Конспект урока по Литературе "Н. А. Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины». «Да будут незабвенны имена ваши»" 7 класс
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Мантуровского района Костромской области.
Урок литературы в 7 классе по теме: « Н. А. Некрасов.
Историческая основа поэмы «Русские женщины».
«Да будут незабвенны имена ваши».
Подготовила учитель русского языка
и литературы 1 категории
Смирнова Нелли Борисовна.
Стаж работы 24 года.
П. Октябрьский
2010- 2011г.
Пояснительная записка.
Тема урока : « Н.А. Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины». « Да будут незабвенны имена ваши».
На изучение творчества Н. А. Некрасова в 7 классе по программе В. Я. Коровиной в тематическом планировании отводится 3 часа. Данное занятие включено в раздел программы « Из русской литературы 19 века» (№ 1). Ведущая проблема курса- особенности труда писателя , его позиция , изображение человека как важнейшая проблема литературы. Раздел курса 7 кл. предусматривает продолжение знакомства с писателем , с одним из лучших его произведений « Русские женщины», углублением первоначального впечатления от прочитанного , раскрывая подтекст.
Форма занятия – урок- анализ. Тип урока- объяснение нового материала ( с использованием презентации).
Цели урока :
Обучающие :
- продолжить знакомство с писателем Н. Некрасовым , с его биографией и творчеством ;
- осмысление содержания отрывка из поэмы , его исторической основы;
- размышление о величии духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини с губернатором Иркутска»;
- обучение умению анализировать текст художественного произведения;
- выделять основные проблемы , поднятые автором в произведении.
Развивающие :
- включить ребят в творческий процесс изучения некрасовского произведения.
Воспитывающие:
- приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
- воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать;
- прививать любовь к истории государства , вечным ценностям.
Методологическая база .
На разных этапах урока использован объяснительно- иллюстративный метод, фронтальная беседа, фронтальный опрос.
Использована « Программа общеобразовательных учреждений» под редакцией В. Я. Коровиной ,М., « Просвещение», 2007 г., учебник «Литература» 7 класса в 2-х частях , автор – составитель В. Я. Коровина , М., «Просвещение», 2008 г. , а также учебно- методический комплекс «Поурочные разработки» по литературе для 7 класса, авторы И. В. Золотарёва , Н. В. Егорова , «Литература в 7 классе. Урок за уроком», авторы Б. Т. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова, М., «Русское слово», 2003 г.
Оборудование:
На доске эпиграф урока:
Пленительные образы! Едва ли в истории
В истории какой–нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны !
2.Презентация «Их имена забыться не должны». Портрет Н. А. Некрасова, фото «Карабиха», портреты жён декабристов.
3. Музыкальное сопровождение урока: романс Чуевского «Гори, гори, моя звезда.
План урока.
Историческая основа поэмы .
Великие женщины России.
Преклонение пред незабвенным подвигом.
ХОД УРОКА
Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Слово учителя. Слайд -1. Портрет писателя .
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о великом русском поэте Н. А. Некрасове. Нам предстоит знакомство с исторической основой поэмы «Русские женщины», а также мы должны будем попытаться проанализировать эпизод «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
Эпиграфом к уроку я взяла слова из поэмы :
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой – нибудь страны
Вы что – нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны !
Для Некрасова всегда заветным уголком была Карабиха. Слайд -2. Он проводил здесь каждое лето на протяжении 14 лет- лучших лет поэтической жизни. Николай Алексеевич был заядлым охотником, он встречался с крестьянами , наблюдал за жизнью деревни. Всё это было благодатной почвой для появления многих произведений поэта.
Одной из центральных тем произведений , написанных здесь, была тема судьбы русской женщины. В Карабихе появились «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и поэма о героическом прошлом страны «Русские женщины», посвящённая жёнам декабристов, последовавшим за своими мужьями в Сибирь.
Рассказ ученика о восстании декабристов.
Наступило пасмурное утро 14 декабря 1825 года. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…
Руководители восстания поднялись в этот день рано. Рылеев и его друзья – члены тайного политического общества – вышли в этот день на Сенатскую площадь с оружием в руках. Это были лучшие люди русской земли, верные её сыны.
Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, 12 сослано в Сибирь, а сколько ещё запорото до смерти и брошено под лед солдат, вышедших на Сенатскую площадь.
Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.
… Под свист и завывание метели мчится возок, уносящий в Сибирь первую из великих женщин – 20-летнюю Муравьеву. Она везет с собой пушкинские послания в Сибирь. Поеживаясь от холода, вспоминает…
Ученики разыгрывают сценку.
Кукушка старинных часов прокуковала 10 раз. В гостиную быстро вошла сестра Наташа.
- К тебе Пушкин приехал!
- Какой, Пушкин? Недоумевая, переспросила Александрина.
- Поэт! Александр Сергеевич! Говорит, что желает видеть тебя по неотложному делу.
- Хорошо. Проводи его сюда.
Пушкин протянул Александрине аккуратно сложенный листок со стихами, она попросила:
- Прочтите сами.
Он сделал молчаливый полупоклон в знак согласия и глухим взволнованным голосом начал:
- «Во глубине руд…» / стихотворение читается на фоне музыки/
Александрина слушала, затаив дыхание. Каждая строка проникала в душу. Она ясно представила, какую радость доставят они там, как ободрят Никиту и его товарищей, и, когда Пушкин закончил, со слезами на глазах тихо и благодарно промолвила:
- У меня нет слов, чтобы выразить вам мою признательность. Ваши стихи будут для них чудесным бальзамом…
Учитель:
А возок мчался все дальше и дальше…
Кажется, что особенного сделали эти женщины, уезжая за своими мужьями? А вы постарайтесь перенестись в ту эпоху, когда царила жестокая, черная реакция, когда запрещалось даже писать письма декабристам, произносить их имена. А как страшно трудно было получить разрешение правительства следовать за своим мужем в Сибирь. Но если и оно было получено, то жена – декабристка должна была запомнить горькие слова: «Невинная жена, следуя за мужем – преступником в Сибирь, должна оставаться там до смерти». Так гласило предписание правительства Николая I.
Дети, рожденные в Сибири, становились крепостными крестьянами; с собой не дозволялось брать ни денежных сумм, ни вещей многоценных. Фактически они ехали в этот суровый край без средств существования. И это было жестко, чудовищно.
Но пламенная любовь женщин, беззаветное желание помочь декабристам все-таки побеждали. Ничто не останавливало княгинь, ещё недавно блиставших в свете. Мария Волконская, Александрина Давыдова, Елизавета Нарышкина, француженки Полина Гебль и Камилла Ле-Дантю, которые добились разрешения поехать в Сибирь, чтобы выйти замуж за «государственных преступников». У Камиллы было одно объяснение, почему она последовала в Сибирь за Василием Ивановичем: «Я люблю его почти с детства». Их было 11, этих смелых женщин, бросивших вызов судьбе.
/играет музыка…/ Выставка портретов женщин – декабристок.
Вглядитесь в эти прекрасные одухотворенные лица.
Александрина Муравьева Слайд -3. Рассказ ученицы.
Портрет был написан по заказу Муравьевой в первые дни заключения ее мужа в Петропавловскую крепость. На обороте акварели сохранилась надпись Александрины Григорьевны на французском языке: «Моему дорогому Никите». С тех пор Никита Муравьев не расставался с портретом, который очень точно передавал грустную нежность, благородство и доброту Александрины.
.
Она молча, с полузакрытыми глазами сидела у остывшего камина и уже не могла плакать: горе было слишком огромно.
Не прошло и четырех лет, как она, девятнадцатилетняя, скромная и застенчивая Александрина Чернышова, стала женой Никиты Муравьева, которого страстно и нежно полюбила на всю жизнь.
25 декабря 1825 года, спустя 11 дней после разгрома восстания в Петербурге, Муравьева арестовали. Она с помертвевшим лицом, не веря ушам своим, глядела на мужа. Он упал перед ней на колени:
- Прости, что я не сказал тебе всего. Я бесконечно виноват перед тобой!
Александрина, сдерживая рыдания, подняла мужа, прильнула к нему и прошептала:
- Молчи, молчи…, ты ни в чем не виноват, и что бы тебя не ожидало, я всегда буду с тобой, единственный, бесценный мой, я во всем разделю твою судьбу…
На следующий день Александрина помчалась в Петербург, чтобы, сдав двух своих малышек на попечение свекрови, посвятить себя хлопотам о смягчении участи мужа, добиваться разрешения на пребывание вместе с Никитой там, куда он будет выслан.
Тщетно шеф жандармов Бенкендорф пытался отговорить от поездки эту слабенькую по виду женщину, запугивая её предстоящими бедствиями. Но Александрина была готова пожертвовать всем, лишь бы быть с мужем. Вслед за любимым она поехала в Сибирь, в 16 суток прискакала из Москвы в Иркутск. Душа крепкая, любящая поддерживала её слабые силы. Она была общей любимицей всех сосланных декабристов. Свекровь присылала ей деньги и посылки с вещами, большую часть которых Александрина раздавала нуждающимся. А жизнь самой Александрины была невыносимо тяжела. Она пишет отцу: «Одна маленькая комната, сырая и темная, и такая холодная, что мы все мерзнем в теплых сапогах, и в ватных капорах, и колпаках…». В Чите у Муравьевых родилась девочка, и она была единственной их отрадой. Осенью 1832 года Александрина Григорьевна простудилась и вскоре умерла, ей было 28 лет. Она хотела, чтобы её похоронили в фамильном склепе, но Бенкендорф просьбу родственников отклонил: «Прибытие праха Муравьевой из Сибири может взбудоражить народ, усилить дух возмущения… Мертвые страшнее живых!..»
Учитель:
А вот перед вами портрет Марии Николаевны Волконской с ребенком на руках. Вглядитесь в эти прекрасные черты.
Слайд -4. Рассказ ученицы.
1 ученица: Марии Раевской было 19 лет, когда она встретилась с 36-летним блестящим генералом Волконским. Молодая жена не знала о событиях, произошедших 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. В ожидании ребенка она жила в деревне. Сын родился 2 января 1826 года, а через неделю мужа арестовали. Тайно от родных Мария Николаевна обратилась к царю с ходатайством о разрешении следовать за мужем. Царь разрешил.
Волконской первой удалось увидеть осужденных декабристов в руднике. Почти 30 лет прожила Волконская вместе с мужем на каторге и в ссылке. Об этих годах она написала воспоминания.
Учитель:
Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена: «дно мешка», «конец света», «за тридевять земель». Для самого быстрого курьера – месяц пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками – убийцами и ворами.
Слайд -5. Рассказ ученицы.
Первой - на другой же день- вслед за каторжником – мужем в путь отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает её, требует – еще раз после столицы! – письменного отречения от всех прав, Трубецкая подписывает его, через несколько дней губернатор объявляет бывшей княгине, что продолжит путь «по канату» вместе с уголовными преступниками. Она соглашается…
Шесть тысяч верст пути позади – и женщина в Благодатском руднике, где муж добывает свинец. Когда Трубецкая сквозь щель тюремного забора увидела мужа в кандалах, в коротком, оборванном и грязном тулупчике, худого и бледного, она упала в обморок. Жизнь Трубецкой была на грани нищеты. Привыкшая к изысканной кухне Трубецкая одно время ела только черный хлеб, запивая квасом. Эта избалованная аристократка ходила в истрепанных башмаках и отморозила себе ноги, так как из своих теплых башмаков сшила шапочку одному из товарищей мужа, чтобы защитить его голову от падающих в шахте обломков породы.
Медленно тянулись в изгнании года. Москва и Петербург становились все более отдаленными воспоминаниями. В 1854 году в Сибири умерла Трубецкая.
Учитель:
Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году, после 30 – летней ссылки. Из 11 женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, трое остались здесь навечно. Александрина Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая.
Эта самоотверженность жен декабристов, их душевная сила и привлекли внимание великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Он все глубже проникает в недалекое прошлое родной истории, изучает все, что было написано о декабристах, расспрашивает всех, кто может ему что-нибудь о них рассказать и решает писать поэму «Русские женщины». Он знал, что у сына декабриста Волконского, Михаила Сергеевича, есть «Записки» его матери, и уговорил прочесть ему эти «Записки».
«В 3 вечера чтение было закончено, - говорил Волконский, - вспоминаю, как при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал и со словами «довольно, не могу» бежал к камину, садился к нему и, хватаясь руками за голову, плакал, как ребенок».
С большим подъемом писал он поэму о русских женщинах! Он писал о подвиге, который совершили совсем молодые женщины. Они были избалованы богатством, не привыкли к лишениям, к труду, но это были русские женщины, о которых Некрасов говорил: «в беде не сробеет - спасет», и когда пришла эта беда, когда надо было решить, как честно и правильно поступить в жизни, ни минуты не колеблясь, пошли они в далекую Сибирь.
- О каких декабристках он рассказал в поэме «Русские женщины»?
/Трубецкой и Волконской/
Как человечески правдивы, волнующи его образы!
Трубецкая и Волконская, как живые, проходят перед нами на страницах поэмы, мы словно слышим их смелые голоса, переживаем вместе с ними их муки и страдания, восхищаемся их твердостью.
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска
Дома прочитали главу «Княгиня Трубецкая».
- С чего начинается поэма? (С описания поездки Трубецкой в Сибирь)
- Какому событию посвящена 2 часть поэмы? (Встрече княгини и губернатора)
Встреча с иркутским губернатором вырастает в поэме в волнующую драматическую сцену, в которой глубоко рассказывается героический характер русской женщины.
- Что пытается сделать губернатор? (Удержать, показать как опасна поездка в Сибирь, уговорить вернуться обратно)
- Какое будущее рисует Трубецкой Губернатор? (Бесплодна наша сторона, весна короткая, зима длинная /8 месяцев/ люди черствы душой, на воле – одни варнаки /беглые каторжники/ мужа не придется видеть. Губернатор пугает Трубецкую смертью:
Но вы не будете там жить:
Тот климат вас убьет!)
- Боится ли смерти Трубецкая?
(Пусть смерть мне суждена –
Мне нечего жалеть!
Я еду, еду! Я должна
Близ мужа умереть…)
- Что смогла сделать эта хрупкая женщина со страхом смерти?
- А когда губернатор рисует перед ней два пути: Сибирь и Петербург:
Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
Нужда и вечный гнет.
А там балы, блестящий двор,
Свобода и почет
Какой путь выбирает она? Что заставило её следовать за мужем, отказываясь от светской благополучной жизни? (Заставляет отказаться та бескорыстная любовь к мужу, которой одарила природа этих милых женщин. И, конечно, долг. Как она могла бросить мужа в такие трудные минуты.) Недаром она восклицает:
Нет! Я не жалкая рыба!
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна.
Послушаем волнующие строки поэмы.
Тогда губернатор, чтобы удержать Трубецкую, использует одно из самых сильных на его взгляд средство.
- Что это за средство? ( Вы отреченье подписать должны от ваших прав).
- Почему он считал это самым сильным средством? (Нищей стать, женщиной простой сможет не каждая княгиня)
- Княгине кажется эта причина убедительной? ( Нет! Цитирование текста)
Но губернатор и после отречения не дает Трубецкой лошадей. Губернатор говорит, что она пойдет по этапу с каторжниками.
- Какой вы видите Трубецкую в эти минуты? (Решительной, она готова отправиться в трудный путь по этапу вместе с каторжниками в цепях)
- А вы заметили, что и губернатор изменился по отношению к Трубецкой? Чем вызвана эта перемена? (Он покорен её самоотверженностью любовью к мужу. «Из – под руки на ус седой скатилася слеза.». Он не может больше, да и не хочет тиранить эту смелую женщину. Он дает ей лошадей, чтобы Трубецкая продолжила свой путь)
Итоги
Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и другие жены декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным, боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали,
Их имена забыться не должны!
Они не забыты и сегодня, в этом заслуга Н.А.Некрасова, обессмертившего этих великих женщин в своей поэме.
Эти хрупкие на вид женщины как могли, облегчали положение мужчин. Готовили на всех еду, стирали, обшивали. Они первыми стали на здешних землях сеять просо, ячмень, гречиху, табак, сажать помидоры и даже вишневые деревья. Но самое главное – писали письма на родину, так как самим декабристам это было строжайше запрещено. И жили они вместе с мужьями в казематах.
Эти великие женщины с особой силой скорби шли в заточение со своими мужьями. Боярыни и княгини, сложившие свой сан, титул, но унесшие с собой силу женской души и великой красоты, закалившиеся в огне и в дыму грубой работы. Они служили своим мужьям – князьям, неся и их, и свою «беду». И мужья, преклоняя колено перед этой новой для них красотой, мужественно несли кару. Они для своих мужей, как поется в романсе Чуевского, были той звездой, самой заветной, самой прекрасной, лучами которой была озарена их каторжная жизнь.
Звучит романс «Гори, гори, моя звезда…»
Слайд -7
Рефлексия.
Дополните фразу : «Сегодня на уроке я узнал…».
Составьте синквейн темы.
Существительное Женщины
Прилагательное, прилагательное Самоотверженные, верные
Глагол, глагол, глагол Любят, надеются, ждут
Связное предложение Поддерживают дух мужей
Существительное судьба.
Оценка и самооценка.
Домашнее задание:
На «3» - подготовить выразительное чтение поэмы
На «4» - подготовить небольшой рассказ о жизни главной героини
На «5» - написать благодарственное письмо княгине Трубецкой.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ