Конспект урока по Литературе "Спешите делать добрые дела" 7 класс

Читательская конференция

(проводится с учащимися 7 класса,

на мероприятие приглашаются старшеклассники)

Тема конференции: Спешите делать добрые дела (по рассказу Б.П.Екимова «Ночь исцеления»)


Цели конференции:

  1. на примере небольшого произведения раскрыть актуальную проблему гуманного отношения к страдающим людям и способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего желание высказаться;

  2. совершенствовать умение комплексно анализировать художественный текст, развивать навыки построения устного сообщения, высказывания своей точки зрения;

3) способствовать воспитанию уважения к старшим; милосердия

Подготовительный этап.

  1. Заранее вывешиваются вопросы для обсуждения рассказа.

Прочитайте рассказ Б.П.Екимова «Ночь исцеления»

и подумайте над вопросами.

  1. Раскройте смысл названия рассказа «Ночь исцеления».

  2. Расскажите о жизни бабы Дуни во время войны. Что общего между вашей бабушкой и бабушки Гриши?

  3. Как реагируют Гришутка на сон бабушки.

  4. Проследите, как Гришутка приходит к мысли о том, что именно он должен помочь бабушке?

  5. Считаете ли решение Гриши спасти бабушку правильным. Предложите свой вариант решения проблемы.


  1. Индивидуальное задание: подобрать стихотворение о бабушке и выучить.

  2. Провести беседу с бабушками о их жизни во время войны и составить небольшой рассказ (работа в творческих группах)

4. Вспомнить содержание просмотренного художественного фильма «Бабуся»

5. Приготовить материал (фотографии с данными о своих бабушках) для организации в школе фотогалереи бабушек

Оформление кабинета:

  1. Таблица « Ступени духовного роста человека»

  2. Выставка книг (готовят библиотекари)

3. Творческие работы учащихся, фотографии из семейного альбома



Ход конференции



Вступительное слово учителя:

Жизнь складывается по-разному. Она состоит то из радостей и достижений, то из потерь и страданий.

Бывают такие моменты, когда человек оказывается в жизненном тупике, обстоятельства складываются так, что выйти из них кажется невозможным. Именно к такому моменту человеческой судьбы обращается современный прозаик Борис Петрович Екимов (родился в 1938 году) в рассказе «Ночь исцеления».


Беседа с учащимися.

1. О каком жизненном тупике идёт речь в рассказе Б.Екимова?


2. Подберите слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове бабушка (приветливая улыбка, вкусная стряпня, беззаботное лето, понимание и др.)

А у Гриши - какие ассоциации? (боль, жалость, одиночество, терпение и др.)


  1. Определите тему произведения (столкновение человека с трагическими сторонами жизни)

  2. Что пришлось пережить бабе Дуне во время войны 1941-1945 годов? Что общего в судьбах между бабой Дуней и вашей бабушкой?

Сообщения творческих групп.


Поэтическая переменка. Выразительное чтение стихов о бабушке (Л.Квитко «Бабушкины руки», Р.Рождественский «Моя бабушка»).

Обсуждение к/ф «Бабуся»

Недавно просмотрели в кинотеатре к/ф «Бабуся». Какие размышления, вопросы возникли у вас? (рассказывают старшеклассники)


Могло ли в фильме завершиться всё по-другому? Что мешало этому?

Бездушие всех и каждого. Не оказалось ни одного родного человека, который бы вспомнил о безграничной любви бабушки к ним, о её заботе и помощи, когда она была молодой и здоровой.


А есть ли в рассказе Екимова такой понимающий человек?

Мальчик-подросток Гриша. Он приехал в деревню к бабушке и, почуяв что-то неладное с ней, старается помочь ей.

Давайте проследим за развитием чувств подростка, ставшего свидетелем трагедии, как Гриша приходит к мысли о том, что именно он должен помочь бабушке (работа по тексту)

  1. « Ты вправду плачешь? Так ведь это всё сон»

  2. «Сердце мальчика облилось жалостью и болью»

  3. «Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню кого-то ещё… он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать»

Попробуем выстроить ступени духовного роста человека; представленные нам Екимовым( работа по таблице)


- восприятие (способность воспринимать мир)

- понимание (чужой беды)

- сострадание(ощущение боли от чужого страдания)

- слияние(осознание чужого горя как собственного)


Считаете ли решение Гриши спасти бабушку правильным? Предложите свой вариант решения проблемы.


Рекламная пауза «На книжной полке»

Библиотекарь знакомит с литературой, посвященной теме милосердия и сострадания.

Почему рассказ называется «Ночь исцеления». Кто исцеляется: баба Дуня, Гриша или оба?

Ситуация такова, что исцеление получают в равной степени одинаково оба: бабушка - добрыми советами внука, Гришутка - своим благородным поступком.

Словарная работа: раскройте значение слова исцеление и подберите синонимы к данному слову (обращение к словарю синонимов)


Подберите аргументы в пользу гуманного отношения к страдающему человеку (на примере других известных тебе произведений или же на основе личного опыта, личных впечатлений)


Какой урок извлекли из рассказа Б. Екимова? К каким размышлениям подводит нас автор?

Примерные ответы учащихся:

- Всегда надо смотреть в сторону тех, кому труднее, чем тебе. И наконец, человек должен помнить, что он на земле не один; он должен уметь и прийти на помощь, и принять помощь от других.

- Жизнь коротка. И чтоб она прошла не без пользы, нужно каждый миг делать что-нибудь хорошее, доброе. Нельзя жить только в своё удовольствие. Нужно защищать природу, заботиться о близких, старших и больных, и они ответят нам тем же. Спешите делать добрые дела, пока не поздно.

Учитель: Забота о других, сострадание - непременное условие жизни, сердечность - его главное богатство. Уважение старших - закон жизни людей. Библейская заповедь гласит: « Почитай отца и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле».

Чтение высказывания: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. А.Швейцер









































План-конспект

читательской конференции

с учащимися 7 класса

на тему:


Спешите делать добрые дела


(по рассказу Б.П.Екимова «Ночь исцеления»)







Вопросы для читательской конференции по рассказу

Б.П.Екимова «Ночь исцеления».



  1. Раскройте смысл названия рассказа «Ночь исцеления».

  2. Расскажите о жизни бабы Дуни во время войны. Что общего между вашей бабушкой и бабушкой Гриши?

  3. Как реагируют Гришутка на сон бабушки?

  4. Проследите, как Гришутка приходит к мысли о том, что именно он должен помочь бабушке?

  5. Считаете ли решение Гриши спасти бабушку правильным? Предложите свой вариант решения проблемы.

  6. Какой урок жизни получил Гришутка?

  7. Какой урок извлекли вы из прочитанного рассказа?




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ