Конспект урока по Литературе "Литература 1920-1940-х годов"
Литература 1920-1940-х годов.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы:
слово учителя;
заполнение опорной схемы «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ»;
выступление учащихся с проектами о литературных группах, направлениях.
Оборудование:
опорная схема «Лента времени».
Ход урока
Стал человек один другому – дьявол,
Кровь – спайкой душ.
Борьба за жизнь – законом;
И долгом – месть.
М. Волошин “Потомкам”
I.Вводно-мотивационный этап. Объявление темы урока, озвучивание эпиграфа. (Запись в тетради). Слово учителя.
II. Просмотр фильма о эпохе 20-х годов.
III. Просмотр фильма о эпохе 30-х годов.
IV. Вступительное слово учителя.
Идя по улицам города, мы видим лица, дома, дорогу. Но город в целом, общо мы можем увидеть, только поднявшись ввысь. Сегодня мы взглянем как бы сверху на второе десятилетие начала XX века, постараемся уловить, увидеть, куда текла река литературы, как она отражала события истории. Итак, тема урока
Формирование литературы 20 годов происходило в сложных общественных условиях
Естественно, что становление литературы этого периода времени не было гладким и легким. Главный вопрос, вставший перед литераторами, - вопрос об отношении художников слова к революции, войне, преобразованиям.
V. Актуализация прежних знаний.
Составление «Ленты времени».
(учащиеся, опираясь на знания истории, составляют «ленту времени»)
Леонид Андреев по-своему, в невиданных ранее стилевых формах (субъективно, экспрессивно, кричаще, истерически - изломанно) отразил это в рассказе «Красный смех». Главная тема рассказа – безумная жестокость.
Вслед за писателем Андреевым все периоды, связанные с войной, с кровопролитием, я окрасила в красный цвет, а мирным цветом стал зеленый, цвет надежды, обозначающий экономические преобразования.
К сожалению, красным окрашены несколько событий в истории 20 годов. Что это за события? Поэты, творившие в эту эпоху, помогут нам определить их, назвать. Ваша задача отгадать по цитатам событие, вспомнить даты, расположить названия событий и даты на «ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ» в хронологической последовательности.
С фронтов гражданской войны возвратились обогащенные большим жизненным опытом (шестой слайд – верхний ряд портретов) Дмитрий Фурманов, комиссар Чапаевской дивизии; Александр Фадеев, партизанивший на Дальнем Востоке; Александр Серафимович, Николай Островский. Для них не существовало вопроса – принимать революцию или нет. Все события вдохновляли их на творчество.
Но были и те, кто видел ужасы войны, смуты, чувствовали гибель русской культуры, литературы (шестой слайд – нижняя строка портретов). В произведениях Булгакова, Бабеля, Куприна, даже Горького по-новому, зло, негативно оценены трагические события.
Они не умещались по одну сторону баррикад.
VI. Изучение нового материала.
Выступления учащихся с презентациями литературных групп «Перевал», «ОБЭРИУ», «ЛЦК», «ЛЕФ»
Жизнь бурлит, начинаются преобразования, в литературных кругах появляется множество группировок.
(заранее подготовленные ученики)
VII. Слово учителя
Началась кампания против Е.Замятина и Б.Пильняка (в 1938 году Пильняк был расстрелян, этому предшествовал арест и допросы с пристрастиями).
Широкая, полноводная река литературы отныне разделилась на две речки, одно русло которой вытекло за пределы, за границы России.
Говорили, что «в России черный провал», «все творческое в русской литературе выплеснуто потопом на скалы Европы»: центр эмигрантской русской литературы – Прага, Париж. Отличительная особенность произведений – ностальгическая тоска по России, любовь к родине. Период нэпа в литературе отражен в юмористических рассказах М.Зощенко и в романе Е.Петрова и И.Ильфа «12 стульев».
В переломные годы возникло очень много литературных объединений, школ, групп. Одни из них оказались однодневками, у другие просуществовали годы. Они помогли писателям, поэтам выжить, выдержать давление власти.
Весной 1932 года принято партийное постановление «О перестройке литературно – художественных организаций». Все литературные группировки упразднялись, а взамен создавался единый Союз советских писателей.
События революции и гражданской войны затрагивали всех и каждого и требовали не столько выражения эмоций, сколько их осмысления. Советская проза 20-х годов была неоднородна ни в момент своего появления, ни много позже, в процессе читательского восприятия. Иные произведения нашли своего читателя сразу, а вскоре на них сумели навести и хрестоматийный глянец. Другие читались и читаются разными поколениями с неослабевающим интересом. Третьи только сейчас занимают в истории литературы достойное место и заставляют по иному взглянуть на пути и судьбы молодой советской литературы, их постижение еще впереди. Сейчас становится ясным: литература 20-х годов была явлением неоднородным и подчас не вписывающимся в общие рамки. По сути своей это была литература молодых, в своем творчестве пытавшихся не только поставить, но и разрешить самые жгучие вопросы современности. Это была литература сегодняшнего дня и литература “для будущего”.
Смысл духовного противостояния – глубоко созидательный, задача его позитивная: создание новой демократической культуры после революции. Писатели 20-х годов увидели реальный, отнюдь не приглаженный облик революционной Росси и поняли, куда идет страна. Еще совсем недавно нам казалось, что не правы художники, провозглашавшие приоритет нравственных ценностей в переломные моменты истории, но происходящие сегодня перемены во всех сферах нашей жизни свидетельствуют об их исторической правоте.
В последние годы доступными стали для массового читателя публикации на тему “Революция и литература”: “Несвоевременные мысли” М.Горького, “Окаянные дни” Бунина, “Письма к Луначарскому” В.Г.Короленко. С каждой из этих публицистических статей в отдельности мы с вами знакомы. Сегодня на уроке прозвучат отрывки из этих произведений, в которых предостережения, тревога, боль.
В трагическое время братоубийственной гражданской войны они возвысили свой голос в защиту общечеловеческих ценностей.
Чтение цитат учащимися. “Рыцарями морали и справедливости” назвал таких художников писатель С.Залыгин во вступительной статье к письмам Короленко.
Наше время со всей остротой выдвинуло задачу нового осмысления и уже хорошо известных читателям произведений в связи с определением их роли и места в становлении советской литературы. Это относится к сборнику рассказов М.Шолохова “Донские рассказы”. Открытие донского цикла М.Шолохова в том и состояло, что он показал преступность гражданской войны, ее губительные разрушительные последствия как для судеб “тихого Дона”, так и для России в целом. Шолохов показал потрясающие душу бессмысленность и греховность братоубийства. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны, за что он и получал порой ярлык сомнительного попутчика. Не случайно и любимый автором герой “Тихого Дона” Григорий Мелехов выразит эту мысль в чеканной эпической формуле: “Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести”.
Творческую индивидуальность Булгакова и характеризует пристальный интерес к “бывшим”, потерпевшим в революции классам. Булгаков, вероятно, первым среди писателей 20-х годов показал в “Белой гвардии” (1925) не только трагедию белого офицерства, состоящую в том, что порядочные, честные люди оказывались на обочине исторического прогресса, но и трагедию страны, в которой культура и ее носители попали под колесо истории. Весьма примечательна характеристика “Белая гвардия”, данная М.Волошиным. На одной из своих акварелей, подаренной писателю в 1925 г., он писал : “Дорогому Михаилу Афанасьевичу – первому, кто запечатлел душу русской усобицы, с глубокой любовью”. Героями произведения Булгакова были представители класса, потерпевшего поражение в этой борьбе.
VIII. Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником стихотворения И.Бунина «У птицы есть гнездо…»
I. Возвращение к эпиграфу.
Эпиграф: из стихотворения Волошина “Потомкам”.
Стал человек один другому - дьявол;
Кровь – спайкой душ.
Борьба за жизнь – законом;
И долгом – месть.
Максимилиан Волошин – это еще одно малоизвестное имя, имя поэта остро понимающего, что гражданская война – это было несчастье для всей России
- Как вы оцениваете эту позицию? (Возможно, неверная, пассивная, но чувство поэта глубоко патриотично рисует ситуацию трагического раскола в русском обществе, скорбь в последней строфе)
. Закрепление изученного материала.
Сегодня приходиться говорить о новой жизни репрессированных, полузабытых, часто неизвестных многим людям писателях 20-х -30-х годов. Их книги стараниями критиков упрощались, их представления о мире были сознательно искажены. Такая судьба постигла и Бабеля. За пафосом революции Бабель разглядел иной лик: он понял, что революция – это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. То, что стало дозволенным в экстремальной ситуации революции, показывает Бабель, накладывает печать на будущих людей. В противовес смерти и разрушению Бабель объявлял самой высокой ценностью жизнь. Отдельные рассказы из цикла “Конармии” начали публиковаться в 1923г., а в 1924 г. появилась статья Буденного. “Бабизм Бабеля из “Красной нови” (газета) с обвинением писателя в клевете на Первую Конную. Увидели здесь намеренную дегероизацию истории, “поэзию бандитизма”. Бабель пытался защищаться, объясняя, что создание героической истории Первой Конной не входило в его намерения. Но споры не утихали. Уникальный художественный мир Бабеля долгое время оставался неразгаданным. В его творчестве современники не уловили предвидения надвигающихся трагедий.
– Ребята, проанализировав основные вехи литературы 20-х годов, скажите, что вам больше всего запомнилось?
– Как вы себя чувствовали на уроке?
– Было ли мне комфортно?
– С каким настроением вы работали?
– Довольны ли вы собой?
– В чем вы затруднялись?
Вывод: для многих писателей гражданская война – национальная трагедия. В своих произведениях они предстают перед нами подлинными патриотами, их позиция сегодня нам очень близка. Эти публицистические, прозаические и поэтические произведения звучат сегодня призывом к национальному согласию и как предупреждение о трагедии, национальной катастрофе. Это касается не только России, но и всех бывших республик страны. Мы обязаны осознать бесценность человеческой жизни, отказаться от жестокости и насилия, помнить о нравственных абсолютах.
В начале ХХI столетия, на уровне социального опыта 7-ми десятилетий, можно определенно сказать, кто выразил более глубокую историческую правду.
Но не будем отвергать книги “Разгром” А.Фадеева, “Чапаев” Д.Фурманова,
“Железный поток” Серафимовича, “Бронепоезд 14-69” В.Иванова.
Они не уходят из истории литературы, они просто занимают другое место, исходя из их реальной эстетической весомости и правдивости.
I. Рефлексивно-оценочный этап (приём синквейна).
ЕХ:
Литература 20-х годов.
кровавая, запрещающая
губит, эксплуатирует, не понимает
Литература 20-х годов- литература революции, войны и преобразований.
Эпоха
Выставление оценок
Д/З: лекция, прочтение поэмы «Во весь голос» В.В. Маяковского.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ