Конспект урока по Литературе "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»" 7 класс
Конспект урока по литературе, 7 класс
Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Цель деятельности учителя: через сравнение образов Остапа и Андрия вывести детей на понимание сути проблемы подвига и предательства, поднятой Гоголем в данном произведении.
Тип урока: урок-размышление.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: научиться составлять цитатный план.
2. Метапредметные:
- коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
- регулятивные: планировать алгоритм ответа.
- познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия.
3. Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Методы и формы обучения: беседа, работа с текстом, групповая работа.
ХОД УРОКА
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)
- Добрый день! Вы начать урок готовы?
- Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Значит, мы должны учиться.
- - Покажите, какое у вас сегодня настроение?
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
Учащиеся показывают карточку пиктограмму.
Актуализация знаний
(мотивация к деятельности)
- Сегодня мы продолжаем работу над таким сложным, глубоким, серьезным произведением как повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». - Давайте вспомним, чему были посвящены предыдущие уроки? Что было предметом нашего изучения?
- Обратимся к домашнему заданию. Вы должны были подготовить цитатный план речи о товариществе (IX глава).
- Как проявляется в повести ее народный характер? В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями?
Включились в учебную деятельность.
Ответы учащихся:
- Эпоха и герои.
- Нравственный облик Тараса Бульбы.
- Товарищество.
Ответы учащихся:
1. «Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша».
2. «Всё взяли бусурманы».
3. «Вот в какое время подали мы <...> руку на братство».
4. «Нет уз святее товарищества».
5. «...Породниться родством по душе...может только один человек».
6. «...Таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».
7. «Нет, братцы, так любить, как русская душа...нет, так любить никто не может».
8. «...Подло завелось теперь на нашей земле».
9. «...Проснется оно [русское чувство] когда-нибудь».
10. «Пусть же знают они, что такое значит в Русской земле товарищество!»
Ответы учащихся:
- Народный характер повести проявляется в том, что Гоголь показал народное восприятие времени и истории. Это было очень важно тогда, когда жил Гоголь.
Изобразив героическое прошлое русского народа, его отношение к Отчизне, к свободе, автор дал понять, что «есть еще порох в пороховницах», не иссяк еще источник богатырства. Именно поэтому многие запорожцы напоминают былинных богатырей.
Во-первых, козаки без колебаний встают на защиту своей Родины, это является смыслом их жизни. Во-вторых, преувеличивается их сила («там, где прошли незамайновцы - там и улица, где поворотились - там уж и переулок»).
В-третьих, Гоголь включает в текст повести лирические отступления о птицах, слетающихся на поживу, о вдовах, которые будут оплакивать своих мужей.
Создание проблемной ситуации
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение великого произведения XIX века – повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Продолжая начатый разговор о семье Тараса Бульбы, о времени, в котором разворачивается действие, сегодня мы с вами будем говорить о сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Тема нашего урока: «Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
- Какая цель нашего урока? Чему мы должны сегодня научиться?
- Мы будем учиться сопоставительной характеристике героев.
- Эпиграфом урока мы возьмём слова Н.В.Гоголя «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу»!
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как эпиграф связан с темой урока?
- Какие события описывает Гоголь в своей повести?
- В чём своеобразие повести?
- Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом?
- Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.
Записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Ответы учащихся:
- Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она детально описывает события 15 -начала 16 веков, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались против многочисленных врагов.
Ответы учащихся:
- В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры? Раскрывается тема патриотизма.
Ответы учащихся:
- Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия.
Открытие нового знания
- Для этого обратимся к самому началу повести, вспомним, как складывались характеры героев, каковы истоки их поступков. А затем попытаемся их сравнить.
-А что лежит в основе любого сравнения?
- Какие признаки будут для нас важны?
- Итак, назовем эти составляющие.
- Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос. Для этого будем заполнять таблицу.
- С чего начинается повесть?
- Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик.
- Прочитайте отрывок из повести «Учёба в бурсе». Подчеркните карандашом информацию, которая доказывает отношение героев к учёбе, заполните таблицу.
- Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах?
- Назовите юношеские мечты Остапа и Андрия.
- А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн – описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера.
- Это ваше личное мнение и я не стану с вами спорить.
- Как ведут себя в бою Остап и Андрий? Прочитайте первый бой братьев.
- Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия?
- Под стенами города. (В бою братья показали большую удаль. Тарас гордится ими. Но в какой момент произошел в душе Андрия перелом?)
- В осажденном городе (Какое впечатление произвел город на Андрия?) Что заставило его остаться?).
- Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы:
- Какие качества Остапа сказались в его последний час?
- Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова?
- Каковы последние слова Остапа?
- Почему он не проявил слабость?
- Можем ли мы понять его чувства?
- Как умирает Андрий? Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Смерть Андрия».
Гибель Андрия – это спорный вопрос, который я предлагаю вам обсудить немного позже.
Сопоставление Остапа и Андрия имеет в повести глубокий социально-философский и художественный смысл. Гоголь переосмысливает библейский мотив.
- С каким библейским персонажем можно сравнить смерть Андрия? А Остапа?
- Смерть сыновей Тарас Бульбы.
- Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры.
- Поразмышлять и выразить ваше отношение к гибели Андрия, помогут шесть шляп. Почему именно шесть шляп? Потому что мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.
Задание группам:
1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»: Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию?
2 группа «Белая шляпа объективного наблюдателя»: Изложение факта гибели героя с включением цитат.
3 группа «Чёрная шляпа пессимиста»: Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия Тарас Бульба? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.
4 группа «Жёлтая шляпа оптимиста»: Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника. Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи? 5 группа «Синяя шляпа философа»: Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»
6 группа «Зелёная шляпа творческая»: Написать свой конец повести.
- Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести?
- Какой смысл противопоставления Остапа и Андрия?
- Таким образом, эпическое единство образа Тараса Бульбы раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия — идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога.
ИТОГ:
- Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, прочий — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрей, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной.
Ответы учащихся:
- Наличие общих признаков.
Ответы учащихся:
- То, что составляет образ, а именно - совокупность всех характеристик.
Ответы учащихся:
- Портрет, поступки: отношение к другим героям, к родителям, учеба, поведение в бою, отношение к личному счастью; авторская позиция, речь героев, их мечты, характер.
Ответы учащихся:
- С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища.
Ответы учащихся:
-Крепкие, повзрослевшие.
- Остап: Более мужественный и суровый.
- Андрий: Более красивый и милый, «в лице выражалось более нежности».
Ответы учащихся:
- Остап: «В первый год ещё бежал…Его возвратили, высекли… Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый».
- Андрий: «Учился охотнее и без напряжения… Был более изобретателен, нежели брат».
Ответы учащихся.
Ответы учащихся:
- Остап: Мечтал стать казаком Запорожской Сечи.
- Андрий: Любил помечтать и о личном счастье.
Групповая работа учащихся.
Ответы учащихся:
-Остап:
Мужественный, цельный
Сражается, мучается, погибает
Достойный сын своего отца
Патриот
- Лучший товарищ, «имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время…»
Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.
Целеустремлённый воин, хладнокровный.
- Андрий:
- Красивый и слабый
Храбрится, влюбляется, предает
Нельзя уважать таких людей
Предатель
- Красивый и сильный
Влюбляется, сражается, погибает
Жил по своим законам
- «Имел чувства несколько живее и как-то более развитые…Кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам» (Эпизод с полячкой).
«Очаровательная музыка пуль»: упоение боем, любование.
Ответы учащихся:
-Остап: Хладнокровный, уверенный, заметны наклонности будущего вождя, казаки шли за ним, как за опытным воином.
- Андрий: Несется как пьяный. Удаль безрассудная. Получает наслаждение, упоенье от битвы. Не заботится о товарищах.
Чтение заданного эпизода.
- Для Остапа – война, а для Андрия – любовь.
Пересказ встречи со служанкой панночки. Остолбенел, пожалел.
- Поражен жертвами голода.
Ответы учащихся.
Просмотр отрывка из фильма «Смерть Андрия».
Ответы учащихся:
- Смерть Андрия можно сравнить с библейской притчей «Жертвоприношения Авраама», Тарас Бульба приносит сына в жертву православию: «Как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».
- Остап распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания и пытки, как исполин»). Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» («Боже Мой, Боже Мой, для чего ты Меня оставил?»
- Остап: Стойко выносит терзания и пытки, умирает как герой. Гибель Остапа славная, геройская.
- Андрий: Испугался, побледнел, храбрость оставила его. Смерть Андрия бесславная, позорная.
Учащиеся выполняют работу группой, но отвечать будет один от каждой группы.
- Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства.
- В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака - сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа - путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену.
Рефлексия
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»
1. Мне было трудно понять…».
2. Урок понравился, потому….».
3. «Я усвоил….»
Я оцениваю свои знания…..потому что…
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Заполняют бланк самооценки.
Домашнее задание
1. Подготовка к контрольной работе по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
2. Ответ на один из вопросов по выбору учащихся:
А) Кто из героев повести вам более близок и почему?
Б) Поступок Андрия – измена или его личный выбор, ставший трагедией?
Открывают дневники, записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ