Конспект урока по Литературе «Старый год» - философская сказка о Человеке» 7 класс

Разработка урока литературы в 7 классе учителя русского языка и литературы Волковой Екатерины Сергеевны


Тема урока: «Старый год» - философская сказка о Человеке» (по программе Т.Курюмовой)


Тип урока: урок-размышление


Цели урока:

  • анализируя сказку М. Горького, дать представление о ключевом образе – образе современного Человека; раскрыть смысл названия произведения;

  • стимулировать обучающихся к активному моделированию текстовой ситуации и самоизменению;

  • формировать навыки ассоциативного анализа прозаического текста.


Задачи урока:

  • познакомить обучающихся с сюжетом произведения, особенностями композиционного строения изучаемого текста; его художественным своеобразием;

  • выявить основные художественные средства создания главного образа произведения, способы выражения авторской позиции в тексте;

  • обобщить результаты исследования литературного текста;

  • создать условия для моделирования позитивной текстовой ситуации.


Форма деятельности на уроке:

  • литературное исследование

.


Оборудование:

  • мультимедийное оборудование

  • стойка с театральным реквизитом

  • таблицы для заполнения обучающимися


Структура урока:

    1. Оргмомент – представление учителя, формулирование темы урока.

    2. Актуализация знаний – жанровые признаки сказки.

    3. Определение целей и задач.

    4. Изучение темы – составление первичного ассоциативного ряда, поэтапный анализ художественного произведения, включающий в себя различные приемы работы: ознакомительное и целевое чтение, заполнение таблицы по ключевым характеристикам персонажей, визуальный ряд новых образов, чтение по ролям, обобщение системы образов сказки и выход на главную проблему текста, ее осмысление.

    5. Моделирование позитивной текстовой ситуации «Открытый» финал сказки как авторский призыв читателей к сотворчеству. Театральные элементы. Составление галереи образов.

    6. Рефлексия обучающихся по проведенному уроку (устно)


Методы: урок разработан в рамках коммуникативной методики преподавания литературы, предполагающей активный диалог не только на уровне «учитель – ученик», «ученик – ученик», но и на уровне «автор – читатель» и «читатель – текст». В основу урока положен ассоциативный анализ текста, опирающийся на труды Л. С. Выготского. Методической особенностью данного урока является применение ассоциативного анализа при исследовании прозаического текста. Кроме того, для достижения поставленной цели урока, учитель применяет такие методы работы, как

  • эвристическая беседа;

  • фронтальная беседа;

  • активное слушание;

  • театральные элементы;

составление галереи образов.


Мотивация учащихся сохраняется на всех этапах урока.


Ход урока

Учитель:

- Здравствуйте! Сегодняшнее наше занятие мы посвятим анализу сказки, но сказки необычной. Кто из вас читал сказки? Все? Значит, вы легко вспомните отличительные черты сказочного текста.

Учащиеся перечисляют жанровые признаки сказки, учитель при необходимости помогает наводящими вопросами.


Признаки сказки

  1. Совмещение реального и чудесного

  2. Волшебные существа

  3. Главные события совершаются в полночь

  4. Счастливый финал

  5. Поучительный характер (см. слайд №2)

Это признаки фольклорной сказки. В литературной сказке, у которой есть автор, какие-то элементы могут изменяться или исчезать вовсе. Особенно, если это философская сказка. Именно такую мы будем сегодня анализировать.


Делаем в тетради запись – число, тема. Слайд № 3,4


Автор сказки – известный советский писатель Максим Горький (Алексей Пешков). Изучаемое нами сегодня произведение относится к раннему периоду его творчества. Впервые сказка «Старый год» была опубликована 1 января 1899 года в «Самарской газете».


Прежде чем обратиться к тексту, мы с вами немного пофантазируем. Представьте себе, что вы – никакие не ученики 7 класса, а самые настоящие помощники режиссера, который поручил вам набрать актеров для нового спектакля. Вот список действующих лиц (слайд 5):

Смирение

Ум

Любовь

Мудрость

Вера

Правда


Как должны выглядеть актеры, которым предстоит сыграть эти роли?

Дети делают предположения, ответы заносятся в бланк:


Мы, довольные собой, привели наших актеров к режиссеру, а тот рассердился и сказал, что актеры никуда не годятся. Почему? Что ж, пришла пора обратиться к тексту.


Чтение первого фрагмента текста – появление гостей на балу Старого года.

- Где возникли противоречия? Как автор описывает своих героев? Найдите эпитеты, сравнения, парадоксальные сочетания.

Дети работают с прочитанным отрывком, попутно заполняя последний столбец в таблице бланка. Готовая таблица появляется отдельным слайдом (слайд 6).


- Что ж, давайте взглянем на этих персонажей, постараемся рассмотреть их получше (слайды 7-9).

Во время демонстрации слайдов учитель может давать попутные комментарии, акцентировать внимание учащихся на отличительных чертах того или иного героя.


- Как вы думаете, что объединяет всех этих персонажей? Есть ли у них что-то общее? Какой образ связывает их воедино?

Учащиеся делают предположение, что центральным является образ человека. Вспоминаем понятие «аллегория».


Знакомство со 2-м фрагментом – беседа Старого Года со своими гостями. Учащиеся читают по ролям. Задача – найти характеристику людского мира в сказке.


- Давайте обобщим человеческий образ, представленный в произведении:

  • Люди жалки и бецветны;

  • Они разучились мечтать;

  • Они потеряли настоящие чувства и остались с похотями;

  • Они перестали быть оригинальными;

  • В них нет ничего, достойного быть человеческим.


Оставшуюся часть сказки читает учитель. Учащимся предлагается найти ключевые слова в тексте, выделить главную мысль.

- Мир будет по-прежнему уродлив и порочен, полон мелких и фальшивых чувств, пока люди не изменятся. Люди сами виноваты в своих бедах, а значит, сами могут их исправить.

Давайте вернемся к признакам сказки, о которых мы говорили в начале урока. Какой признак оказался нереализованным? Счастливый финал. Как вы думаете, почему? Горький призывает читателей к сотворчеству, предлагая им самим дописать счастливое окончание этой истории.

- Давайте мы прямо сейчас приступим к исправлению человеческого мира! Помните, какими представляли мы лучшие человеческие качества, когда подбирали актеров для спектакля? Кажется, пришла пора выходить им на сцену! (оставшиеся слайды).


Вызываются желающие сыграть роль положительного человеческого качества. Они выбирают себе спутника, который будет помогать им собраться на бал и потом сопровождать их. В это время оставшиеся ученики создают рисунки – «декорации» счастливого мира. Учитель громко объявляет прибывших на бал. Первой объявляет Правду. Под музыку пары делают круг по классу, декораторы на заднем плане демонстрируют свои работы.


- Что ж, мы с вами сегодня молодцы, замечательно поработали. Понравился вам урок? Что вы запомнили сегодня? Какие выводы сделали? В каком настроении уйдете с урока?

Ребята дают ответы.

В конце урока все аплодируют друг другу, потому что любой спектакль должен заканчиваться аплодисментами.




































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ