Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Добрым молодцам урок»

Тема: «Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).


Цели:

формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.

-развивать умение аргументировать свою точку зрения;

воспитывать чувство патриотизма, любви к чтению.

Оборудование: интерактивная доска, книги с русскими сказками, звуки моря.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.





Мы, приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых,

Второй класс

Пригласил сегодня Вас.

-Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по сказкам

- Что вы можете рассказать о представленных сказках (Учитель организует выставку русских народных сказок и русских авторских сказок)

Чтение авторского текста (с. 31 от слов: «Наступило…»)

Чему радостно улыбнулся Саша?

Как вы думаете, со сказками каких писателей можно встретиться в сборнике сказок?

Вы готовы к чтению новых сказок?

Учитель включает звуки моря.

- В каких сказках нам встречается море?

- Как вы думаете с какой сказкой мы познакомимся сегодня?

- Кто её автор?


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на воп-росы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

4 3 1 2 3 1

Чтение сказки А.С. Пушкина.

1. Работа с текстом до чтения.

Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали?

Подготовленный учащийся рассказывает об А.С. Пушкине.

Прочитайте название сказки.

Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка.)

О чём ещё можно узнать из заголовка? (О героях сказки.)

Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события?

Что ещё можно предположить до чтения?

Кто уже знаком с содержанием сказки?

Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка.

Прочитайте про себя начало сказки (с. 32). Похоже на сказку? Тогда начнём читать.

2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.

1-я часть (1-я и 2-я строфы читает учитель).


По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения:

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – большая рыболовная сеть (читаем в тетради, с. 4).

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

По ходу чтения делаем остановки для комментариев и обращаем внимание детей на то, как бедны были старик и старуха, на то, что старик трижды закидывал невод (сказочная примета!), на отношение старика к рыбке и пр.

Образец комментированного чтения с элементами диалога с автором:


Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке (То есть в очень старом доме, вырытом в земле.)

Ровно тридцать лет и три года. (Жили очень бедно.)

Старик ловил неводом рыбу, (Большой сетью.)

Старуха пряла свою пряжу. (Это обычные занятия крестьян.)

Раз он в море закинул невод, –

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, –

Пришёл невод с одною рыбкой, (Трижды старик пытает удачу.)

С непростою рыбкой – золотою.

Как взмолится золотая рыбка! (Догадались, о чём попросит рыбка?)

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп: (То есть дорого заплачу.)

Откуплюсь чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался: (Чему удивился? Чего испугался?)

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила. (Вот что его напугало!)

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово: (Ласковое слово – не мог такой старик

обидеть рыбку, требовать

дорогой откуп за её свободу.)

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Старика старуха забранила: (За что же, как вы думаете?

Предположения детей не комментируются.)

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки! (Злится старуха на старика.)

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».


Вопросы после чтения 1-й части:

Как жили старик со старухой?

Какое чудо произошло?

Каким мы видим старика в начале сказки?

Как отнеслась старуха к рассказу старика?

Каким вам представляется старик? А старуха?

Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?


Сейчас многие дети даже не знают, что такое корыто, поэтому желательно показать ребятам его изображение. Давным-давно, в те времена, когда жили старик со старухой, корыто было главным предметом обихода в доме: в нём месили тесто, рубили капусту, мыли детей, стирали и пр.

2-я часть (3–4-я строфы). Читают ученики.

Попутно ведётся объяснение слов.

Корысть – выгода, польза;

кликать – звать;

пуще – больше и т.д.

Вопросы после чтения 2-й части:

Как старик объясняет рыбке своё возвращение?

Заметьте: каждый раз рыбка спрашивает старика: чего тебе надобно? Каждый раз старик отвечает: надобно ей. О чём это говорит?

Как отнеслась рыбка к просьбе старика?

Чего теперь захотелось старухе?

3-я часть (5–6-я строфы). Читает учитель. По ходу чтения поясняются слова, читаются сноски, обращается внимание на предложение в скобках.

Какое предложение взято в скобки? Зачем оно выделено?

Успокоилась ли старуха? Чего ей теперь хочется?

4-я часть (7–8-я строфы). Читает учитель.

По ходу чтения обращаем внимание на предложение в скобках: Неспокойно синее море.

Вопросы после чтения:

Какой вы себе представляете старуху в этой сцене?

Становится ли она добрее от подарков золотой рыбки?

5-я часть (9–10-я строфы до слов на с. 37 «Старичок к старухе воротился».)

Читают ученики – про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения:

Как изменилось поведение старухи?

Что меняется на море?

Кем захотела теперь быть старуха?

Почему это желание старухи испугало старика?

6-я часть (11–12-я строфы со слов на с. 37 «Старичок к старухе воротился».).

Как изменилась старуха?

А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»? Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

7-я часть (13–14-я строфы). Читают ученики, комментарий учителя по ходу чтения. Обращаем внимание на то, как меняется настроение, всё темнее становятся краски...

Вопросы после чтения:

Чем теперь недовольна старуха?

А что же старик, попытался он остановить старуху?

Чем закончилась сказка?

3. Выявление первичного восприятия:

Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?

4. Выявление первичного восприятия. Беседа по тексту.

Такого ли конца вы ждали? Можно ли конец сказки назвать хорошим?

Ответ на первый вопрос учебника (с. 40).

Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Какое умение формировали?


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формули-ровать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовате-льность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника.

4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ΙΙΙ. Итог.


Чему учит нас сказка?

Выполнение задания 5 на с. 5 тетради – выбор наиболее точной формулировки.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ