Конспект урока по Литературе «Встать! Суд идёт!» Деловая игра по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Тема урока: «Встать! Суд идёт!»

Деловая игра по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Цели урока: -обобщить знания учащихся о пьесе А.Н.Островского «Гроза», помочь им осознать и сформулировать своё отношение к героям пьесы,

- развивать навыки правильного построения моно- и диалогической речи, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения,

- воспитывать вдумчивое отношение к прочитанному, к судьбам героев произведения.

Тип урока: деловая игра.

Межпредметные связи: Русский язык «Монолог. Диалог», Основы Российского законодательства.

Методическое обеспечение: Тест, кроссворд, костюмы героев.


Ход урока.

I. Организационный момент:

- объявление темы, цели и порядка проведения урока,

- разъяснение критериев оценок.


II. Вступительное слово преподавателя:

Сегодняшний урок будет проходить в форме деловой игры – суда над виновниками гибели Катерины, героини драмы А.Н.Островского «Гроза». Такая форма как нельзя лучше подходит к пьесам А.Н.Островского, ведь он их писал по материалам судебных дел, разбиравшихся в суде, где писатель работал писцом. И сегодня мы проведём судебное заседание по материалам его пьесы.

Во времена Островского и вплоть до XX века считалось, что «Гроза» написана по следам одного реального нашумевшего дела в Костроме. Сюжет пьесы очень похож на этот случай: в Волге был найден труп молодой женщины, которая покончила с собой, не выдержав издевательств свекрови и безразличия мужа. Однако потом выяснилось, что пьеса была написана раньше этого происшествия. Это говорит о том, что пьесы А.Н.Островского жизненны и их не зря называли «Пьесами жизни». Вот о жизни купцов того времени мы и будем с вами говорить на сегодняшнем уроке. Но прежде чем приступить к судебному заседанию, мы должны проверить, а знаем ли мы то, о чём собираемся судить можно ли нам доверить решение этого вопроса, компетентны ли мы в нём. А проверим мы это с помощью викторины, теста и кроссворда.


III. Викторина: / Учащиеся, ответившие правильно на большее количество вопросов, будут выбраны присяжными./

- По репликам определите героя пьесы:

а) «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

б) «Не слыхала, друг мой, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как бы я слышала, я бы с тобой, мой милый, не так тогда разговаривала».

в) «Благ-алепие» В обетованной земле живете! И купечество всё народ благочестивый…»

г) «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг… Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить».

д) «Красота! А ты молись Богу, чтобы отнял красоту-то! В омут лучше с красотой-то!»

- Один из героев пьесы отличается от всех остальных своей образованностью. Кто это? Какое образование он получил»

- О чём просит Бога Борис Григорьевич после последнего свидания с Катериной?

- Феклуша, странница, по её словам ведёт праведную жизнь. Но признаёт за собой один- единственный грех. Какой?

- Один из героев пьесы ищет перпетуум-мобиле. Кто это? Что он ищет? Зачем ему это? Зачем ему деньги?

- Чем ещё кроме изобретательства увлекается данный герой?

- Герой пьесы, фамилия которого отражает его нрав.

- Провозвестница «последних времён» в «Грозе». В чём она видит проявление конца света?

- Герой пьесы, о котором Борис с завистью говорит: «Мечтает себе – и счастлив».


IV. Тест. /Над ним работают учащиеся, играющие роли Бориса и Дикого/.


V. Кроссворд по творчеству А.Н.Островского. /Отгадывают учащиеся, играющие роли Кабанова, Кабановой, Варвары/.

/ Над тестом и кроссвордом учащиеся работают во время викторины/.


VI. Судебное заседание:

-Слово судье: Встать! Суд идёт!

Заседание посвящено расследованию причин гибели Катерины Кабановой. В заседании участвуют присяжные заседатели, следователь, свидетели, родственники покойной, приглашённые.

Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Катерине Кабановой, проживающей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью и сестрой мужа. Просьба к присяжным зачитать заключение судебной экспертизы.


-Присяжный: «Высоко бросилась-то, должно быть на якорь попала, ушиблась. А точно… как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».


-Судья: Что привело молодую женщину к такому решению – броситься с обрыва в Волгу? На это вопрос мы и должны сегодня ответить. Для дачи показаний вызывается свидетель Тихон Иванович Кабанов, муж покойной. Допрос ведёт следователь.

-Допрос Тихона.


- Очная ставка свидетелей Марфы Игнатьевны Кабановой и Тихона Ивановича Кабанова.

/ Сцена наставлений Кабановой Катерине перед отъездом Тихона/.


- Судья: Для дачи показаний вызывается племянник Дикого Савёла Прокофьевича Борис Григорьевич.

В ходе расследования установлено, что Катерина Кабанова имела с вами тайную любовную связь. Что вы можете рассказать суду о ваших отношениях с Катериной Кабановой?


Допрос Бориса Григорьевича.


-Судья: Для дачи показаний вызывается сестра мужа покойной Варвара Ивановна Кабанова.


Допрос Варвары.


- Судья: В суд присяжных поступила записка от свидетеля Кулигина, который сам не смог явиться в суд. /Зачитывается монолог Кулигина «Жестокие нравы царят в нашем городе, сударь, жестокие»/.


- В зал суда врывается Дикой с криком и бранью.


- Судья: Савёл Прокофьевич, вам никто слова не давал, сядьте, пожалуйста. Итак, суд допросил основных свидетелей, следователь дал свои заключения. И прежде чем мы передадим слово суду присяжных для вынесения основного заключения, у нас есть возможность услышать монолог покойной, подслушанный в последние минуты её жизни одной из прохожих. /Монолог Катерины (д. 5, яв. 4)


- Присяжный: Итак, перед нами предстала страшная картина жестоких нравов, царящих как в семье Кабановых, так и в целом в наших городах. Что мы видим? Невежество, стяжательство, грубость, серость, дикие ханжество, самодурство и деспотизм. В семьях насаждается домострой, при котором у женщины нет никаких прав. Право на свой выбор, право любить, жить по своим убеждениям – ничего этого нет. И жить в этом обществе душе свободолюбивой, гордой, независимой, честной, любящей, так, как у Катерины? Смириться? «Лучше могила», - говорит Катерина. Лучше смерть, чем рабство. Такому сердцу душно и тошно жить в этом обществе. И для такого характера один выход – смерть. И вина тому – жестокие нравы, царящие в купеческих семьях, в купеческих городах!


- Судья: На этом заседание объявляется закрытым.

VII. Беседа с учащимися и приглашёнными:

- Ваше отношение к поступку Катерины с позиций человека нашего времени.


VIII. Задание на дом:

Вы – корреспондент – и должны написать статью (выберите название статьи из перечисленных):

- «Жестокие нравы города Калинова»

- «Кабановское царство»

- «Эмоции Бориса»

- «За высоким забором»

- «Жизнь в доме с нелюбимым мужем».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ