Конспект урока по Литературе «Мцыри» - романтическая поэма» 8 класс
Урок литературы в 8 классе.
Тема: «Мцыри» - романтическая поэма».
Учитель МКОУ СОШ с. Новодевица
Семендяева Н. Ф.
Цели:
1. Совершенствовать умения:
проводить исследовательскую работу;
определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка;
анализировать произведение в единстве формы и содержания.
2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха.
3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.
Словарь: поэма, лиризм, пафос, исповедь, монолог, эмоциональность, экспрессия, экзотический, символика, анафора, параллелизм (синтаксический).
I. Вступительное слово.
О поэзии Лермонтова известный современный исследователь её Д.Е.Максимов писал:
“Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма ”. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. В русской литературе Лермонтов принадлежит к числу тех поэтов, кто больше других отличается “лица не общим выраженьем”: характерностью поэтического почерка, неповторимостью поэтического голоса (Сл.1). Да и сам Лермонтов годился в романтические герои (рассматриваем автолитографию А.С.Пруцких). Он точно создан был поэтом-романтиком. Как искренние признания звучат его слова из юношеского стихотворения (“К*** - “Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...”): (Сл.2)
Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;-
О если б одинаков был удел!...
Как он ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой!
Романтическими мотивами пронизаны все произведения Лермонтова.
II. Анализ “Мцыри” как романтической поэмы.
Постановка цели: доказать, что “Мцыри” - романтическая поэма на основе предшествующего анализа и результатов самостоятельного исследования текста.
Посмотрим, как проявляется художественное мастерство Лермонтова, каким арсеналом изобразительно-выразительных средств пользуется поэт, как с их помощью создаётся образ романтического героя, воплощается ведущая идея.
(Запись темы в тетрадях). (Сп.3)
“Мцыри” - романтическая поэма.
- Докажем принадлежность к жанру. (Поэма – это лиро-эпический жанр. “Мцыри” – поэма, т.к. в произведении преобладает субъективно-лирическое начало).
- В чём проявляется лиризм? (При ответе делаем запись на доске и в тетрадях):
План:
1. Лиризм: (Сл.4)
а) изображение внутреннего мира героя (история душевных переживаний Мцыри)
б) близость переживаний Мцыри мыслям и чувствам автора.
- Вспомните, какие черты отличают героев романтических произведений? (Сл.5)
- Давайте обратимся к вашему читательскому опыту, кого из романтических героев мы можем отнести к …(пункт1. 2) , а кого к.. (пункт 3) ? ( Герои рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» - Данко и Ларра.
- Что еще отличает романтических героев? (Сл. 6)
-Что мы знаем о Мцыри? (Сл.7)
- Каковы особенности изображения характера героя?
2. Особенности изображения характера героя. (Сл. 8) плана(Продолжение записываем в тетрадь).
а) герой, наделённый сильными чертами характера, с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.
б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал.
- В чём выражается этот идеал? (В стремлении человека к свободе, любви к Родине).
в) экзотический пейзаж, помогающий раскрытию характера героя.
- Из каких событий складывается сюжет?
(Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).
- Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром? (Побег = борьба за свободу).
Пафос поэмы – в поэтизации подвига, в ней утверждается идеал жизни-борьбы.
- Прослушаем строфы, выражающие этот идеал. (Выразительное чтение наизусть строф 3, 8). (Сл. 9)
- В какой форме излагается содержание поэмы? (Исповедь – монолог). (Сл. 10)
Это взволнованная речь человека, долго томившегося в неволе и страстно любящего свободу. Герой сам рассказывает о своих чувствах, и события даны через его восприятие. Рассказ о трёх днях свободы – это описание чувств, стремлений, мыслей. Во взволнованности, в созвучии переживаний героя мыслям и чувствам поэта и проявляется лиризм поэмы.
- Чтение наизусть строф 17-18. Это - кульминационный момент. (Сл.11)
- Как же передаётся взволнованность, страстность, с помощью каких средств? Переходим к следующему вопросу.
3. Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы.
В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение. Поэтому прослушивание сообщений групп о результатах исследования поэтического текста начнём с определения изобразительно-выразительных функций сравнений в поэме.
А) Сравнение (Сообщение группы)(Сл.12) Сначала, вспомним, что такое сравнение.
.(Сл.13)
Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.
Б) Метафорические эпитеты (Сообщение группы). (Сл.14)
В) Метафоры (Сообщение группы). (Сл.15)
(Сл.16)
Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств.
Г) Развёрнутые олицетворения (Сообщение группы). (Сл.17)
(Сл.18)
С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.
Д) Инверсия (сообщение группы). Сл.19)
Инверсия - по-латински перестановка, это отступление от обычного порядка слов: подлежащее + сказуемое, определение + определяемое слово (существительное), сказуемое + обстоятельство.
Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной. Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания художественного образа, чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении.
.
Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (сообщение группы). (Сл.20)
Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.
Риторический вопрос – это утверждение высказывания в форме вопроса. Вопросительная форма настораживает внимание, заставляет подумать, а следовательно, и глубже воспринять те мысли и пережить те чувства, которые автор выражает.
Риторическое восклицание – оборот речи с подчёркнуто-восклицательной интонацией. В форме восклицания утверждается понятие. При восклицательной интонации подчёркивается логическое ударение в фразе, усиливается её эмоциональное звучание.
Риторическое обращение – оборот речи, в котором содержится обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или к воображаемому слушателю.
(Сл.21)
Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу - монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора.
Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность.
Ещё один приём создания лиризма – анафора.
Ё) Анафора (единоначатие) – (сообщение группы). (Сл.22)
(Сл.23)
Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.
III. Выводы. (Сл.24)
Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы.
Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.
(Сл.25)
Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.
Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж.
Самое существенное и характерное в лермонтовском герое – потребность в действии – важный мотив поэзии М.Ю. Лермонтова. Побег Мцыри – гордый спор с судьбой, с которой всю жизнь спорил и сам создатель образа. Поэтому поэму можно считать выражением затаённой авторской мечты, одной из составляющих его художественного и жизненного идеала.
(Сл.26)
В. Г. Белинский: “…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”.
И так же как Мцыри неуютно чувствовал себя в монастыре, так и М. Ю. Лермонтов чувствовал себя в окружающей его действительности. (Сл.27), Выражаясь метафорически, мечта поэта сбылась, и в ночных небесах можно увидеть его яркую звезду. В собрании лермонтовского музея в Пятигорске хранятся официальные документы, связанные с открытием малой планеты под номером 2222 и присвоением ей имени великого русского поэта. Открытие состоялось 19 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории, первооткрывателем стал ученый-астроном Н. С. Черных
(Сл.29) Домашнее задание. Из ГИА по литературе Дайте развернутый связный ответ (примерный объём 5-7 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
1.Какие черты романтического героя присущи Мцыри?
2.Как именно и с какой целью в 4-й строфе поэт использует антитезу?
3.Можно ли действительно считать монолог Мцыри исповедью?
Обоснуйте свой ответ.
Задание по группам:
Исследовать поэму и отыскать, каким словесным рядом представлен огонь в поэме
1-я группа - главы 1-9
2-я группа – главы 10 -18
3-я группа - главы 19 - 26
Рефлексия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ