Конспект урока по Литературе "Космическая тема в мировой литературе" 7 класс
Автор: Максимчук Екатерина Михайловна
Место работы: ГБОУ СОШ Выборгского района Санкт-Петербурга
Должность: учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6О
Выборгского района Санкт-Петербургa
Проект по литературе
«Космическая тема в мировой литературе»
Участники: учащиеся 7 класса
Руководитель: Максимчук Е.М., учитель русского языка и
литературы.
Санкт-Петербург
2013 год
-1-
Проектная деятельность обеспечивает активную адаптацию учащихся в окружающем мире и возможность преобразования этого мира.
Проектный метод обучения в настоящее время рассматривают как дидактическую систему реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой учащиеся применяют полученные ими знания и умения на практике.
Проектная технология способна развить у обучающегося важнейшие компетенции:
• общенаучную;
• информационную;
• познавательную;
• коммуникативную;
• ценностно-смысловую;
• социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.
Проектный метод обучения - это организация исследовательской работы на уроке и за его пределами.
Цель подготовки школьных проектов – это развитие у учащихся навыков решения задач, относящихся к актуальным проблемам жизнедеятельности.
Типология проектов
В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки:
- доминирующая в проекте деятельность,
-предметно-содержательная область проекта,
- характер координации проекта,
- характер контактов,
-количество участников проекта,
- продолжительность проекта.
Одна из возможных типологизаций проектов строится по следующим критериям:
1. Доминирующая в проекте деятельност: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- приключенческие (игровые);
- информационные;
- практико-ориентированные;
- Интернет-проекты
По признаку — характеру координации — проекты могут быть двух типов:
1. С открытой, явной координацией
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
2. Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)
В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта.
По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам:
1. Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.
2. Средней продолжительности (от недели до месяца).
3. Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Информационные проекты
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Исследовательские проекты
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
Литература:
1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.
circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
5. http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html
-2-
Согласно представленной выше типологии проектов, разработанный учениками 7 «Б» класса ГОУ школы № 60 Выборгского района Санкт-Петербурга проект по литературе «Космическая тема в мировой литературе» можно отнести к следующим типам:
по признаку - доминирующему методу – информационный с элементами исследовательского;
по признаку - характеру координации – с открытой, явной координацией;
по признаку – продолжительности проведения – средней продолжительности ( три недели).
Цели проекта « Космическая тема в мировой литературе»:
- изучить хронологию создания литературных произведений, в которых получает развитие тема космоса;
- собрать и обобщить сведения об изображении космоса, космических полётов в мировой художественной литературе;
- подготовить обзор литературных источников по данному вопросу;
- сравнить, какими показаны космос, способы преодоления космического пространства в произведениях 17 – 20 веков.
Задачи (план работы над проектом):
- определить источники информации;
- выбрать из различных источников необходимые сведения;
- изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу;
- обработать и проанализировать полученные результаты;
- сделать выводы (отвечающие поставленной цели);
- определить форму представления полученной информации ( компьютерная презентация, «книжка-раскладушка»);
- оформить полученную информацию в соответствующем виде;
- подготовить проект к защите на интегрированном уроке, посвящённом 50-летию полёта Ю.А.Гагарина в космос.
Литература:
Сирано де Бержерак « Иной свет».
Джонатан Свифт « Путешествия Гулливера».
Рудольф Эрих Распе « Приключения барона Мюнхгаузена».
По Эдгар А. «Беспримерное приключение некоего Ганса
Пфооля».
5. Жюль Верн «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут».
Жюль Верн «Вокруг Луны».
А. Н. Толстой «Аэлита».
Г. Гуревич «Прохождение Немезиды».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ