Конспект урока по литературе в 5 классе «Петя Ростов в партизанском отряде»
Урок литературы в 5 классе
Использованы материалы И.В. Золотарёвой, Н.В. Егоровой
Автор — Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы
Конспект урока по литературе в 5 классе
«Петя Ростов в партизанском отряде»
Цели урока:
анализ эпизодов «Приезд Долохова», «Разговор о пленных», «Долохов и Петя в разведке»;
обучение развёрнутому ответу на вопрос
Словарная работа: эпизод, характер эпизода
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя о целях и теме урока. Запись даты и темы в тетрадь.
Повторение ранее изученного материала:
Кто такой Петя?
Как вы его себе представляете?
Какие поступки его характеризуют как человека и бойца?
Вспоминая материал прошлого урока, учащиеся характеризуют Петю как ещё очень юного, восторженного, эмоционального, но смелого, отважного и решительного мальчика, который очень хочет стать героем, добиваться уважения и почёта опытных и бывалых бойцов. Петя доброжелателен и наивен, но эти качества только располагают к нему читателей.
Проверка домашнего задания:
Рассказы учащихся о Венсане Боссе, о том, как к нему относятся в партизанском отряде.
Анализ эпизода «Спор Денисова и Долохова о раненых».
Ролевое чтение диалога.
Беседа по вопросам:
С чего начался разговор о пленных?
Что думает об отношении к пленным Денисов?
Каков его основной довод?
Какова точка зрения на этот же вопрос Долохова?
Как вы считаете, кого поддерживает Петя?
Давая ответы на эти вопросы, школьники рассуждают о том, может ли солдат жалеть врага, поступать по совести с завоевателями. Они очень тонко и глубоко чувствуют, что целесообразность Долохова сродни жестокости; считают, что убивать врага в бою и лишать жизни пленных — это разные понятия. Пете, как считает Толстой, трудно разобраться и понять, на чьей стороне правда, но его отношение к пленному барабанщику — ответ на этот вопрос не словами, а поступками.
Анализ эпизода «Петя и Долохов в разведке».
Эпизод должен быть тщательно прочитан учащимися дома. В ходе краткого пересказа на уроке следует передать его содержание и проследить, как проявил себя Петя, выполняя боевое задание.
Задание: сравнить поведение Пети с поведением Долохова.
Для этого надо обратиться к тексту и выделить опорные, оценочные слова, характеризующие поведение и внутреннее состояние героев.
Петя: «ехал, замирая от волнения», «живым не дамся», «кровь бросилась в лицо», «невольно отступил от костра» и т. д.
Долохов: «не дожидаясь ответа ... поехал», «громко, отчётливо выговорил», «прямо стал расспрашивать», «долго садился».
Обобщение наблюдений и ответы на вопросы:
Что восхитило в Долохове Петю?
Почему Долохов поцеловал Петю?
Как Петя вёл себя?
Домашнее задание:
1) Дочитать текст до конца.
2) Подготовить художественный пересказ эпизода «Первый бой и смерть Пети»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ