свое горе?
-Труд помог ему пережить горе.
-Какие новые стороны характера немого дворника раскрылись в его любви к Татьяне?
-На доску выносится кластер, который пополняется новыми определениями.
Как мы узнаем о душевном состоянии Герасима? Свои ответы подтвердите текстом.
Вывод: о душевном состоянии Герасима мы узнаем из поступков героя и сообщений других лиц о нем.
Почему Герасим страдает? Кто виноват в этом?
Вывод: виноват общественный строй, барыня тоже является порождением этого строя.
3.Этап контроля.
Напишите пятистишие на темы «Герасим» и «Татьяна» (по вариантам).
Домашнее задание: читать 3-4 главы, озаглавить их, подготовить пересказ эпизодов «Находка Герасима» - 1 вариант,
«Поиски Герасимом Муму» - 2 вариант.
-Рассказ учащегося.
-Насильственно переселен в город.
-Оторвали от родной земли.
-Показаны дворецкий Гаврила, башмачник Капитон, прачка Татьяна, буфетчик дядя Хвост, Форейтор Антипка.
-Кастелянша, у нее нет имени.
-Ученик выступает с индивидуальным заданием, остальные учащиеся дополняют его рассказ.
-Учащиеся читают диалог в лицах.
-Татьяна привыкла выполнять распоряжения барыни.
-Она тихая, робкая, беззащитная.
-Татьяна – крепостная.
Проверка домашнего задания 1 варианта.
Проверка домашнего задания 2 варианта.
-Он стал угрюмее и еще больше работал.
-Честность.
-Искренность.
-Желание защитить любимого человека.
-Доброта.
-Способность к глубокому чувству.
Учащиеся пишут пятистишия, лучшие работы зачитываются вслух.
-из поступков героя;
-из сообщений других лиц.
Учащиеся зачитывают цитаты из текста.
-Виновата барыня, она капризная и жестокая.
- Все это происходило во времена крепостного строя.
Учащиеся пишут пятистишие, лучшие работы зачитываются вслух.
Урок третий.
Тема: Герасим и барыня.
Цели: 1. Помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; учить отбирать материал на предложенную тему, формировать умение пересказа текста; умения давать характеристику персонажа.
2. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
I.Мотивационный этап.
Проверка домашнего задания – пересказ эпизода «Находка Муму».
II. Операционный этап.
-Что нового мы узнали о Герасиме из III части рассказа?
Перескажите эпизод «Находка Герасима».
Раскройте смысл тургеневского сравнения: «Ни одна мать не ухаживала так за своим ребенком, как Герасим ухаживал за своей Муму».
Вывод: этим сравнением автор дает высокую оценку привязанности Герасима к Муму.
Почему немой дворник так сильно привязался к Муму?
Какие черты характера героя проявились во время дружбы с Муму?
На доску вывешивается кластер «Герасим», заполняется новыми определениями.
Добрый
Милосердный
Одинокий
На доске вывешивается рисунок художника С.С.Боима «Муму в зале у барыни».
- Какой эпизод произведения иллюстрирует рисунок?
Назовите основные черты характера барыни.
На доске оформляется кластер «Барыня».
Вывод: автор не скрывает отрицательного отношения к барыне.
Барыня бесчеловечна, не способна к сердечной привязанности, она страшное порождение крепостного права.
1. Что произошло с Муму?
2.Как автор передает отчаяние немого дворника?
3. Кто-нибудь из дворни сочувствует герою?
Вывод: В барском доме царит обстановка жестокости и произвола, Герасим одинок, нет ни одного человека, который сочувствовал бы ему.
III. Этап контроля.
Напишите эссе на тему «Мое отношение к Герасиму».
Задание на дом: чтение 5-6 глав, пересказ эпизодов «Возвращение Муму» - 1 вариант, «Осада каморки Герасима» (от лица лакея Степана) – 2 вариант.
-О том, как немой дворник нашел Муму.
-как полюбил собачку, которая стала для него другом.
-автор хотел показать доброту Герасима, желание помочь беззащитной собачке, он ее выходил, выкормил.
-Герасим сильный человек. Поэтому помогает слабым, беззащитным.
-как сильно он привязался к собаке.
-Муму была в несчастье, Герасим ее пожалел, спас от смерти, вырастил. Он – человек добрый, с чутким, жалостливым сердцем.
-Он одинок, у него потребность к общению с живым существом.
Учащиеся оформляют кластер в тетрадях.
-встречу барыни и Муму.
-Зачитайте диалог Гаврилы и барыни. Как он характеризует героев?
-капризная,
-раздражительная,
-недобрая, никого не любит,
-несправедливая,
-настроение постоянно меняется,
-жестокая.
-деспотичная.
-Учащиеся пересказывают эпизод пропажи Муму и о попытках героя найти своего друга (проверка домашнего задания 2 варианта).
Учащиеся отвечают и зачитывают цитаты из текста.
- по его поведению. Автор при помощи глаголов стал бегать, искать, кликать по своему, бросился в каморку, выскочил на улицу, спрашивал о ней, побежал со двора рисует отчаяние Герасима.
- по деталям портрета: истомленный вид, неверная походка, запыленная одежда, лицо у Герасима теперь словно окаменело.
-Никто.
-Учащиеся пишут эссе и зачитывают вслух.
Урок четвертый.
Тема: «Нравственное превосходство Герасима над барыней».
Цели: 1. Помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения;
2. Развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы, познакомить с понятием «антитеза».
3. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивационный этап.
Проверка домашнего задания.
II.Операционный этап.
-Какие меры приняты Герасимом ради спасения Муму?
-Как ведет себя барыня, услышав лай собаки?
-Найдите и прочитайте ее разговор с Любовью Любимовной.
-Какие черты характера барыни проявляются в этой главе?
-Каково отношение автора к героине?
Кластер «Барыня» заполняется новыми определениями:
Бесчеловечная
Жестокая
Играет роль страдалицы
Вывод: барыня бесчеловечна, не способна к сердечным привязанностям. Она со своими лакеями – страшное порождение крепостного права.
-В каком эпизоде показано прямое столкновение Герасима с дворовыми?
Перескажите эпизод «Осада каморки Герасима» от лица лакея Степана.
Вывешивается рисунок художника В.Е.Кайданова «Герасим, защищающий Муму».
-Как вы считаете, кто сумел точнее передать содержание эпизода и характер героя – художник Кайданов или лакей Степан?
-В чем вы видите разницу?
-Как называет автор Герасима?
-Как называет окружающих его людей? Почему?
Какой художественный прием использует здесь автор?
Дайте определение понятия «антитеза».
Вывод:
-Автор использует прием антитезы «великан-людишки», показывает нравственное превосходство своего героя над дворовыми и дает исчерпывающую характеристику барской челяди.
-Что явилось самым тяжким горем в жизни Герасима?
-Как Герасим готовился к расставанию с любимой собачкой и почему он все-таки утопил ее?
На доску вывешивается рисунок В.А.Ермолова «Герасим и Муму в кабаке».
-Прочитайте эпизод из текста, который проиллюстрировал художник В.А.Ермолов.
-Прочитайте сцену гибели Муму.
-Какая деталь во внешнем облике и поведении Герасима указывала на решительную, поворотную точку во всей его жизни?
-Какое лирическое сравнение соответствует полной драматизма картине?
Обобщение.
Вывод: история с Муму показала весь ужас рабского положения Герасима.
III.Этап контроля.
Дискуссионная карта «Прав ли Герасим, утопив Муму?»
Домашнее задание: прочитать 7 главу и озаглавить ее. Пересказать эпизод «Уход Герасима в деревню».
-отверстие в двери заткнул старым армяком;
-сохранял даже «унылость на лице»;
-он вычистил и выскреб весь двор;
-выполол все травки;
-повыдергал все колышки в заборе палисадника, а потом опять вколотил;
-хлопотал так во дворе, что барыня даже обратила внимание на его радение.
Учащиеся в лицах читают диалог барыни и Любовь Любимовны.
-играет роль страдалицы;
-неискренняя;
-жестокая.
-отрицательное.
-слова «простонала», «стала жаловаться на собаку, на Гаврилу» характеризуют ее с отрицательной стороны.
-Когда они приходят к Герасиму за Муму.
-Ученик пересказывает эпизод.
-Художник изобразил главного героя, похожим на былинного богатыря, а дворню – маленькими людьми.
-Лакей не сумел увидеть и поэтому передать нравственную силу Герасима, его превосходство над дворовыми.
-Уже не богатырем, а великаном.
-людишками, т.е. они слабые в сравнении с ним,
-плохие, потому что ведут себя не искренне,
низко.
-Антитеза.
- Антитеза –стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления.
-Расставание с Муму по приказу барыни.
-надел праздничную одежду, пошел с Муму в кабак и хорошо накормил ее в последний раз.
-привык выполнять приказы барыни.
Учащиеся читают эпизод «Герасим и Муму в кабаке».
Учащиеся читают эпизод гибели Муму.
Учащиеся зачитывают цитату: «с каким-то болезненным озлоблением на лице».
«Герасим ничего не слыхал… для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас.»
Учащиеся оформляют дискуссионные карты в тетради. Работают в группах. Основные аргументы зачитываются.
Дискуссионная карта:
Да
Нет
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Урок пятый.
Тема: «Уход Герасима в деревню».
Цель: 1.Помочь учащимся усвоить содержание путем анализа произведения; работа над понятием
«пейзаж».
2. Развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.
3. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
I.Мотивационный этап.
-Кто послужил прототипом для образа Герасима?
-Почему крепостной Андрей остался у барыни и по-прежнему ей служил, а Герасим ушел в деревню?
Определите учебные задачи: проанализировать все причины, приведшие героя к уходу из города в деревню.
II. Операционный этап.
Пересказ эпизода «Уход Герасима».
-При помощи какого сравнения писатель изображает решительный уход Герасима в деревню?
-Какое отношение выразил автор к Герасиму приведенным сравнением?
-Сравните, какие чувства испытывает Герасим в городе (на материале I главы) и по дороге в деревню (на материале 7 главы).
Составьте диаграмму Венна, показывающую, почему чувства героя изменились.
Чувства Герасима
Вывод: В городе ему было плохо, он не привык к жизни дворовых и стремился в деревню, туда, где он был свободен от барыни, жил привычной для него жизнью.
Какие черты характера подчеркиваются автором в эпизоде его ухода в деревню?
На доске оформляется кластер «Герасим», на который выносятся новые черты его характера.
(Кластер «Герасим»:
Отвага, решительность, )
-Каковы причины ухода Герасима в деревню?
Вывод: самовольный уход немого дворника в деревню выражал его протест против деспотичной хозяйки.
Дайте определение понятия «пейзаж».
-Опишите пейзаж, сопровождающий уход Герасима в деревню.
-Как связан пейзаж с действиями Герасима и его настроением?
-Каково назначение пейзажа?
Вывод: в общении с природой Герасим перестает быть немым, одиноким. Системой образов, картин природы Тургенев доказывает, что крепостное право несовместимо с человеческим достоинством народа и его счастьем.
-Прочитайте финал рассказа, найдите лексические повторы, какова цель их употребления?
-Соотносится ли слово богатырь с образом Герасима?
-Почему Герасим ушел в деревню, не взяв с собой Муму?
Обобщение. В образе Герасима Тургенев показал типичные черты народа-труженика, трудолюбие, благородство, душевную чистоту, глубину чувств, любовь к земле, чувство человеческого достоинства.
Писатель сочувственно относится к крепостным крестьянам. Тургенев всем ходом повествования доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько строй, основанный на зависимости одного человека от другого, то есть крепостное право. Барыня – порождение этого строя.
III.Этап контроля.
Составьте дневник двойной записи по рассказу «Муму».
Домашнее задание: написать сочинение по выбору: «История жизни глухонемого дворника Герасима», «Какие несчастья пережил Герасим и что помогло ему преодолеть их»
Крепостной Андрей, который служил дворником у матери И.С.Тургенева.
Учащиеся пересказывают эпизод.
Учащиеся зачитывают:
-Он торопился, как будто сама мать-старушка
ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях».
-Выразил глубокое сочувствие Герасиму.
-Решительность,
-смелость,
-способность на отчаянный поступок.
-чувство человеческого достоинства.
Учащиеся оформляют в тетрадях кластер.
-Героя насильственно оторвали от родной земли, привезли в город.
-Герасим полюбил Татьяну, но по приказу барыни ее выдали замуж за пьяницу Капитона.
-Герасим привязался к собачке, но его заставили от нее избавиться.
-Гибель Муму стала кульминационным моментом принятия решения об уходе от жестокой барыни.
Пейзаж – описание природы в литеатуре.
Учащиеся зачитывают описание тихой, теплой летней ночи.
Природа торжественна, как и состояние героя.
-Передает состояние героя.
-Передает отношение автора к Герасиму.
-Трижды повторяется наречие «по-прежнему», они указывают на силу немого Герасима, которого не сломить.
-Указывают на силу немого Герасима, которую не сломить.
-Да, он сильный физически и нравственно.
-Ему было очень трудно, но он вынес все испытания и вернулся в деревню.
-Его можно назвать богатырем.
-Он был крепостным, поэтому подчинился барыне и утопил Муму.
-Но в нем нарастал протест против капризной, жестокой госпожи, и поэтому он уходит в деревню.
-учащиеся составляют Дневник двойной записи.
Ключевые слова, словосочетания, предложения.
Аргументы
1.«Но вот Герасима привезли в Москву…и …определили дворником».
2.Барыня и Герасим.
3. «…С Герасимом случилось небольшое происшествие»
4. «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как Герасим ухаживал за Муму».
5. «Он шел с отчаянной и вместе с радостной решительностью….»
Это завязка рассказа, в котором сразу обозначается положение кре-постного человека. Это первое испытание для Герасима.
Главные герои, между которыми происходит конфликт.
Слово происшествие подразумевает историю отношений дворника и Татьяны. По решению барыни прачку выдают замуж за пьяницу Капитона. Это новая беда и вто-рое испытание для героя.
В жизни Герасима по-явился новый друг, он перестает быть одино-ким. Вся сила его чувств раскрывается во время дружбы с Муму.
Герой возвращается в деревню, выражая протест против бар-ского деспотизма и произвола.
-Учащиеся зачитывают записи из дневника.
Приложение.
Пятистишие «Татьяна».
Татьяна
Искусная, ученая прачка
Работала за двоих, ласки никогда не видала,
всех боялась смертельно
Вызывает чувство жалости, состраданья.
Крепостная.
Тхоренко Вадим, 5 «А» кл.
Пятистишие «Герасим».
Сильный, добрый
Страдает, преодолевает все трудности,
Протестует против деспотичной барыни
Герой вызывает большую симпатию
Богатырь.
Улихин Володя, 5 «Б» Кл.
Пятистишие «Барыня».
Жестокая, бессердечная
Притворяется больной, отдает приказания,
Никого не любит.
Испортила жизнь немому дворнику
Крепостница.
Шабалина Алиса, 5 «В» Кл.
Что чувствовала Муму в самый решительный для Герасима момент?
Р – роль: Муму
А – аудитория: барыня
Ф – форма: исповедь
Т – тема: «Мои чувства к Герасиму».
Хозяин поднял меня на руки. Я с удивлением посмотрела на него. Чего он хочет? Может быть, поласкает? Но что-то тревожное светилось в его глазах?! Я должна помочь ему! Без страха я взглянула на него. Он меня любит и никогда не обидит, и все же что-то взволновало меня.
Зачем все это? Впервые покормил меня в столовой, посадил в лодку?
И вдруг хозяин отвернулся, зажмурился, одел мне на шею петлю. «Это какая-то игра, - догадалась я и успокоилась. – Ведь это мой хозяин, мой спаситель, он знает меня лучше всех этих глупых и странных людей, что живут у него во дворе». Так я прогнала свои страхи. И я всегда буду любить и охранять своего спасителя».
Лау Юлия, 5 «Б» кл.
Рассказ от лица лакея Степана о том, как осаждали каморку Герасима.
Утром мы пошли в каморку Герасима. Взяли с собой палки на всякий случай, ведь у этого глухого черта силища-то какая! Поднялись наши-то по лестнице, а я остался внизу. Мало ли!
Гаврила Андреич стал стучать в дверь, но она не отворялась. Я и говорю: «Гаврила Андреич, ведь он глухой, не слышит. У него там дыра в двери, вы палкой–то и пошевелите». «Он дыру–то армяком заткнул, - сказал кто-то из наших. Тут раздался лай собаки. Ну, я поднялся наверх, просунул палку в дыру, протолкнул внутрь армяк, приговаривая: «Выходи, выходи»!
Вдруг дверь как распахнется! Дворовые кубарем покатились по лестнице, а Гаврила Андреич первый и начал кричать со двора: «Смотри у меня, не шали!» А Герасим вышел в красной рубахе, здоровый, черт немой, и вид у него такой, что на все способен. У меня аж мурашки по спине забегали. Дворецкий знаками ему начал показывать, что барыня, мол, требует к себе немедленно собаку. Герасим–то понял, указал на Муму и сделал знак рукой у шеи, как бы затягивая петлю. Гаврила Андреич кивнул головой. Герасим посмотрел на собаку и ударил себя кулаком в грудь, как будто говоря, что сам ее уничтожит. Потом пошел в каморку и закрыл дверь. Наши-то дворовые стояли и молчали, а Гаврило Андреич возмутился: «Он заперся»? Я говорю: «Вы его оставьте, коли он обещал, то сделает непременно. Уж он такой. Это не то, что наш брат»
И все повторили: «Да! Это так!»- и разошлись.
Нам Олег, 5 «Б» кл.
Герасим в городе.
На одной из отдаленных улиц Москвы жила барыня. У нее была дворня. Самым замечательным человеком среди дворни был Герасим. Барыня взяла его из деревни, где он жил отдельно от братьев. Барыня решила сделать Герасима дворником. Сначала ему не полюбилась городская жизнь, но потом привык к ней. Работа его заключалась в том, чтобы наколоть дров, привезти воду, подмести двор. Он был очень сильный, в деревне привык много работать, потому со своими обязанностями справлялся быстро, выполнял все усердно. Он был строго нрава и любил во всем порядок. Он не любил даже. Когда петухи дрались и однажды поднял их к верху, покружил и разбросал их в разные стороны.
Жил он в каморке над кухней. Мебель сделал себе сам. И кровать, и сундук, и табуретки, и стол – все было крепким, надежным, под стать своему хозяину.
Вот так немой Герасим стал жить в городе.
Касьян Саша, 5 «В» кл.
Система уроков
по произведению
И.С.Тургенева
«Муму»
Автор Никитина Ирина Ивановна,
учитель русского языка и литературы.
2006
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ