Конспект урока по Литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева: «Щи»" 5 класс

Тема урока: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева: «Щи» (внутренняя связь с рассказом «Муму»), «Русский язык». Повторение по теме: «Сложные предложения»

Цели урока:

обучающие: обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Сложные предложения», формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний;

развивающие: развитие умения выделять главную мысль текста; сравнивать и обобщать, аргументировать свою точку зрения и проводить аналогии; монологически высказываться, создавать текст по заданной теме, виду, жанру;

воспитательные: воспитание интереса к литературе, духовности; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке нам предстоит открыть особый мир писателя И.С.Тургенева, прикоснуться к тайне его творчества.

В последние годы жизни Иван Сергеевич создает цикл стихотворений в прозе, который включает в себя 83 миниатюры. Как бы сложилась судьба этих произведений, трудно сказать. Сам писатель считал их лишь эскизами своих будущих произведений, которые могли бы навсегда остаться в архивах. Но к нашему счастью, в Париж, к смертельно больному Тургеневу приехал друг писателя, редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Матвеевич Стасюлевич. Вот как вспоминал он это событие:

«… я заехал к Тургеневу в начале августа (ровно за год до смерти)… Среди разговора я спросил, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Тургенев отрицал этот слух. «Впрочем, хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать». Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель,…откуда вынул большую папку написанных листков различного формата и цвета, объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры. Точно так же и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал все в портфель». Именно Стасюлевич дал этим произведениям общее название «Стихотворения в прозе».

= Просмотр презентации по теме «Стихотворения в прозе»

1 слайд: Стихотворение в прозе — термин, которым обозначают небольшие прозаические произведения. По своему характеру напоминают лирические стихотворения, но они лишены стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуются термином "лирика в прозе".

2 слайд: К произведениям такого рода относятся известные "Стихотворения в прозе" Тургенева. Типическими признаками Стихотворений в прозе является их краткость, иногда отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении, повышенная выразительность повествовательного строя речи и, наконец, как часто полагают, ритмичность речи.

Таким образом Стихотворения в прозе представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы, чем и объясняется его наименование. Обычно мы называем прозой как раз такие формы речи, которые по своей организации противоположны стиху.

Обратите внимание – какими предложениями дано определение понятия на первом слайде? (сложные предложение: 1- сложноподчиненное, 2 – сложносочиненное); - чем являются выделенные слова в предложении на втором слайде? (однородные подлежащие, вводное слово со значением последовательности)

Работа в группах: составить схемы сложных предложений (3). Проверка – слайд №3.



III.1. Чтение стихотворения в прозе «Щи».

Читает учитель.

IV Работа над содержанием произведения.


  1. Поняла ли барыня горе Татьяны? Приведите аргу­менты.

  2. Почему барыня не может (или не хочет) понять Татьяну?

  1. Как в следующем эпизоде раскрывается состояние Татьяны: «Стоя посреди избы, перед столом, она, не спе­ша, ровным движеньем правой руки (левая висела пле­тью) черпала пустые щи...»? Какая деталь здесь наиболее важна?

  2. Что дает читателю сопоставление горя барыни и горя Татьяны?

  3. Можно ли фразу «А щам не пропадать же...» считать про­явлением жадности Татьяны?

  4. Почему баба отвечает барыне невпопад?

  5. Что общего между барыней в рассказе «Муму» и бары­ней в стихотворении в прозе «Щи»?

  6. Что общего в горе Герасима («Муму») и в горе Татьяны («Щи»)?

  7. Предположим, Герасим заговорил, и они встретились с Татьяной (из стихотворения в прозе «Щи»). О чем они мог­ли бы рассказать друг другу?

  1. Предположим, что встретились две барыни. Одна из рассказа «Муму», другая — из стихотворения в прозе «Щи». Что бы они друг другу рассказали о своих кре­постных?




IV. Обсуждение принадлежности произведения к стихотворению в прозе.

 Какими чертами обладает прочитанный нами текст?

1.Отсутствие ритма, рифмы и размера.

2. Небольшой объем.

3. Передача мыслей, чувств, эмоций автора.

 Что же перед нами: поэзия или проза?

(Стихотворение в прозе)

 Опираясь на выводы и собственные наблюдения, попытайтесь сформулировать определение этого жанра.

(звучат предположения учащихся)

V Выражение решения.

Давайте откроем учебник на странице 257 и сравним собственные предположения с определением учебника.

 Так какой же текст мы будем называть стихотворением в прозе?


2. Анализ стихотворения в прозе «Русский язык».

 Чтение стихотворения учащимися.

 Можно ли считать этот текст стихотворением в прозе? (Да. Маленький объем, отсутствие ритма, рифмы, размера, проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык)

 Какими Эпитетами характеризует Тургенев русский язык? (Великий, могучий, правдивый, свободный).

 Как вы понимаете последние предложение? Можно ли его считать риторическим восклицанием?

3. Вывод учителя.

Особенность, а скорее ценность этого жанра в том, что, не придерживаясь строгой ритмической формы, можно легко, свободно, даже в какой-то мере музыкально изложить свои раздумья, переживания, мечтания на бумаге.

VI Подведение итогов урока.

 Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

 Какие возможности предоставляет этот жанр мастеру слова?

VII. Реализация продукта

 Какие чувства, эмоции, раздумья вызвали у вас прочитанные сегодня произведения. Свои размышления вы можете оформить в виде маленького стихотворения или сочинения-миниатюры. А может быть, кому-то удастся создать стихотворение в прозе. Для выполнения этой работы воспользуйтесь карточкой белого цвета.

( Звучит музыка)

 Ребята, может быть, кто-то готов поделиться своими размышлениями.

(Беседа по ситуации)

VIII. Заключительное слово учителя:

Так сложилось, что большую часть своей жизни И.С. провел за границей, но он, как никто другой, любил Россию. Смертельно больной, живя во Франции, он понимал, что уже никогда не сможет вернуться домой, поэтому все его думы, все мечты были о Родине, именно это помогало Тургеневу мужественно переносить боль.

Ребята, я хочу вам пожелать: мечтайте и творите как можно больше. Это поможет сделать жизнь ярче, разнообразнее и счастливее.

Домашнее задание: Выучить стихотворение в прозе «Русский язык», выписать из него сложное предложение, сделать синтаксический разбор, схему.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ