Конспект урока по Литературе "Сказка как жанр. Виды сказок" 5 класс


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок изучения и закрепления нового материала

«Сказка как жанр фольклора. Виды сказок».


ФИО (полностью)

Метелёва Елена Леонтьевна

Место работы

МБОУ СОШ № 2 им. А.А.Араканцева

г. Семикаракорска

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

5

Тема и номер урока в теме

«Сказка как жанр. Виды сказок» 1


Базовый учебник

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. Часть I. Москва «Просвещение» 2010 год.


8. Цель урока: развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ, показать своеобразие сказочного жанра, дать представление о различных видах сказок, ввести понятие «композиция сказки».

9. Задачи:

Обучающая: актуализировать и закрепить знания учащихся о своеобразии жанра «сказка», о видах русских народных сказок, об особенностях построения сюжета сказок; ввести понятие «композиция сказки»;

Развивающая: вовлекать учащихся в творческий процесс на уроке,

развивать аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским народом; развивать и поддерживать интерес к дополнительному чтению.

10. Цели для учащихся:

Знать: характеристику сказки как жанра, её определение; отличие волшебных сказок от бытовых и сказок о животных;

Уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать со справочной и художественной литературой;

11. Тип урока: комбинированный

12. Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная работа по таблице

13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, выход в Интернет (ЭОР ресурс), мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитофон

14. Структура и ход урока



Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Этап целеполага-

ния


Приветствие, постановка цели и задач урока (На протяжении организационного момента звучит спокойная музыка)

-Ребята, сегодня на уроке вы узнаете основные признаки сказки как жанра, познакомитесь с видами русских народных сказок, будете учиться определять виды сказок, аргументируя свой ответ.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

1 мин.

2







Предкомму-

кативный

этап

(Проверка домашне-

го задания)


ЭОР №1

Зачитывается эпиграф к уроку.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

А.С.Пушкин



(На интерактивной доске - информация о сказке)

Введение литературоведческого термина.





Ученики объясняют смысл эпиграфа.






Один ученик отвечает на вопрос «Что такое сказка?» (Индивидуальная работа)

Запись литературоведческого термина в словарик


5 минут

3

Коммуни-

кативный

этап

ЭОР №2

1) Основные признаки сказки (композиция, мотив запрета, нарушение временных и пространственных границ и т. д.) Демонстрация признаков на примере сказок.

Объяснение с элементами беседы:

Сказки имеют особое построение. Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ».

- На ваш взгляд, какова цель присказки? (Привлечь внимание слушателей)

За присказкой следует зачин, который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия.

- В текстах сказок, ребята, найдите примеры зачинов. («Жили-были дед да баба…»).

Иногда в сказках имеется концовка, которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро.

- Найдите примеры концовок в сказках. («Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»).



Запись информации в тетрадь









Ученики вместе с учителем заполняют таблицу и фиксируют результаты у себя в тетради.


15 минут



3



Коммуника-

тивный этап









ЭОР №3

ЭОР №4

ЭОР №5

2) Заполнение таблицы вместе с учениками «Виды сказок» (таблица выведена на интерактивную доску)

Объяснение с элементами беседы:

- Сказки о животных. Гл. герои-звери и птицы, очень похожие характером на людей.

  • Давайте вспомним основных персонажей этого вида сказок.

  • Какими бывают заяц, лиса, медведь?

  • Приведите примеры сказок.

- Бытовые сказки совсем другие. Они тесно связаны с реальной жизнью, поэтому очень похожи на быль. Очень часто в таких сказках высмеивают отрицательные черты характера.

Как вы думаете какие? (Жадность, трусость, лживость, корыстолюбие).

Приведите примеры сказок

Волшебные сказки Подберите однокоренные слова к слову волшебные (волшебник, волшебство)

Попытайтесь самостоятельно сформулировать основные признаки волшебных сказок.

  • Волшебные персонажи

( Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч)

  • Различные превращения






1) Прослушивание отрывка из сказки «Царевна-лягушка» 2) Просмотр отрывка из сказки

3) Использование художественной литературы

4) Просмотр иллюстраций к сказкам.









По рядам дети должны определить вид сказки и её особенности (работа в группах)

1) Прослушивание отрывка из сказки «Царевна-лягушка» (определение вида сказки, доказательства).

2) Просмотр отрывка из сказки «Лиса и волк» (определение вида сказки, доказательства).

3) Чтение отрывка сказки «Церковная служба» (работа с книгой). Читают два ученика (определение вида сказки, доказательства)

4) Просмотр иллюстраций к сказкам.









20 минут




























  • Главным героям помогают волшебные предметы(сапоги-скороходы, скатерть-самобранка)














4

Посткомму-

никативный

этап


Значение сказки?

Достигли ли цели и задач урока?

Обобщение по пройденной теме.

Ученики отвечают на поставленные вопросы (Фронтальная беседа)

3 мин.

5

Домашнее задание


Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и составить кроссворд.


1 мин.















Приложение к плану-конспекту урока

«Сказка как жанр. Виды сказок.»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)


1

Своеобразие русской народной сказки

Интерактивная таблица

Текст


http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html



2

Своеобразие русской народной сказки

текст

Текст


http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html



3

Своеобразие русской народной сказки

Интерактивное задание

Аудиофрагмент


http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html



4

Своеобразие русской народной сказки

Интерактивное задание

Видеофрагменты


http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html



5

Своеобразие русской народной сказки

Интерактивное задание

Иллюстрации


http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ