Конспект урока по Литературе "Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского»"
Тема: Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского» (Уроки 4-5)
Цели: дать понятие о жанре жития; раскрыть историческую основу «Жития Сергия Радонежского»; показать художественные особенности произведения; развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: беседа, элементы анализа текста.
Ход уроков
I. Орг. момент.
II. Слово учителя о Сергии Радонежском
Сергий Радонежский жил в трудное время татарского ига. «Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием, тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич (...) Люди потеряли веру в добро и угрюмо отъединялись в своем горе, в своем озлоблении: человек человеку волк» (Отец С. Булгаков. Благодатные заветы Преподобного Сергия русскому богословствованию // Сергий Радонежский: Сб. - М, 1991. С. 346, 355).
Русские князья постепенно объединялись вокруг Москвы, но время от времени между ними возникали конфликты. По поручению митрополита Сергий ходил к мятежным князьям в Нижний Новгород, Рязань, Тверь, ростов, убеждая сохранить единство. А когда на Русь вторглось войско Мамая, он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и послал в помощь ему двух монахов, бывших воинов - Пересвета и Ослабю.
С братом Стефаном в 1340 году Сергий построил в лесу церковь Святой Троицы, вокруг которой образовался монастырь - Троице-Сергиева лавра. Он был инициатором и других пустынных монастырей.
Справка: Следует различать слова пустыня - необитаемые просторы и пустынь - одинокое жилье богомольцев, удалившихся от мира. Историк В.О. Ключевский писал: «Городские и пустынные монастыри различались между собой (..) общественным значением, духом складывавшегося в тех и других быта, даже самым происхождением. Городские (...) монастыри обыкновенно созидались набожным усердием высших церковных иерархов, также князей, бояр, богатых горожан, людей, которые (..) не входили в состав созданного ими монастырского братства (...) Живя среди мира (...) для его религиозных нужд, такие монастыри и назывались мирскими. Другие (...) основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню; там становились руководителями собиравшегося к ним братства и сами вместе с ним изыскивали средства для построения и содержания монастыря. (..) Пустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое настроение; складывался особый взгляд на задачи иночества. Основатель его некогда ушел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении. (...) К нему собирались такие же искатели безмолвия и устрояли «пустын-ку». (Ключевский В.О. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1988. т. II. С. 234.)
Таким пустыннолюбцем и стал Сергий. Не всякому было дано вынести трудности лесной жизни. Брат Сергия Стефан не выдержал испытаний и ушел в более благоустроенный московский Богоявленский монастырь.
Главное влияние на современников Сергий оказывал своей праведной жизнью. Вокруг него, как говорят исследователи, царила атмосфера трудолюбия, мысли и молитвы. Для окружающих его монахов он был не только духовным наставником, но и поваром, и огородником, и мельником, и плотником, и кладезником, и сапожником. Простой народ видел это и тянулся к старцу.
IV. Комментированное выборочное чтение и беседа по тексту
«Жития...»
- Какое имя носил Сергий от рождения? (Варфоломей.)
- Какие факты жизни святого вам кажутся достоверными, а какие - фантастическими, чудесными? (Чудесные факты: крик ребенка в чреве матери («преславное чудо»), почитание им Господа Бога еще в материнской утробе, чудотворная встреча со старцем в детстве, приобретение Варфоломеем разума и мудрости после благословения старца, искушения Сергия в пустыни, пророческий дар святого: «Он видел издалека, с расстояния во много дней ходьбы», чудесная кончина Сергия, чудесные дела после его смерти.)
- Как оценивал деятельность святого писатель Борис Зайцев?
- Чему учит Сергий Радонежский?
- Что удивило вас в характере Сергия?
- Какое значение имеет преподобный Сергий для русского народа и государства?
Развитие жанра жития в древнерусской литературе
Житие - один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце X - начале XI века. По мере распространения древнехристианской книжности особо известными стали жития Алексея, божия человека, святителя Николая, святого великомученика Георгия, которого на Руси стали называть Георгием Победоносцем. В XI веке создаются оригинальные житийные произведения, герои которых рождены на русской земле и составили ее гордость перед другими-странами, исповедующими христианство. Это князья - братья Борис и Глеб, ценою своей жизни не нарушившие заповеди «не убий!» и не поднявшие оружия против брата Святополка, это преподобный Феодосии Печерский, церковный деятель и автор поучений; князья, подвижники христианства: Ольга, Владимир, Александр Невский.
К ХIV-ХV векам сложились традиции жанра жития в русской литературе: героем жития мог стать только выдающийся церковный или государственный деятель, всей своей жизнью доказавший преданность христианским заповедям и не согрешивший в своей жизни ни в большом, ни в малом. Такой «святой» человек мог после смерти быть удостоен церковью созданием его «жития». Рассказывать о таком человеке надлежало торжественным, «высоким слогом», соблюдая определенную последовательность: рождается герой в благочестивой
верующей семье, уже в детстве проявляет серьезный интерес к церковному учению, рано осознает свое призвание и сознательно отказывается от мирской жизни, до самой смерти является религиозным подвижником и ведет аскетический образ жизни. Таково традиционное содержание жития святого.
Яркое воплощение жанрово-стилистических особенностей жанра жития проявилось в произведениях знаменитого Епифания Премудрого, написавшего в начале XV века «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Созданные в торжественно-панегирическом стиле «плетение словес», они дают полное представление об идеальном человеке с точки зрения автора, убежденного сторонника христианской морали. С. Пермского автор славит как просветителя и религиозного миссионера, а С. Радонежского как вдохновителя борьбы за освобождение от татарского владычества, «за веру христианскую». На фоне этих традиционных произведении выделяется своим многоплановым новаторством «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1673).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ