Конспект урока по Литературе "В жизни всегда есть место мечте!" 6 класс

Бахтиярова Людмила Раисовна

МБОУ СОШ №1 с.Кандры Туймазинский район Республика Башкортостан

Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе



Читательская конференция

«В жизни всегда есть место мечте!»

(по рассказам Р.Брэдбери)

6-ой класс


Цель:

  1. знакомство учащихся с фантастическими рассказами Р.Брэдбери;

  2. стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле;

  3. мечты о чудесной победе добра, человечности над злом, упорство и стойкость в достижении цели.


Оборудование:

  1. выставка книг, газетно-журнальных заметок на тему: «Космос», «Фантастика».

  2. Рисунки учащихся («Мы – на Марсе!»).

  3. Макеты ракеты, Марса, звездного неба, космонавта, лунохода (сделаны руками учащихся).

  4. Репродукция картины К.Ф.Юон «Новая планета».

  5. Соната Баха (грамзапись).


Ход работы:


  1. Слово учителя.

Мир Рэя Брэдбери романтичен и музыкален, повествование насыщено элементами иносказания – символами, аллегориями. Он умеет говорить с читателем по-особому, помогая увидеть ему прекрасную и горькую правду нашего века. Писатель говорит: «Я создаю огромные метафоры о нашем времени».

Брэдбери остро чувствует динамику, стремительность современной жизни: то, что вчера относилось к области фантастики, сегодня стало повседневностью, то, что сегодня кажется невероятным, завтра обещает стать привычным. Перед ним задача: обгоняя и без того быстрый бег времени, конструировать возможное на основе сущего. Мир будущего рисуется как мир сказочно расширившихся человеческих возможностей, он манит нас далекими далями и неведомыми мирами. Чтобы жить и выжить в мире космических масштабов и скоростей, человеку понадобятся не только интеллектуальные навыки и совершенные машины, ему нужен будет дом, крыльцо, соседи, близкие, любимые и даже враги, цветы, деревья, трава… Ибо главное для людей – сохранить в себе человечность, духовность, связь с родной планетой.

Брэдбери волнует вопрос: люди теряют тягу и способность к общению друг с другом. В борьбе за человека писатель использует книги, которые будят «чувства добрые», фантазию и воображение. О них сегодня и наш разговор.


  1. Сообщение учащегося. Биография Брэдбери.

  2. Работа с литературоведческим термином: фантастика.

  3. Беседа: назовите писателей-фантастов, их книги. Тема и идея этих произведений.

  4. О Марсе. Сообщение.


Марс находится в 228 миллионах километров от Солнца, в то время как Земля удалена от Солнца на 150 млн. км. Именно Марс станет приоритетной целью человеческих исследований солнечной системы. Эта планета такая же засушливая, как Сахара, является для нас наилучшим шансом колонизации. Однако атмосфера на ней настолько разрежена и непригодна для дыхания, что жизнь, если она и была на ней, не смогла, вероятно, удержаться из-за исчезновения жидкой воды с поверхности, хотя еще не исчезла надежда найти ее следы или окаменелости. В ожидании, пока станет возможным сложное путешествие астронавтов, исследовательские ракеты проведут наблюдения, а роботы подготовят высадку, которую предполагается осуществить не раньше, чем после 2025 года. Главная трудность путешествия – его продолжительность: она займет шесть месяцев, чтобы добраться до планеты, и шесть месяцев – на возвращение оттуда.


  1. Рассказ Брэдбери «Каникулы». Чтение (выборочно) по ролям.

  2. Беседа по вопросам:


- Как могли закончиться эти каникулы?

- Как вы понимаете слово «каникулы»?

- Любите ли вы каникулы? Почему?

- Можно ли прожить так, чтобы всегда у человека были каникулы?

- Почему главный герой захотел устроить себе такие долгие-долгие каникулы?

- Что было самым большим желанием всех героев рассказа?

- Почему мама испугалась, кода ее сын загадал очередное желание?

- Что было написано в записке мальчика?

- А какую записку написали бы вы?

- В чем смысл рассказа?


  1. Рассказ Брэдбери «Время в полете твоем». Инсценировка.

  2. Беседа:


- Какова цель посещения инопланетян нашей планеты?

- Почему Жанет решила остаться?

- Использует ли автор контрасты в рассказе? Для чего?

- Почему главными героями автор сделал детей, шестиклассников?

- Могли ли взрослые остаться на другой планете?

- А вы остались бы на другой планете? Для чего?


  1. Рассказ Брэдбери «Налогоплательщик». Пересказ.

  2. Беседа:


- Почему герой хочет улететь на Марс?

- От чего он бежит?

-В чем смысл рассказа?

- Как бы вы по-иному его озаглавили?

- Придумайте другой конец рассказа.


  1. Рассказ «Зеленое утро». Инсценировка. Соната Баха.

  2. Беседа:


- Что заставило Бенджамена Дрискола остаться на опасной для него планете?

- Почему в течение долгого месяца он ни разу не поворачивался «лицом в ту сторону, откуда пришел?»

- В чем смысл рассказа?

- Чему можно научиться у Б.Дрискола?


  1. Обобщение. Чтение учащимися стихотворения «Я выбираю звезды».

  2. Домашнее задание. Сочинение по картине К.Юон «Новая планета». Пересказ, чтение других рассказов, составление вопросов к ним, рисунки к рассказам.

  3. Оценки.

  4. Слово учителя.


Фантастика, безусловно, помогает жить в настоящем, помогает человеку осуществить свою Мечту. Ощущение доброго чуда дарит читателю проза Рэя Брэдбери. Назначение литературы, по словам писателя, состоит в том, чтобы помочь человеку расти, подниматься над самим собой. Поднимитесь над проблемой и суетой, посмотрите в глаза Мечте, и она скажет Вам: «Вы чудесны, уникальны, Вы будете счастливы, ведь все только начинается!»

(Звучит соната Баха).


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ