Конспект урока по Литературе "Пословицы и поговорки" 7 класс

1001 идея интересного занятия с детьми

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Айткулова Светлана Жетесовна, МОБУ «Еленовская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы, Оренбургская область


Предмет (направленность):литература.

Возраст детей: 7 класс

Место проведения: класс


Тема урока: "Пословицы и поговорки".

Класс: 7

Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 - М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: Урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков.

Форма урока: традиционный урок

Цели урока:

Образовательная – дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.;

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Методы обучения:

- словесные;

- наглядные.

Метод контроля:

- устный;

- письменный.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.

Оборудование: учебник Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 - М.: Просвещение, 2011.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

II. Этап проверки домашнего задания

Подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

III. Этап подготовки к активному усвоению знаний

Слово учителя.

Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.

Ответы учащихся.

Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)

2. Работа по учебнику.

Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.

Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно.

3. Беседа по вопросам.

Что такое пословица?

Что значит на все случаи жизни? (О труде – «без труда…», о проведении времени – «делу время…», питать на кого-то надежду – «на Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…», о хвастовстве – «не хвали себя…», об отношении к животным – «не гони коня кнутом…».)

Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)

Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)

4. Пушкин о пословицах и поговорках.

5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).

Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.

6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).

7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.

IV. Физминутка

Прослушивание релаксирующей музыки. Использование приёмов аутотренинга:

- закройте глаза

- представьте, что вы на берегу моря, водопада

- рядом с вами друзья, товарищи, люди, с которыми приятно общаться

- скажите себе, что вы всё сможете, всё преодолеете, у вас всё получится

V. Этап закрепления знаний

Получение и осмысление новой информации, соотнесение полученной информации с уже имеющимися знаниями.

Подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, используя технологию погружения в самостоятельную деятельность.

1. Объяснить прямой и переносный смысл пословиц:

а) Одна пчелка не много меду натаскает.

(Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.

Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.)

б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.

(Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п.

Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек
(если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала)

в) Лес рубят – щепки летят.

(Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.

Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.

2.2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).

И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!

VI. Этап информации о домашнем задании

Подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра.

VIII. Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и другими учащимися. Обеспечить освоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества





















Итог проделанной работы.

Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить, что на уроке использовались все возможности ученика, его активного умственного роста для глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ. Исходной идеей данного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования. Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения, основанного на коммуникативной компетенции. Необходимо отметить те факторы, которые способствовали формированию разнообразных навыков и умений:

вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями;

обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями, формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

эффективное воздействие  урока на умственное развитие учеников;

воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Целевые связи урока носят системообразующий характер. Учет реальных учебных возможностей учащихся класса, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся способствуют достижению цели урока, решению задач и целенаправленности в ликвидации пробелов в знаниях. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока обеспечили успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив помогли добиться действенного воспитательного влияния личности учителя.

Домашнее задание, которое было предъявлено с определением его содержания и объема, с комментарием смысла и рациональной методикой выполнения заданий, явилось логичным продолжение урока.

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что факторами, способствующими формированию познавательных мотивов, явилось:

- укрепление межпредметных связей (русский язык и литература);

- разнообразие методов обучения (прежде всего – исследовательского);

- сочетание приемов и способов обучения для стимулирования эмоционального отношения, волевого усилия, интереса и потребности в познавательной самостоятельности учащихся.

Интеллектуальная активность школьников во многом определила успешность усвоения учебного материала. Фактором , обеспечившим активность учащихся, явился принцип последовательного обобщения усваиваемого учебного материала посредством оптимальной системы ситуаций исследовательского характера, выстроенных в определенной последовательности.



Литература:

1.Программа: Коровина В.Я. Программа по русскому языку 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.

2. Учебник: Коровина В.Я. Учебник.7 класс.Ч1.,2 - М.: Просвещение, 2011.

3. Примерные программы по учебным программам. Литература. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011

4. Полькина С.Н. Изучение литературы в школе на основе деятельностного подхода. – Оренбург, 2010


6

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ