Конспект урока по Литературе "Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя" 7 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Л. Н. Толстой. Севастополь в декабре месяце: человек и война, жизнь и смерть, героизм, защита Отечества – основные темы рассказа.
(Тема урока)
-
2.
ФИО (полностью)
Тихонова Елена Николаевна
3.
Место работы
МБОУ СОШ №69 г. Ульяновск
4.
Должность
учитель русского языка и литературы
5.
Предмет
Литература
6.
Класс
7
7.
Тема и номер урока в теме
2 урок по теме «Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя».
8.
Базовый учебник
Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1/Авт.-сот. Г.С. Меркин. – 7-е изд.,испр. и доп. –М.: ООО»ТИД «Русское слово – РС», 2009.- 416 с.
9. Цель урока: Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя. Познакомить обучающихся с основными этапами жизненного пути Л. Н. Толстого, дать предстваление о мировоззрении писателя.
10. Задачи:
- обучающие: на материале рассказа показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя;
- проследить переживания Л. Н. Толстого, его отношения к войне, как самому величайшему злу человечества;
-развивающие: развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты;
- воспитательные: воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, непринятия зла.
11. Тип урока: интегрированный (литература + история + МХК) с элементами ролевой игры.
12. Формы работы учащихся: работа в группах.
13. Необходимое техническое оборудование:
– традиционные: мел, доска, учебники, тексты Л. Н. Толстого «Севастополь в сентябре месяце», М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Валерик», карта «Оборона Севастополя», тетради, ручки, словарь С. И. Ожегова;
– инновационные: компьютер, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.
14. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера
из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Оргмомент. Целеполагание
ЭОР№5
Приветствует учеников, создает положительный эмоциональный настрой. Произносит эпиграф (слова Л. Н. Толстого). Настраивает учащихся на восприятие учебного материала, предлагает подумать над целью урока.
Входят в класс и рассаживаются по группам. Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели.
2
2
Проверка ДЗ
ЭОР№6
ЭОР№3
Представляет учащимся экспертов- помощников рабочих групп (историки, литературоведы, биографы, художники). Ставит задачу осуществить экспертизу работы творческих групп.
Выступают в группах, делают сообщения по выбранным направлениям. Эксперты задают вопросы по истории, биографии писателя, по репродукциям картин
И. Айвазовского, изображающим Севастополь. (Кто осуществлял командование Севастополем в годы войны? Чем оно закончилось для России? Что мы знаем об участии
Л. Н. Толстого в Крымской войне? Какое впечатление произвели военные действие в Севастополе на Л. Н. Толстого?)
5
3
Повторение изученного
ЭОР№1
Предлагает учащимся выяснить и дать ответ на проблемные вопросы: Кто является истинным героем рассказа и Что такое война в понимании писателя. Обращает внимание на то, что учащиеся знакомы с текстом рассказа. В качестве повторения поработать над вопросами, составленными из двух видов: тех, на которые можно дать ответ непосредственно на уроке, и те, для поиска ответов на которые нужна дополнительная информация. Выявляет личностный смысл (субъективное понимание) и смыл контекстный (коллективное понимание).
Работают с текстом рассказа, словарем, таблицей «Где мы побывали с автором» (пристань, набережная, госпиталь, бастион). Эксперты объявляют результаты.
5
4
Изучение нового материала
ЭОР№4
Предлагает выполнить частично-поисковое задание. Литаратуроведам вспомнить, в каких произведениях русской литературы XIX века отражены похожие сюжеты? В чем сходство? Дает задание художникам из цветной бумаги сложить мозаику, для того, чтобы проследить настроение рассказа в его начале и в финале. Историкам: на исторических примерах проследить последствия антигуманистического поведения известных политиков. Биографам: раскрыть понятия совести, сострадания, патриотизма.
Находят причинно-следственные связи. Литературоведы предлагают сравнительный анализ событий из стихотворений М. Ю. Лермонтова: бой русских солдат, их мужество, героизм, любовь к родине; лирический герой Лермонтова задается вопросом: зачем людям война? Зачем люди враждуют?(по стихотворению «Бородино»).
Рассказывают о Кавказской войне в Чечне (стихотворение «Валерик»).
Художники работают с цветовой гаммой, находят символы жизни, храбрости, символы войны (выстрелы).
Биографы работают с определением понятий.
Историки приводят примеры последствия антигуманистического поведения политиков (Гитлер, Сталин, Саакашвили, Джордж Буш).
15
5
Закрепление изученного
Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание нового учебного материала
Работают эксперты с учащимися класса. Вопросно-ответное обобщение. Работа с текстом над эпизодом «Четвертый бастион», выразительное чтение.
13
6
Задание на дом
Предлагает учащимся решить кроссворд по пройденной теме; составить и записать рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия на выбор) обороны Севастополя в форме письма с фронта. Сообщает учащимся о продолжении темы на следующем уроке, просмотре отрывка из документального исторического фильма режиссера Василия Гончарова «Оборона Севастополя» (бой на четвертом бастионе).
Обсуждают, что нужно выполнить дома, записывают домашнее задание.
2
7
Подведение итогов.
Рефлексия
Благодарит за исследования творческих групп, обращает внимание учащихся на эпиграф урока. Инициирует рефлексию индивидуальную, коллективную.
Рассказывают, что нового узнали на уроке.
2
8
Оценивание
Выставляет отметки учащимся.
Эксперты оценивают работу творческих групп
1
Приложение к плану-конспекту урока
Л. Н. Толстой. Севастополь в декабре месяце: человек и война, жизнь и смерть, героизм, защита Отечества – основные темы рассказа.
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т. д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Оборона Севастополя 1854-1855 г. г.
И-тип,
информационный
Презентация
http://www. fcior. edu. ru/card/26872/oborona-sevastopolya-1854-1855-godov. html
2
Биография Л. Н. Толстого1851-1862 годов. Часть 2 базовое изучение.
И-тип,
информационный
Презентация
http://www. fcior. edu. ru/card/28429/l-n-tolstoy-biografiya-pisatelya-1851-1862-gg-chast-2-bazovoe-izuchenie. html
3
Внешняя политика в царствование Николая I
И-тип,
информационный
Презентация
http://www. fcior. edu. ru/card/6908/vneshnyaya-politika-v-carstvovanie-nikolaya-i. html
4
«Сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Поле Бородино»и «Бородино».
ЭУМ П-типа
Таблица
http://www. fcior. edu. ru/card/10015/eum-p-tipa-sravnitelnyy-analiz-stihotvoreniy-m-yu-lermontova-pole-borodina-i-borodino. html
5
Портрет писателя
Л. Н. Толстого
Портрет
http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/fb603763-bdbd-419b-8e6c-4e57813450e8/Ge. Portret_pisatelya_Tolstogo. jpg
6
Адмиралы обороны Севастополя
Картина
http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/18296/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ