Конспект урока по стилистике в 11 классе на тему "Своеобразие поэтического мира Пастернака"

Муниципальное образовательное учреждение

лицей № 9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации

А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда











Конспект урока по стилистике в 11 классе

Своеобразие поэтического мира Пастернака





подготовила

учитель русского языка и литературы

Белоконева Ирина Павловна





















Волгоград 2010

Уроки стилистики в 11 классе

Тема. Своеобразие поэтического мира Пастернака.

Цель. Знать особенности стиля Пастернака. Уметь проводить сопоставительный анализ стихотворений поэта разных лет, на основе исследовательской работы увидеть общую эволюцию поэтического мастерства Пастернака.

Оборудование. Портрет Пастернака.

Запись песни “Снег идет”.

Ход урока.

1.Звучит песня на стихи Пастернака.

2.Чтение учителем стихотворения Беллы Ахмадулиной.

Памяти Бориса Пастернака.

Начну издалека, не здесь, а там,

Начну с конца, но он и есть начало.

Был мир как мир как мир. И это означало

Все, что угодно в этом мире вам.

В той местности был лес, как огород, -

так невелик и все-таки обширен

Там, прихотью младенческих ошибок,

все было так и все наоборот.

На маленьком пространстве тишины

был дом как дом. И это означало,

что женщина в нем головой качала

и рано были лампы зажжены.

Там труд был легок, как урок письма,

и кто-то – мы еще не знали сами –

замаливал один пред небесами

наш грех несовершенного ума.

В том равновесье меж добром и злом

был он повинен. И земля летела

неосторожно, как она хотела,

пока свеча горела над столом.

Прощалось и невежде и лгуну –

какая разница? – пред белым светом,

позволив нам не хлопотать об этом,

он искупал всеобщую вину.

<…>

Стояла осень, и она была

лишь следствием, но не залогом лета.

Тогда еще никто не знал, что эта

окружность года не была кругла.

Сурово избегая встречи с ним,

Я шла в деревья, в неизбежность встречи,

В простор его лица, в протяженность встречи,

Но рифмовать пред именем твоим?

О нет.

Прозвучало стихотворение Беллы Ахмадулиной, которая по мировосприятию, по отношению к поэзии, поэтическому слову, может считаться преемницей Пастернака. Но “рифмовать пред именем твоим? О нет”. Потому что в понимании Беллы Ахмадулиной, Пастернак – великий поэт.

Я позволю повторить себе две 2 строчки из стихотворения.

(записано на крыльях доски)

Труд был легок, как урок письма”

Замаливал…грех несовершенного ума

- О чем эти строки? На что обращает наше внимание Белла Ахмадулина?

Замаливал…грех несовершенного ума

Труд был легок, как урок письма”

План содержания”

(тема и содержание предложения, идейная и художественная позиция автора, его жизн. опыт и т.д.)

План выражения”

(все поэтические пр-я выступают перед нами как та или иная образная микросистема, ритмо-рифмически строго организованная. Содержательная языковая суть и формальная сторона).



Сегодня на уроке мы попытаемся соотнести “план содержания” и “план выражения” в лирике Пастернака, понять своеобразие и специфичность его стихотворного почерка, проследить эволюцию поэтического мастерства.

Запишите тему урока.

Итак, 1910-1920 годы, когда стихи Пастернака получили широкую известность.

- Был ли Пастернак единственным в эти годы?

Среди такого созвездия талантов легко затеряться, трудно найти свою нишу. Пастернак не затерялся. Начиная как футурист, в 1914-1918 гг. входил в группу “Центрифуга”. С футуризмом его связывало, по словам философа Федора Степуна, “искание и обретение новых поэтических форм, ведущих далее того, что было найдено уже символистами…, отрицание канонизированного синтаксиса, логической внятности мысли и необходимости зрительной реализации образа”.

Говоря о стиле, нужно вспомнить основные положения этой группы.

Из статьи “Два слова о форме и содержании”: “Отношение к форме и содержанию существенно определяет художника. Познание немыслимо без субъекта и объекта. Но объект не может существовать без формы и содержания. Содержание есть элемент становящести, форма-элемент становления” (Э.П. Бах).

Основой было 3 темы:

Тема содержания (распадается на массу таких же малых тем);

Тема формы – тоже;

Тема лирическая – не распадается, она едина – лишь пронизывает контенуальные и формальные темы.

Лестница от поэта к читателю (по теориям Малларме)

Поэт

Созерцание

Возмущение

Настроение

Стихотворение

Внушение

Настроение

Постижение

Читатель

Эта лестница возникает в каждый данный момент, цепь таких лестниц возникает из всего стихотворения, образующий между поэтом и читателем безостановочно пролетающий, лирический простор.

Задача лирики – создать внутреннюю жизнь, создать движение, которое связывает читателя и поэта. Создать тот лирический простор.


О поэзии Б. Пастернака написано немало (как литературоведами, так и современниками-поэтами: работы Д. Лихачева, В. Альфонсова; М. Цветаевой, А. Вознесенского).


- На что вы обратили внимание, читая критику?

«При очевидном стремлении раствориться в жизни, Пастернак, тем не менее, на дух не принимает общих мест, он – творец, он – новатор, но не в средствах выражения, а в оригинальном образе мира».

- Куда мы отнесем: к «плану содержания» или к «плану выражения»? (и туда, и туда).

«Он говорит о жизни на языке самой жизни. Его стихи полны шорохов листвы, ропота моря, весенней капели, сияния синевы неба и синевы инея, раскатов грома, блеска радуги, влюбленного шепота, звучания музыки.

Поэтический мир Пастернака естественно и непреднамеренно сливается с миром природы и души человеческой. В том-то и смысл деятельности Бориса Пастернака, что Жизнь и Поэзию он рассматривает как синонимы» – план выражения (Л. Озеров).


«Поэзия – это вторая действительность, переставшая быть привычной, притупившейся и обретшая первоначальность чуда… Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет думать и чувствовать – действия, движения, отвлеченные понятия. В этом секрет ее трудности для понимания. Поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятной»план содержания, план выражения (Д. Лихачев).


«Для поэзии Пастернака характерна непроизвольность ассоциаций, образов, рожденных иногда простым созвучьем, иногда рифмой, иногда случайным поводом. Случайность в поэзии Пастернака становится почти законом план выражения. Вот почему ему казалось, что ведет его поэтическую мысль не он сам, а что-то внешнее – то ли слово, то ли ассоциации, вызываемые предметами, действиями, то ли сама природа, которая занимает в его поэзии исключительно важное место» (Д. Лихачев).


«Пастернак не выдумщик, не фокусник, а зачинатель нового лада, нового строя русского стиха план выражения, соответствующего зрелости и мужественности, достигнутой языком» (О. Мандельштам).


«Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, мирового бытия, исповедует веру в жизньплан содержания, которая, как нам кажется, главенствует в его поэзии и составляет ее нравственную основу. Жизнь в его толковании – нечто безусловное, вечное, абсолютное, воспринимающая стихия и величайшее чудо.

Человек определяется через природу, в сравнении с нею обретает свое место в жизни» (А. Синявский).


«И на мир он смотрит не только глазами поэта и прозаика, но и музыканта и художника» (Д. Лихачев).


«Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Пастернака – поэта-мыслителя, тяготеющего к искусству широких обобщений, большой духовной насыщенности» (А. Синявский).


Записи на доске:

«Замаливал…грех несовершенного ума»

«план содержания»

он – творец, он - новатор

поэт – мыслитель

говорит о жизни на языке самой жизни

поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятна

вера в жизнь

человек определяется через природу


«Труд был легок, как урок письма»

«план выражения»

он – творец, он - новатор

искусство широких обобщений, большой духовной насыщенности

жизнь и поэзию он рассматривал как синонимы

кажется непонятной

случайность становится почти законом

зачинатель нового лада, нового строя

человек определяется через природу

смотрит глазами музыканта и художника


Как вывод, слова М.Цветаевой:

«Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него – впадаем. Пастернака…мы… понимаем через интонацию, которая неизменно точна и ясна.

Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные. Мы так же не умеем говорить по-пастернаковски, как Пастернак не умеет говорить по-нашему, но оба языка есть, и оба внятны и осмысленны, только они на разных ступенях развития.

Разобщены. Мост – интонация. Пастернак – чара ».


Попробуем убедиться в точности записанного, обратившись к стихотворению «Февраль. Достать чернил и плакать!»

- Что это? Прогноз? Загадка?

что значит «Достать чернил и плакать»?

Плакать – перен. – творить, писать (чернила с пера – как капают слезы).

Начинается с назывного предложения «Февраль»


- Какие ассоциации возникают со словом «февраль»?

(Поземка, вьюга, холод, мороз, ветер…)

Но есть и «февральская лазурь» (вспомните картину Грабаря), т.е. ощущение скорой весны, таяния снега. Уже первое предложение заявляет конфликт еще зимы и почти уже весны.


-Можно предположить, что это пейзажное стихотворение?

Чтение стихотворения наизусть.


- О чем же это стихотворение? Какие словесные образы возникают?

Словарная работа:

Пролетка – легкий четырехколесный и двухместный экипаж, запряженный лошадью, а в связи с этим и соответ. слово (обр.внимание на полет – легкость);

благовест (благая весть) – колокольный звон, которым оповещают о церковной службе;

гривна – десять копеек (реже – гривенник).


Записи на доске:

«Февраль. Достать чернил и плакать!»

План содержания

Словесные образы:

предметный ряд

чернила, шесть гривен (мир человека);

слякоть, лужи, проталины, пролетка (мир земли);

ливень (соединение неба и земли);

тысячи грачей, ветер (небо)

основа – высь - человек


зрительные:

весною черною горит, чернила, обугленные груши, проталины чернеют (черный – красный)


слуховые:

грохочущая слякоть, благовест, клик колес(клик – победный возглас, создают ощущение праздника, торжества), ливень еще шумней, тысячи грачей // сорвутся в лужи и обрушат // сухую грусть на дно очей;

ветер криками изрыт

слагаются стихи навзрыд – мир предстает звучащим на разные лады: здесь и плавность, и шуршание, и грохот…Все это музыка приближающейся весны – именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству.

Образ пробуждающейся весны – внешний план;

процесс пробуждения поэзии – внутренний план

Образ лирического героя

достать чернил и плакать; писать навзрыд; перенестись туда; чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд.


План выражения

фонетический уровень:

звукопись, аллитерация на «л», щипящие, анафора (звуковая)

лексический уровень:

ассоциативные ряды, сочетание лексики разных стилей (книжных и разговорного) усиливает выразительность, неожиданность восприятия

эпитеты, метафоры, сравнения, архаизмы, прием разрушения фразеологизма «плакать навзрыд» - «писать навзрыд» - усиливает нарастание чувства;

повтор «достать» - сопряжены реальность (пролетка) и полет воображения (перенестись туда)


морфологический уровень

преобладание имен над глаголами:

сущ. -24

глаголы и глагольные формы – 13

глаголы в инфинитиве употребляются в значении повелительного наклонения – подчеркивает ощущение необходимости этого действия, невозможность не осуществить его.


синтаксический уровень:

использование односоставных предложений (назывных и инфинитивных); сложноподчиненных и сложносочиненных предложений; предложений с однородными членами.

Вывод:

- моментальным, острым зрением художника поэт видит образ «горящей» весны, наполненной музыкой обновления, преображения мира, омытого шумным ливнем, смывающим все обыденное, бытовое;

- конкретные, реальные внешние образы наполняются метафорическим смыслом;

- чувства, ощущения, переживания усиливаются, нарастают – лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся, обрушившейся на него потоком жизни, полной скрытого драматизма, обретает способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд».

Реальность поэзии поднята до действительности природы, природа и поэзия уравнены: поэзию творит ( обращение к записи на доске в начале урока: он – творец, он – новатор) органическое включение поэта в мир живой природы, что и дает ему способность слышать полифонию пробуждающегося мира.



































2 урок.

Слово учителя.

Все в стихах Пастернака «диктовало чувство», было от его чистой души и открытого сердца. «Стихи слагались» поэтической личностью, ее жизненным опытом, литературным образованием и художественным восприятием постоянно меняющегося мира.

Стихотворный почерк Пастернака на редкость своеобразен и специфичен.

-Каковы же основные слагаемые особого поэтического слога поэта?



Работа с карточками по вариантам – сразу выписывать в тетрадь те средства, о которых будут говорить ( в назывном порядке)

1 вариант:

а) Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

Ассоциативный ряд – «клавишей стаю» - черные и белые – черный пруд – черные и белые лебеди – «Лебединое озеро» Чайковского - свет и тьма , добро и зло – жизнь и смерть.

Звукопись, аллитерация на л, р

Анафора, олицетворение.



б) И было темно. И это был пруд

И волны. – И птиц из породы люблю вас,

Казалось, скорей умертвят, чем умрут

Крикливые, черные, крепкие клювы.

Разные эпитеты.

Непривычное сочетание слов ( из породы люблю вас)

Анафора, инверсия, звукопись.



в) Задекламирует чердак

С поклоном рамам и зиме,

К карнизам прянет чехарда

Чудачеств, бедствий и замет.

Прием антропоморфизма, неожиданные метафоры, аллитерация.



г) Любимая – жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный.

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

Неожиданное сочетание: любимая (единственная, неповторимая, дорогая – ассоциативный ряд) – жуть1( просторечие – помогает передать состояние особого восторга)

Параллель поэт – бог

Олицетворение, сравнение.



д) Но ты уже предупрежден.

Вас кто-то наблюдает снизу:

Сырой овраг сухим дождем

Росистых ландышей унизан.

Эпитеты, олицетворения, оксюморон, звукопись.



е) Недавно этой просекой лесной

Прошелся дождь, как землемер и метчик.

Лист ландыша отяжелел блесной,

Вода забилась в уши царских свечек.



2 вариант.

а) Не волнуйся, не плачь, не труди

Сил иссякших и сердца не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай.

Троекратное анафорическое отрицание не, местоимения ты и союза как.



б) И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Категоричность долженствования, тавтология прилагательного живой и усилит. частицы только.



в) Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты – вечности заложник

У времени в плену.

Троякое повторение повелительного «бодрствуй»

причинный афористичный конец.



г) Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души воспламененной чьей-нибудь.

Антитезное окончание мировоззренческого характера.



д) Я помню их наперечет:

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет

И солнце греется на льдине.

Метафора, оксюморон.



е) Он жаждал воли и покоя,

А годы шли примерно так,

Как облака над мастерскою,

Где горбился его верстак.

Реминисценции из Лермонтова «Я ищу свободы и покоя» и переносно – метафорическое употребление глагола горбиться.



Раннее творчество – 1 вариант

Позднее творчество – 2 вариант.



Раннее творчество: неожиданные метафоры и сравнения; ошеломляющие своей резкой ненормативностью и непривычностью «счастливые сочетания слов»; разноцветная и разноликая палитра эпитетов; стремительные потоки внезапных анафор и синонимов; антитезы и оксюмороны; на первый взгляд, беспорядочный и вечноспешащий (иногда как бы «задыхающийся») синтаксис.



Позднее творчество: преобладает естественная, непосредственная простота…

«простота емкая, простота пушкинская и чеховская» ( Н.М,Любимов «Несгораемые слова»).

Удивительно прозрачные языковые образы, не утрачивающие при этом экспрессии и глубины. Но под внешней простотой, конкретностью поэтических образов кроется эмоционально – семантическая насыщенность стиха. Поэтичность, выразительность создается не обилием языковых средств, а неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов.



В позднем периоде творчества Пастернака проступает та «неслыханная простота», которая идет от «опыта больших поэтов», нашей неувядаемой русской поэтической классики. Об этом прекрасно сказал сам Б.Л.Пастернак:

В родстве со всем, что есть, уверяясь

И знаясь с будущим в быту,

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту.



Как всякий великий поэт, ясно осознающий свое предназначение, свою роль и ответственность, Пастернак много раз в течение своей жизни возвращался к размышлениям о призвании поэта.



-А теперь я предлагаю вам проанализировать 2 стихотворения Пастернака, относящихся к разным периодам творчества, сравнить не только мысль поэта, но и какими языковыми средствами и как именно он достигает огромной художественной силы и выразительности своего слова.



Работа учащихся со стихотворениями «О, знал бы я, что так бывает…» 1932г. и «Во всем мне хочется дойти до самой сути»1956г. (по группам с последующим обсуждением получившихся результатов).



Итак, от стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!», в котором лирический герой поведал о связи жизни и искусства, к стихотворению «Во всем мне хочется дойти до самой сути» - тема творчества, искусства сопровождала Пастернака многие годы. Лирический герой взрослел вместе с автором, обретая философский взгляд на мир, активный, изменчивый и динамичный, постоянно обновляющийся. Он пришел к необходимости постигать сущность явлений, а не только их внешнюю форму. Он все острее ощущает себя творцом, художником и гармоничной частью мироздания.

« Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общею лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной» (Пастернак «Доктор Живаго»).








Список использованной литературы

  1. Пастернак Б. Сочинения: В 2 т. / Сост. А.Филиппова. – Тула: Филин, 1993. – (Миры)

  2. Большой справочник. Литература. Для школьников и поступающих в вузы.- М.:Дрофа,1998

  3. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: «Вако»,2003

  4. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – (Методическая лаборатория).

  5. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста : Кн. для учителя / Н.М.Шанский. – М. : Просвещение, 2002 – 224с.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://www.playcast.ru/view/455093/1ede94965ce0177a13ee1798899ccb78c60e87b9pl



14



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ