Конспект урока по Литературе "М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»"

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Урок составила и провела Катеренюк З.М.



Цель: Дать учащимся представление о целостном анализе художественного текста; подвести к выводу об особенностях мироощущения поэта; показать связь поэтического мировосприятия и идейно – художественного своеобразия творчества поэта.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»

  1. Чтение и обсуждение стихотворения «Три пальмы»

  2. Беседа по вопросам.

- Какую роль играет подзаголовок –«Восточное сказание»?

- Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?

4. Словарная работа.

- Такое стихотворение, написанное на историческую или легендарную тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.

Записываем определение в тетради.

Баллада – (от фр. Ballade- танцевальная песня) – жанр лиро-эпической поэзии; повествовательная песня или стихотворение небольшого размера, с динамичным развитием сюжета, основой которого являются необычный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллада – один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

  1. Беседа.

- Какова композиция стихотворения?

(Стихотворение составляет несколько картин.1. – две первые строки –описание оазиса в пустыне;

2 – 3 строфа упреки пальм небу, Богу;

3- описание каравана- 4,5,6 строфы;

4 – приветливая встреча усталых путников – 7 строфа;

5 - гибель пальм -8 строфа;

6 – описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без пальм – 9,10 строфы. Таким образом в небольшую форму стихотворения, баллады, поместилось целое повествование.)

- Почему стали роптать на Бога три пальмы?

- Почему пальмы были погублены?

-Как изображены пальмы?

- Какой важный поэтический прием использует Лермонтов, создавая образы гибнущих пальм?

(Олицетворение «пальмы… пали без жизни»,

«одежду их сорвали», «изрублены их тела»)

- Сравните начальные строки стихотворения и последнюю строфу. Прочтите их еще раз. Какой поэтический прием мы видим здесь?

(Жизнь сменилась смертью. На смену красоте пришло разрушение. Лермонтов использует противопоставление, антитезу, контраст.)

-Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически, на ноте безысходной печали. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны?

- Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость.

- Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями? Как он, по – вашему , к ним относится?

- Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм:

«По корням упругим топор застучал

И пали без жизни питомцы столетий!»

Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, «озвучить ее, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией.

- С какой целью употреблена аллитерация?

( Аллитерация помогает «услышать» тупые, мелодические удары топора по корням упругих деревьев.)



  1. Актерское исполнение стихотворения.



А)Прослушивание и обсуждение актерского чтения.

Б) Беседа по вопросам и выполнение заданий 1 -2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение»

В) Обучение выразительному чтению.

6. Итоговый вопрос.

- В каких отношениях, по мнению автора, должны быть человек и природа?



Домашнее задание.

Выразительное чтение наизусть баллады.

Заполнить таблицу.

Основные черты жанра баллады

Примеры из баллады «Три пальмы»

Песня или стихотворение небольшого объема с динамичным развитием сюжета


Историческая основа сюжета или поэтический пересказ легенды, предания.


Основой сюжета является необычайный случай


Острый и напряженный сюжет, часто с трагическим финалом


Наличие фантастических. Сказочных, загадочных элементов


Присутствие в балладе необъяснимого, недоговоренного, трагически неразрешимого






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ