Конспект урока по Литературе "Любовь – это жизнь, это главное…» Адресаты любовной лирики В.В.Маяковского"
Тема: «Любовь – это жизнь, это главное…» Адресаты любовной лирики В.В.Маяковского.
Цель: 1. Образовательная: : познакомить учащихся с основными адресатами любовной лирики В.В.Маяковского.
2.Развивающая: совершенствовать деятельность учащихся, направленную на овладение способами изучения литературы, общение с искусством.
3.Воспитательная: воспитывать культуру чтения, эстетические чувства, совершенствовать ИКТ-компетентность.
Оборудование:
раздаточный материал (стихотворения)
ТСО: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Презентация (слайд 1,2)
Мотивационный этап.
- Многие видят В.Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская. Маяковский – это не громада-ненависть, а горомада-любовь. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики В.Маяковского
(Слайд 3)
Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.
Слайд № 4
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ПОЭТА
* Её звали Мария Денисова ( слайд 5). Познакомились они с В.Маяковским в Одессе. Любовь к красавице, независимой интеллектуалке, буквально преобразила В.Маяковского. Он метался, как полоумный, не находил нигде себе места, читая стихи, превосходил самого себя. В.Маяковский, как это будет с ним всегда, торопился со своими чувствами, делал сразу же страстные признания, требовал полной взаимности. Но Мария Александровна, хотя и прониклась богемной жизнью поэта, от решительного шага отказалась. Как следствие, боль поэта отразилась в стихах. Образ Марии в поэме «Облако в штанах» отталкивал и привлекал одновременно своей недоступностью. Это период в жизни В.Маяковского можно назвать «периодом ожидания любви».
( Слайд 6)
*** Чтение отрывка из поэмы « Облако в штанах»
(Слайд № 7)
Январь 1914г. Эльза Каган привела знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражён этой маленькой женщиной с ярко-рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она – его громада-любовь, любовь на всю жизнь, любовь, перенесшая столько радости и столько мучений. ( Слайд 8)
Фраза «Она красивая, её, наверное, воскресят!» - потрясает. Кто ещё из поэтов мечтал о воскресении в будущем любимой женщины?
Но вернёмся к первой встрече. Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочёл поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле Брик. Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила одна женщина, была посвящена Лиле Брик.
Слайд № 9
Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипированна. Наконец, она непредсказуемая, богемная. Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.
*** Чтение стих….
Современники говорили об их отношениях: «Маяковский любил её без памяти, а она не сходила с ума от любви». Она могла быть с ним нежной, а могла быть отчуждённо холодна. «Почему лошади не кончают с собой? – спрашивала Лиля, когда В.Маяковский, выясняя отношения, угрожал самоубийством. И отвечала: - Потому что они не выясняют отношений…»
Порой она бывала с ним жестока. Как-то гуляя на берегу Невы, он прочёл свою поэму «Дон Жуан». «Опять про любовь, - заметила она. – Как не надоело?» Тогда он вынул из кармана рукопись и, разорвав, пустил клочки по ветру…
Слайд №9
Любовь мою,
Как апостол во время оно,
По тысяче тысяч разнесу дорог,
Тебе в веках уготована корона,
А в короне слова мои –
Радугой судорог.
- Что вы почувствовали? Какая она, любовь поэта?
Любовь великая, любовь-громада, лирический герой готов разнести её и в пространстве (тысячи дорог) и во времени (века). Он коронует возлюбленную. И в то же время мы не можем не почувствовать страдание лирического героя («радуга судорог»).
Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать. Эта женщина – ЛИЛИТ (библейский миф о первой женщине, равной во всём мужчине, а, может быть, превосходящей его в чём-то. По мифу даже Бог испугался совершенства своего творения и оставил Лилит в одиночестве, а для Адама – первого мужчины создал женщину из ребра – Еву-женщину, которая изначально являлась лишь частью мужчины).
Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров и т.д.
Слайд № 10
Во время расставаний Маяковский постоянно писал письма Лиле Брик. У него для неё было множество ласковых, нежных обращений: «дорогой мой, милый, ослепительный лисёныш», Лилёк, Кисик, Лисик и т.д.
Слайд №11
Однажды Лиля Брик решила провести эксперимент – 2-х месячную разлуку. 2 месяца поэт прожил без любимой в добровольной тюрьме – в своей комнате на Лубянке – и писал поэму «Про это», конечно же, про любовь.
У Лили была теория: «Чтобы творить, нужно испытывать мучения, лишения, нужно преодолевать трудности. Благополучие губит художника.»
Слайд №12
Париж в жизни Маяковского. Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую… Татьяна Яковлева сопровождала поэта в качестве переводчицы. Натуральная блондинка, длинноногая, спортивная. Все , видевшие их вместе, отмечали, что они – очень красивая пара. Влюблённый Маяковский покорил молодую эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал. В холодную погоду мог снять с себя пальто и укутать ноги девушке. Первый раз поэт изменил своей постоянной Музе: 2 стихотворения он написал и посвятил Татьяне Яковлевой. «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой».
Слайд №13
Маяковский писал : «Иди ко мне, иди на перекрёсток моих больших и неуклюжих рук». Он звал её в Россию. Но Татьяна была из среды белых эмигрантов, она ненавидела советскую Россию. А поэту запретили выезжать за границу. Может быть, испугались любви поэта революции к белой эмигрантке.
Слайд №14
Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем. 12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился. Неправильно было бы сказать, что причина ухода поэта из жизни только в неудачах личных, любовных. Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей. Была ещё статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме.
Слайд №15
Последнее письмо. В нём – строки стихотворения. Эти строки были написаны давно и адресованы они были Лиле Брик:
Как говорят –
инцидент исперчен»,
Любовная лодка
Разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
И не к чему перечень
Взаимных болей,
Бед и обид.
Счастливо
Оставаться
Поэт поменял одно слово. Раньше он писал Лиле Брик: «Я с тобой в расчёте», а теперь «Я с жизнью в расчёте»
И ещё были строки «ЛИЛЯ – ЛЮБИ МЕНЯ». Последний базаровский аккорд. Помните, как просил Базаров Одинцову: «Дуньте на умирающую лампаду..»
Так в последние мгновения своей жизни поэт думал о своей Музе – о
Лиле Брик.
Анализ стихотворения «Лиличка!» (Вместо письма).
1.Выразительное чтение стихотворения и
беседа по первичному восприятию текста.
Цель: выяснить, какое впечатление оставило стихотворение у учащихся.
- Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения.
( Из заголовка и дальнейшего текста ясно, что перед нами письмо героя к страстно любимой им женщине, которая, однако, относится к нему далеко не однозначно и видимо, может оставить его в любой момент («…День ещё - // выгонишь, // может быть, изругав»). Это своеобразное заклинание любовью, хотя герой чувствует, что вряд ли это поможет («Завтра забудешь,// что тебя короновал…). Тем сильнее покоряет безоглядность высказанного чувства).
Определение темы стихотворения.
Цель: определить тему стихотворения.
(тема любви, тема прощания, расставания).
- Лиличка, данное в форме именительного падежа вместо дательного, создаёт иллюзию непосредственного обращения. Оклик любимой, призыв к диалогу, крик о помощи, обращённый к самому близкому человеку. Одновременно установка на диалог снята ремаркой «вместо письма» (с одной стороны, «я посылаю вам стихи, вместо письма – стихи, послание в стихах», с другой – «это и не письмо вовсе, так как письмо предполагает ответ, рассчитано на ответ». Ремарка подчёркивает исповедальный характер).
- Но, разве герой прощается с любимой? Хочет ли он этого прощания?
(Нет. Это «последний крик» отчаяния. Перед нами трагедия любви, потому, что она не взаимна).
- Во многом стихотворение автобиографично. Поэт Н.Асеев так выразил драматизм отношений В.Маяковского и Л.Брик:
А та, которой
он всё посвятил,
стихов и страстей
лавину,
свой смех и гнев,
гордость и пыл, -
любила его вполовину.
Установка литературных параллелей
Цель: провести параллели с другими литературными произведениями
-Кто ещё из писателей и поэтов изображал в своих произведениях прощание с любимыми?
/( А.С.ПУШКИН «Я вас любил..» Прощание-прощение-благословение. «..Я вас любил так искренне. Так нежно,// как дай вам Бог любимой быть другим!»
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «Я не унижусь пред тобою..» Прощание-упрёк.
А.КУПРИН «Гранатовый браслет» Прощание – благословение- обожествление «Да святится имя твоё..»)
- Волнует ли лирического героя состояние возлюбленной?
(Главное – выразить то безумное состояние, в которое его самого повергает расставание).
5. Исследование «Психологическое состояние лирического героя»
Цель: анализ стихотворения «Лиличка!»
- Стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать психологическое состояние героя.
МУ: учащиеся заполняют схему в буклете
План исследования
Результаты исследования
Интерьер
Временной контекст
Время
Он
Она
Прошлое
Будущее
Призыв
Просьбы, жалобы, упрёки:
Градация
Эпитеты
Гипербола
Сравнения
Мысли о самоубийстве
Последнее обращение
Вывод:
Интерьер
Дым табачный воздух выел.
Комната –
Глава в крученыховском аде..
(напряжённое трагическое настроение. Постоянно курят от волнения. В этих строках происходит сравнение с поэмой А.Кручёных «Игра в аду»)
Временной контекст
время
он
она
прошлое
исступлённый
Позволяет гладить руки
настоящее
Она – «сердце в железе», может выгнать, изругав
будущее
У него – «сломанная дрожью рука».
«Дикий», «обезумлюсь», «отчаяньем иссечась»
Призыв
- «Давай простимся сейчас». «Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб».
(Призыв поневоле вырывается из уст героя. Нет, он не хочет расставания. Но, предчувствуя его, знает через какое испытание ему придется пройти).
Просьбы, жалобы, упрёки
Цель: процитировать, обозначить художественные средства.
Градация (« И в пролёт не брошусь,/ и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажат»ь.);
Эпитеты («тяжкая гиря», «опожаренный песок», «душа цветущая»);
Гипербола («руки твои исступлённый гладил», «дикий, обезумлюсь»). Подчёркивается «громада-любовь».
Сравнения («Если б так поэта измучила,/ он/ любимую на деньги б и славу выменял,/ а мне/ ни один не радостен звон,/ кроме звона твоего имени.!»)
Мысли о самоубийстве
- В композиционном плане какой частью является этот эпизод?
(/Безусловно, кульминация)
- Почему перечислены сразу четыре вида добровольной смерти?
(Градация показывает, что мысль о самоубийстве грозно-соблазнительна для героя).
Последнее обращение к любимой
- Найдите и прочитайте строки конкретного обращения к любимой.
Не надо этого,
Дорогая,
Хорошая…
+ последние строки
Риторический вопрос
( «Слов моих сухие листья ли/ заставят остановиться,/ жадно дыша?»), сам собою подразумевает ответ: «НЕТ»
8)Последний лирический аккорд:
Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
Вывод: Парадоксальность соединения гиперболизма и щемящей беззащитной нежности обращения к любимой.
6.Итог урока.
- В начале анализа мы проводили литературные параллели. Мы сказали о том, что для Маяковского главное было выразить безумное состояние лирического героя. Мы сравнивали, как звучала тема прощания в произведениях русских поэтов и выделили отношение лирического героя к покинувшей его возлюбленной.
(У Пушкина – благословение, у Лермонтова – упрёк)
- Определите по последнему аккорду отношение лирического героя Маяковского к любимой женщине.
(Нежность и даже поклонение).
7.Домашнее задание.
8. Рефлексия.
«Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным», - это слова Маяковского. Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг. Лирический герой Маяковского – это человек, сумевший выразить силу, глубину и благородство человеческой души.
- Какую новую грань любовных взаимоотношений открыл для вас поэт В.Маяковский?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ