Конспект урока по литературе в 7 классе «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«БЛАГОЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
пгт. БЛАГОЕВО
Методическое объединение учителей русского языка и литературы, истории, обществознания
Литература
Конспект урока
по теме: «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Выполнила:
Кырнышева З.А.
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной категории
пгт. Благоево
2015
Конспект урока по литературе 7 класс.
Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Тип урока: Урок формирования новых знаний с использованием ИКТ.
Цели:
Обучающие: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественных произведений, организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умение осознанного восприятия текста, понимания решения представленных в нем проблем.
Развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; развивать умение строить суждение, используя конкретный материал; давать устные ответы на вопросы по тексту произведения, в том числе и с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме; развивать творческое мышление, речь.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом этических, правовых, духовно-нравственных аспектов её распространения; воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.
Оборудование: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; С. Ожегов «Словарь русского языка»; Л.Тимофеев, С. Тураев «Словарь литературоведческих терминов»; мультипроектор.
Словарная работа: юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.
Технологическая карта урока «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Организа-ционный момент.
-Добрый день.
Пусть урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.
Осуществляют самооценку готовности к уроку.
Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД: самоопределение.
2.Актуали-зация знаний.
Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока.
-Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой обычную бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова - это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя обыватели в зависимости от обстоятельств.
Вы прочитали рассказ «Хамелеон». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Определяется тема и цели урока вместе с учениками.
Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
3.Постанов-ка учебной задачи.
Сообщить тему урока. Создать условия для проблемной ситуации.
Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу.
Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение.
Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.
4.Решение учебной задачи.
Работа над анализом рассказа Чехова «Хамелеон».
-Большинство произведений Чехова сатирические. Как вы понимаете слово «сатира»? (Слайд 3)
(Сатира-гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры- преимущественно явления общественной жизни).
-Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд «Полицейский надзиратель (Очумелов).
Имя генеральского повара (Прохор).
Золотых дел мастер (Хрюкин).
Вопросы по вертикали:
Имя брата генерала (Владимир).
Рыжий городовой с решетом, наполненным крыжовником (Елдырин).
- Давайте вспомним, с чего начинается рассказ? (Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг:
- Так ты кусаться, окаянная?- слышит вдруг Очумелов.- Ребята, не Угадай имена и фамилии чеховских героев».
(Вопросы по горизонтали:
Фамилия генерала (Жигалов).
пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!)
- И какая же картина предстает перед Очумеловым? Зачитайте. («Очумелов глядит в сторону и видит:…»).
- Кто оказался виновником скандала? (Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.)
- А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? («…шагает к сборищу.»)
-Обратимся к названию рассказа. Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? (Слайд 4. Опережающее индивидуальное домашнее задание:
хамелеон- в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки; второе значение формулируется следующим образом: «переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки»).
- Какое значение этого слова раскрывается в рассказе? ( Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонства» вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам меня свои взгляды на противоположные).
- Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала» (Пересказ текста с зачитыванием реплик Очумелова).
- Прочитайте «жалобу» Хрюкина. Что в ней смешного и как она характеризует его? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет? (Сначала – Хрюкин, потом_- свинья, болван).
- Сколько раз и почему меняет свое решение Очумелов и как это проявлялось внешне? (Шесть раз, а зависит от чина предполагаемого хозяина собаки).
- Как меняется тон его высказываний? (6 смен интонаций- от начальственно-повелительных до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)
- Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании? (Слайд5.) ( Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Хрюкина- тоже представитель власти,он жандарм.)
Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.
Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.
- Только ли зрения, используя текст. (Слайд6.)
Варианты:
Хамелеон- Очумелов.
Хамелеоны- Очумелов и Хрюкин. ( То он требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.)
Хамелеоны- Очумелов, Хрюкин и толпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце- смеётся и злорадствует.)
В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на Очумелову присущи черты хамелеонства?
- Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку
базарной площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа.
- Какое настроение от этого у вас? (От этого становится грустно.)
- Рассказ смешон, но за этим просматривается невеселый порядок вещей.
Разнообразны проявления юмора в «Хамелеоне».
- Что такое юмор? (Слайд 7.) (Впервые мы видим Очумелова, идущим на базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.)
- Как вы думаете, почему Чехов обращает вниминие на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Слайд8.) (Деталь художественная (от франц.- подробность, мелочь, частность)- выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.)
- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль? (Слайд 9.)
- Что несут служители закона? (Вывешиваются рисунки)
1. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.
- Как вы понимаете слово «конфискованный»? (Конфискованный- отобранный.)
2. Узелок.
- Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали? (Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке то, что дали Очумелову как взятку. Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь , уже собрали «дань».)
Очень важная деталь- крыжовник- мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!
- Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
(Слайд 9.) Работа с иллюстрацией «Очумелов шевствует по городу».
- Вот таким представляет Очумелова художник. А ваше мнение совпадает?
3. Следующая деталь. Шинель.
- А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)
В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».
- Определите лексическое значение этих слов. (Шинель-это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто- это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.)
- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему пальто Елдырин?
(Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.)
Следующая деталь. Палец.
Окровавленный палец Хрюкина- это политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
Открытые двери лавок, сонные физиономии - эти детали создают зримую точность обстановки.
(Слайд 10.) отмеченным выше деталям.
6. А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?
-Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.
- Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»? Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин.)
(Очумелов- от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.)
- Прием «говорящих имен и фамилий»- юмористический или
-Давайте рассмотрим еще иллюстрацию к рассказу, относящуюся к
сатирический?
Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.
- Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех? Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.
(Комический эффект достигается в рассказе композиционным приемом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения («чья собака?»). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.)
Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий «смешной» рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.
- Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (Слайд 11.)
(Хрюкин повержен. Его палец опущен, А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова.)
Учитель:Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.
-Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял. Почему?
(Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!)
- А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?
Отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом. Выразительно читают. Анализируют художественное произведение. Подбирают цитаты из текста.
Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.
Познавательные УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению.
Физкультминутка.
На болоте две подружки- две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвратились.
Вот друзья в чем секрет,
Вам, друзья:
«Физкультпривет!»
.
5.Обобще-ние и систематизация знаний. Закрепление изученного.
Проверка индивидуальных групповых заданий:
Выразительное чтение по ролям.
Инсценировка отрывков из рассказа «Хамелеон».
Шаржи, портреты героев рассказа.
Письменный ответ на вопрос: почему рассказ называется «Хамелеон»?
-Показав обывателей городка, Чехов изобразил всю систему российской жизни. «Генералы» не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действуют их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Самая опасная зависимость- зависимость психологическая. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское»- всегда право, «прочее» (мелкая сошка)- всегда виновато. Так отдельный анекдотический случай вырастает у Чехова до обобщения, до сатирического изображения, осмеяния системы.
Прослушивание чтения и выступлений учащихся. Оценивание своей учебной деятельности. Умение выразительно читать, связно излагать и формулировать ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.
Личностные УУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова.
6.Домашнее задание.
Обеспечить понимание учащимися целей содержания и способов выполнения домашнего задания. Информация о домашнем задании. Мотивация к выполнению домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.
Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник».
Чтение рассказа по ролям.
Ответить на вопрос: что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Подготовить развернутое устное рассуждение на эту тему.)
Индивидуальное домашнее задание:
Прочитать отрывок из очерка М. Горького «А.П. Чехов» и ответить на вопрос: совпадает ли точка зрения Чехова и следователя? Почему?
Составьте сценарий по рассказу «Злоумышленник».
Записывают домашнее задание.
7.Итог. Рефлексия.
Подведение итогов учебного занятия. Дать ясную оценку работы класса и отдельных учащихся.
- Оцените себя. Продолжите предложение (выберите один из вариантов):
-Сегодня я узнал…
-Я понял, что…
-Сегодня было интересно…
-Мне захотелось…
-Урок дал мне для жизни…
Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятель- ности.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности.
Познавательные УУД: представлять информацию в виде текста.
Регулятивные УУД: самооценка.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ