Конспект урока по литературному чтению "Приключения Незнайки и его друзей" 2 класс







Абсалямова Лариса Алексеевна


МБОУ Гимназия № 1 г.Кумертау РБ


Учитель начальных классов



























Волшебный мир Н.Н.Носова.

«Приключения Незнайки и его друзей»

2 класс (внеклассное чтение)


Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Цели и задачи урока:

    1. Определить уровень знания детьми текста прочитанной книги.

    2. Продолжить работу над техникой чтения и развитием речи.

    3. Совершенствовать умения выразительного чтения художественного текста.

    4. Развить умение анализировать текст и делать самостоятельные выводы.

    5. Закрепить знания правописания трудных слов.

    6. Продолжить работу по развитию эстетического вкуса детей.

Оборудование:

  1. Выставка книг Н.Н. Носова.

  2. Большая картонная обложка книги с изображением героев произведения.

  3. Атрибуты малышей: шляпа Незнайки, колпачок Медуницы, чертежи, краски, очки.

  4. Кроссворд.

  5. Плакат с изображением Цветочного города.

  6. Магнитофон и пленка с фонограммой.

Х о д у р о к а.


Учитель: Доброе утро, ребята. Сегодня мы проводим заключительный урок по произведению Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Обратите внимание на название нашего урока (ученик читает на доске «Волшебный мир Николая Носова»). Какие цели мы можем поставить на этом уроке? (ответы детей)

Звучит фонограмма вступления к песне М.Минкова и Ю.Энтина «Где водятся волшебники».

Учитель: Ребята, а вы верите в волшебников? Я верю. Волшебники, как известно, бывают разными: добрыми и злыми. Николай Носов – добрый волшебник и веселый. Я хочу, чтобы вы в этом сегодня убедились. С помощью своего волшебного слова писатель помогает нам увидеть в этих удивительных коротышках самих себя, то есть позволяет посмотреть на себя со стороны. Сейчас мы совершим с вами маленькое волшебство: закроем глаза и, как только смолкнет музыка, мы окажемся в мире, где живет Незнайка со своими друзьями.

Звучит волшебная музыка. Дети открывают глаза, перед ними стоят два мальчика и девочка.

Учитель: Итак, мы в волшебном мире. Постарайтесь угадать, кто же первым встречает нас здесь. А для этого внимательно послушайте, о чем говорят коротышки.

Знайка: Теплый воздух легче холодного и всегда поднимается кверху. Когда мы наполним шар теплым воздухом, теплый воздух поднимется вверх и потащит шар кверху.

Учитель: Как зовут коротыша? (Знайка) А как вы догадались? (ответы детей) Выберите из всех предметов те, которые ему принадлежат (очки, книга). Что вы можете рассказать о нем? (ответы детей)

Медуница: Отрежьте кусочек пластыря, приложите к плечу больного и не разрешайте ему вставать с постели. Если он встанет, то переколотит у вас всю посуду и разобьет кому-нибудь лоб. С малышами нужно обращаться поосторожнее.

Учитель задает вопросы, атрибут Медуницы – белый колпачок.

Смекайла: Я могу поставить бормотограф в любой квартире, и он запишет всё, о чём говорят. Мне останется только переписать – вот вам повесть или роман.

Учитель: А какой предмет, очень похожий на бормотограф, есть у многих из нас, и как он называется? (магнитофон, диктофон)

Атрибут Смекайлы – чертежи.

Учитель: Вспомните, в каком городе живут эти коротышки? Если мы правильно ответим на вопрос, то коротыши останутся с нами. (Цветочный город)

Учитель: Какие еще малыши жили в Цветочном городе? (ответы детей) В Зеленом городе? (ответы детей) В Змеевке? (ответы детей) Мы не зря вспомнили об именах коротышек, так как они тоже волшебные, «говорящие». Прислушайтесь: Знайка – это коротыш, который…. (дети продолжают), Сиропчик – …, Растеряйка – …, Ворчун – ….

Учитель: Города, в которых жили малыши, тоже были волшебными. Прочитаем, как Николай Николаевич Носов описывает Цветочный город.

Дети находят отрывок по закладке в главе I и читают.

Учитель: Чем увлекались малыши в этом городе?

Ученики рассказывают по цепочке. Аналогичная работа проводится

по Зеленому Городу (гл. 14) и по Змеевке (гл.18).

Учитель: В чем вы видите необходимость этих городов? (ответы детей) Города хоть и волшебные, но кое в чем сходны с нашими.Чем?(Ответы детей). Обратите внимание на то, что они очень чистые и аккуратные, и за порядком в городе следят сами малыши. Послушайте, что рассказывают о себе малышки из Зеленого города.

Фонограмма песни малышек из Зеленого города.

Учитель: Но малыши не только развлекались, они всегда были заняты делом. А ведь настоящая взрослая жизнь – мечта любого ребенка. Расскажите нам, чем же занимался астроном Стекляшкин, механики Винтик и Штунтик, селекционер Соломка?

Ученики рассказывают о занятиях каждого из этих героев.

Учитель: Молодцы, ребята, вы так много знаете, что я думаю, вам не сложно будет разгадать кроссворд. В него включены слова, которые мы с вами уже разбирали на уроках, но они имеют трудное правописание. Я посмотрю, как вы их запомнили.

  1. Складность, созвучие концов стихов. (рифма)

  2. Какую рифму подобрал Незнайка к слову «палка»? (селедка)

  3. Какие стишки сочинял Незнайка? (Дети вспоминают строфы из текста.)

  4. Подберите рифму к словам «ручка», «ночка».

  5. Инструмент, который захватил с собой в путешествие Гусля. (флейта)

  6. Подставка, на которую прикреплял свои работы Тюбик. (мольберт)

  7. Металлическая коробочка со стрелками, которой пользовался Знайка в путешествии. (компас)

  8. Приспособление, с помощью которого люди спускаются на Землю с высоты. (парашют)

  9. Из чего сделали свои парашюты малыши? (из одуванчиков)

  10. Имя жительницы Зеленого города. (Синеглазка)

Учитель: Хочу вас обрадовать: Синеглазка со своими друзьями приготовила вам сюрприз.

Дети исполняют «Танец Синеглазки и ее друзей».

Учитель: Танец – это волшебство, значит, наши дети тоже волшебники, потому что умеют так красиво танцевать. А люди, которые умеют и любят читать книги – это волшебники? (ответы детей) Я думаю, любой из вас может так прочитать текст, что мы все поверим: перед нами герои книги Носова.

Читается сцена прощания Незнайки и Синеглазки по ролям (гл.29).

На детей надеваются атрибуты героев сказки.

Учитель: Удалось ли ребятам превратиться в настоящих героев книги? (Класс оценивает чтение.)

Учитель: Закончилось путешествие малышей. Изменения, произошедшие с Незнайкой и его друзьями, описываются в 30 главе книги.

Чтение детьми по цепочке.

Учитель: Итак, мы закрываем книгу Носова. Вспомните сказку о Золушке: когда часы пробили 12 часов, волшебный наряд исчез. Сейчас зазвучит музыка, и мы из волшебного мира опять вернемся в класс.

Звучит фонограмма.

Учитель: Ребята, книга Н. Носова – это, конечно, сказка, но разве среди вас нет ворчунов и молчунов, авосек и небосек, пончиков и сиропчиков, знаек и незнаек? Если мы внимательно посмотрим, друг на друга, то увидим, что рядом с нами живут музыканты гусли, художники тюбики, мастера винтики и штунтики. Мы прощаемся с книгой Н.Носова, но если вам захочется стать волшебниками, возьмите в руки любую его книгу. (Работа с выставкой книг.) Я вам немного завидую, ведь впереди у вас волшебный и настоящий мир Н.Носова.

Домашнее задание: ваше домашнее задание будет немного необычным. Вы многое узнали о малышах, а теперь напишите письмо тому коротышу, который вам больше всего понравился, расскажите в нем обо всем, о чем захотите: о своих друзьях, о вашем классе, о городе, о вашей семье…

Вы замечательно работали, я думаю, что этот урок надолго останется в вашей памяти.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ