Конспект урока по литературе в 10 классе "Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Светское общество Петербурга и Москвы"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области»
Конспект урока по литературе
в 10классе
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Светское общество Петербурга и Москвы.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Малянова Елена Николаевна
п.Учебный 201
Цель: провести сопоставительный анализ общества Петербурга и Москвы, начать работу над центральными образами романа.
Оборудование: текст романа, фрагменты из кинофильма режиссера С. Ф. Бондарчука «Война и мир».
Ход урока
I Аналитическая работа с текстом (проверка домашнего задания).
1 Просмотр фрагментов из кинофильма С. Ф. Бондарчука «Война и мир».
Вопросы:
1) С чем сравнивает Л.Н. Толстой салон А.П. Шерер? (Прядильная мастерская.)
2) Какова роль такого сравнения?
2 Комментированное чтение гл. 7-9 первого тома романа.
3 Сопоставление светского общества Петербурга и Москвы.
1) Сравните атмосферу, царящую в салоне А.П. Шерер, с настроениями в семейном дворянском доме Ростовых, охарактеризуйте манеры поведения, тон и темы разговоров, отношение к проблеме « война и Наполеон».
2) Основные мысли зафиксируйте в таблице (работа в парах):
Петербург (салон А. П. Шерер)
Москва (дом Ростовых)
1.Атмосфера лжи и интриганства, стремление «соответствовать»,
жизнь на европейский манер,
отчужденность и мелкие эгоистичные
цели; отсутствие любви даже
между мужем и женой, отцами и
детьми.
1. Патриархальные основы жизни, искренние чувства; простота нравов; взаимная близость между детьми и родителями, господами и слугами.
1.Отношение к Наполеону родственно- домашнее.
2. Разговор о Бонапарте ведется
вскользь, т. к. Ростовым он не «вскружил голову».
3) Какую роль играет противопоставление светского общества Петербурга и Москвы?
На чьей стороне симпатия автора. Почему?
В тетрадях зафиксируйте портретные и речевые характеристики Андрея, Пьера, Ростовых (обращается внимание учащихся на стремление писателя через внешность привести читателя к внутреннему миру героя).
4 Общие выводы. (Петербург предстает на первых страницах романа холодной столицей, общество которой лицемерно и чопорно. Москва же является полной противоположностью: гостеприимна и радушна, все здесь искренно и человечно.)
II Домашнее задание
1) Подготовить цитатные характеристики трех семейств в романе: Болконские, Ростовы, Курагины.
2) Индивидуальные задания: подготовить сообщения о жизни семей Болконских и Ростовых.
III Итоги урока.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ