Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «В гостях у сказки»

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «В гостях у сказки»



Цель: расширить представления пятиклассников о волшебной сказке, развивать творческие способности детей.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, черный ящик, предметы для черного ящика: куколка, клубок ниток, яйцо, игла, блюдце, яблоко, стрела, гребень.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой учащихся

  2. Вступительное слово учителя (сопровождается мелодией) (Презентация)

О чем-то скрипят половицы,

И ветер повеял чудесный,

И тайна стучится в окна,

И в чудо поверишь вдруг,

И дрогнут чьи-то ресницы,

И сразу меняются лица…

Тихонько скрипят половицы –

К нам сказка в гости идет.


  1. Сообщение темы и целей урока

Ребята, сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки, повторим, все, что узнали на уроках о сказке и перескажем свои любимые. (Слайд 1)

  1. Отгадывание кроссворда (Слайд 2)

1

6

а

к

з

а

3

к

2

с

С чего обычно начинаются (особенно волшебные) сказки?

  1. Кто был реальным создателем сказок?

  2. Каким словом на Руси обозначалось слово «сказка»?

  3. Традиционный элемент сказки (начало).

  4. Элемент сказки, где подводят итог развитию сказочного действия.

  5. Как на Руси назывался сказочник?




Ответы на кроссворд:

1. Присказка. 2. Сказочник. 3. Байка. 4. Зачин. 5. Концовка. 6. Бахарь.

  1. Конкурс «Отгадай слово» (Слайд 3)

о

в

т

с

б

е

ш

л

о

в



Это присутствует в сказках, где речь идет о приключениях, в них действуют люди и фантастические существа, животные – добрые помощники героя.

  1. Конкурс «Потерялась иллюстрация» (Презентация)

Назвать сказки, к которым нарисованы иллюстрации.

Ответы: «Каша из топора», «Рукавичка», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Журавль и цапля», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка братец Иванушка», «Теремок», «Гуси-лебеди».

  1. Конкурс «Черный ящик»

В жестокой борьбе со злом сказочные герои обретают волшебные предметы-помощники. В черном ящике находятся эти предметы, которые помогают героям в трудных ситуациях. Кто ими пользовался и в какой сказке?

Куколка («Василиса Прекрасная»)

Стрела («Царевна-лягушка»)

Блюдечко и наливное яблочко («Сказка о блюдечке и наливном яблочке»)

Игла и яйцо («Царевна-лягушка»)

Клубок («Царевна-лягушка»)

Гребень («Финист – ясный сокол»)

  1. Викторина «Сказочная»

  1. Я фольклорный элемент,

У меня есть документ.

Я вообще могу отседа

Улететь в один момент.

За жару ли, за пургу

Все бранят меня, каргу.

А во мне вреда не больше,

Чем ромашек на лугу. (Баба Яга)

  1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

  2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)

  3. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)

  4. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (Алёнушка и братец Иванушка)

  5. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)

  6. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку)

  7. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

  8. Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее)

  9. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост)

  10. Где живет сказочный царь? (В тридесятом царстве, в тридевятом государстве)

  11. Какие реки текут в сказках? (Молочные)

  1. Конкурс на лучшего сказителя

Ребята рассказывают небольшой отрывок, эпизод из сказок, прочитанных самостоятельно.

  1. Рефлексия

Катится, катится клубок, как ручеек вьется,

А вслед за ним и мысли вслух об уроке льются.

(Ребята, взяв в руки волшебный клубок, делятся впечатлениями об уроке, затем передают другим)

  1. Подведение итога урока, выставление оценок.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ