Конспект урока по литературе в 11 классе Нравственно-философские проблемы в п. В.Распутина «Последний срок»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №110»











Конспект урока по литературе в 11 классе


Нравственно-философские проблемы в повести В.Распутина

«Последний срок»










подготовила

учитель русского языка и литературы

Ткаченко Светлана Геннадьевна











г. Новокузнецк

201





Нравственно-философские проблемы в повести В.Распутина «Последний срок»


Цели:

  1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок».

  2. Установление связей содержания прочитанного произведения с истоками жизни писателя, его наблюдениями, заботами и устремлениями.

  3. Показать нравственное величие русской женщины.


Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет писателя, текст .Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



Содержание урока

Методический инструментарий

Ориентиры развития

«Столь пристального внимания именно к нравственным истокам характера человека деревни литература еще не знала... Сегодня идет речь об изменении всего облика крестьянской России, с которой прочно связаны наши духовные, этические, эстетические ценности..

Исследуются проблемы не просто деревенские, но проблемы нашего национального развития, наших исторических судеб»

(Ф.Л. Абрамов)


Художественный мир Распутина - деревня, дом, семья, человек. Нравственный императив определяется природным - и в этом смысле — народным началом. Трагедия - в разрыве с национальными корнями.

-Какие эпизоды, сцены, диалоги, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывают сущность детей старухи Анны. (Неестественные причитания Варвары, шитье Люсей черного платья, покупка братьями водки «пока не поздно», разговор братьев в

бане.)

- Как раскрываются герои в мелких ссорах и столкновениях?

- Что мешает им понять и услышать друг друга.

- Как в ссорах детей проявляется их отношение к матери?

- В чем видит автор главную причину нравственного упадка? (утрата душевной связи человека со своими корнями)

- Какую роль играет встреча и разговор Анны с Миронихой?

- Что ценит автор в этих женщинах?

- Какую роль играет природа в раскрытии образа Анны? Прокомментируйте мысли Анны о жизни в IX и X гл.

- Какую мудрость смогла постичь эта неграмотная женщина?




- Что становится в повести мерилом человечности и нравственным эталоном?

Сила характеров любимых героев Распутина - в мудрости, в народном понимании, народной нравственности. Такие люди задают тон духовной жизни народа.




Д.З. Подготовка к сочинению

1) Смысл названной проблемы Распутина.

2) Нравственные проблемы в произведениях современных писателей.

3) Природа и человек в произведениях современных писателей.

Слово учителя

















Индивидуальная работа

Сообщение

«Художественный мир Распутина»







Аналитическая работа с текстом.












Фронтальная беседа.














Индивидуальная работа

Сообщение « Образ Анны, ее внутренний мир»





Фронтальная беседа.




Комментарий 9 и 10 глав.


Итоговый вопрос





Заключительное слово учителя










Информация о дом. задании..

















Развитие монологической речи







Развитие внимания







Развитие логического внимания





Развитие речи













Развитие аналогического мышления




Развитие монологической речи.






















Рефлексия.






Список используемой литературы.


1. Маранцман, В. Г. Литературное развитие школьников в кн.: Методика преподавания литературы /Под ред. Богдановой, О.Ю и Маранцмана, О.Г.. Пособие для сту­дентов и преподавателей в 2-х частях. — М.: Просве­щение, Владос. - 1995. - Ч. I - С.106-107.

2. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. — М., Просве­щение, 1976.

3. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения. - Изд. 3-е. - М.: Просве­щение, 1963.


4. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Литература. 5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной.- М.:

Просвещение, 2009. (профильный уровень).



5. Журавлева, В.П. Уроки литературы 11кл.; Книга для учителя.- М.: Просве­щение,2004.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ