Конспект урока: «Тихая» родина в творчестве Н. Рубцова. Анализ стихотворения «Звезда полей» 6 класс
Конспект урока
Предмет (или должность) литература
Класс 6
Тема урока: «Тихая» родина в творчестве Н. Рубцова. Анализ стихотворения «Звезда полей».
Цели урока: 1.Создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, актуализации интереса к лирике поэта.
2. Создать условия для совершенствования умения анализировать поэтический текст на примере стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей»;
развития навыков художественного чтения поэтического произведения.
3. Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, умения видеть и чувствовать прекрасное в привычном.
Тип урока: изучения нового материала
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В. Я. Коровиной, «Просвещение», 2010г., мультимедийный проектор, компьютерная презентация, аудиозапись, выставка книг, исследовательская карта.
1. Организационный момент
Цель: создать условия для обеспечения нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии;
психологической подготовки учащихся к общению на учебном занятии.
Ожидаемый результат: организация внимания учеников.
Методы: метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально-нравственной ситуации)
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Приветствие учащихся.
Приветственное слово учителя:
- Добрый день тем, кто проснулся с улыбкой, добрый день тем, кто печалится или грустит, добрый день тем, кто раздражён или сердится, добрый день всем, кто хочет учиться и кто мечтает отдохнуть.
- Я верю, наша встреча сегодня будет очень плодотворной.
2. Этап актуализации знаний
Цели: создать условия для обеспечения мотивации учения школьников;
включения школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
Ожидаемый результат: готовность учащихся к активной учебной деятельности;
формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися;
понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Методы: постановки вопросов, целеполагание, самостоятельное формулирование цели, проблемное задание.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечания
Работают с ассоциациями.
1 из учащихся читает наизусть стихотворение «Тихая родина» Н. Рубцова.
Слушают стихотворение. Выделяют ключевые слова.
Формулируют и записывают тему урока.
Определяют цели урока.
1. Подготовка к активному усвоению знаний.
Введение в тему.
- На доске написано слово «Родина» (слайд №1). Закройте глаза, сядьте свободно, чтобы сосредоточится и не отвлекаться. Произнесите про себя это слово.
- Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите их.
- Это образ вашей родины.
- Но мы сегодня поговорим о родине… Впрочем не будем торопиться, будем внимательно слушать и читать.
- Стихотворение «Тихая моя родина» в сопровождении презентации читает ученик.
- Вам понравилось?
- В этом отрывке прозвучало ключевое слово нашего урока. Как вы думаете, какое? (родина)
- Подскажите эпитет к слову «родина» из этого же стихотворения. (тихая)
- Возможно, кто-то назовёт и автора слов? (Н. Рубцов)
- А теперь попробуйте объединить все три слова и сформулировать тему урока. (Тихая родина Н. Рубцова) (слайд № 2 )
- Верно. Запишите её каждый в свою исследовательскую карту..
2. Целеполагание.
- А как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть данную тему?
(познакомиться с биографией поэта; увидеть родину поэта с помощью анализа его стихотворений; понять смысл эпитета «тихая») (слайд №3 )
3. Изучение нового учебного материала
Цели: создать условия для обеспечения восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала;
усвоения учащимися способов, средств, которые привели к определённому содержательному выводу, обобщению;
обеспечения осознания школьниками своих способов проработки учебной информации.
Ожидаемый результат: максимально самостоятельное добывание учащимися знаний и овладение способами деятельности;
осмысление изучаемого учебного материала.
Методы: информационный, беседа, проблемно-поисковый, ассоциативный ряд
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Представляют презентацию о жизни Н. Рубцова.
После просмотра делятся своими открытиями.
Прослушивание
выразительного чтения стихотворения в аудиозаписи..
Чтение 1 строфы стихотворения.
Анализируют художественные образы 1 строфы. Делают выводы.
Находят художественные средства, использованные автором. Определяют их роль в стихотворении.
Чтение 2 строфы стихотворения.
Анализируют и сопоставляют художественные образы 2 строфы. Делают выводы.
Находят художественные средства, использованные автором. Определяют их роль в стихотворении.
Чтение 3 строфы стихотворения.
Анализируют и сопоставляют художественные образы 3 строфы. Делают выводы.
Находят художественные средства, использованные автором. Определяют их роль в стихотворении.
Чтение 4 строфы стихотворения.
Анализируют и сопоставляют художественные образы 4 строфы. Делают выводы.
1. Вступительное слово учителя.
В преданье старом говорится:
«Когда родится человек,
Звезда на небе загорится,
Чтобы светить ему весь век».
- Помните, все узнали о появлении Иисуса Христа, потому что засияла на небе новая звезда. С тех пор и бытует это поверье (слайд №4).
- Когда же и где зажглась звезда поэта Н. Рубцова?
- Чтобы узнать это, давайте совершим виртуальное путешествие на его родину.
- Каким вы увидели поэта и человека Н. Рубцова?
2. - Рубцов в стихотворениях, как художник кистью на полотне, пишет спокойные русские пейзажи, и его лирический герой счастлив, что живёт на прекрасной земле.
- Посмотрите на экран, на котором изображено небо (слайд №5). Мудрые люди считают, что если сразу несколько людей найдут на этом небе одну и ту же звезду, то всё у них в жизни получится.
- Николай Рубцов нашёл эту звезду, и поэтому одно из самых известных его стихотворений называется «Звезда полей».
3. Прослушаем его в аудиозаписи (слайд №6).
4. Беседа на восприятие.
- Попробуйте одним словом назвать чувство, которое вы испытали, услышав стихотворение. (Спокойствие, волнение, грусть, свет, радость, счастье…)
- А теперь остановимся на каждой строфе стихотворения. Откройте учебники на стр. 202.
- Напоминаю, по ходу беседы вы должны заполнить исследовательскую карту, лежащую перед вами.
1 строфа (чтение учеником)
- Как вы думаете, почему слово «родина» написано с маленькой буквы? (Это не вся Россия, а место, где человек родился и вырос – малая родина поэта)
- Какие чувства испытывает лирический герой в первой строфе? (Тревогу, холод, горечь – с одной стороны, нежную любовь к родной земле – с другой)
- О чём говорит фраза «мгла заледенелая»? (На улице зима -холодно, ночь – ощущение одиночества)
-Как называется в литературоведении это образное средство, так много рассказавшее нам? (эпитет)
- А что не даёт герою отчаяться? (На фоне холодного зимнего ночного пейзажа ярко и тепло горит звезда, освещая путь всем людям)
- А как вы думаете, для чего звезда могла остановиться? (Растопить лёд в природе, в душе человека, а может, увидела воду, которая, в отличие от всего остального, живая)
- Как называется художественно-изобразительное средство, когда предметы наделяются свойствами живых существ? (олицетворение)
- А соседство звезды и мглы заледенелой, неба и земли? (Антитеза)
- Звезда в небе и звезда в полынье – они противостоят друг другу? (Нет. Это одна и та же звезда, отражаясь в воде, она как бы соединяет небо и землю)
- Значит, это не просто звезда, а некий символ, знак. Тогда что же она символизирует? Это нам предстоит ещё узнать.
2 строфа (чтение учеником)
- Какие чувства овладевают лирическим героем во второй строфе? (Вдали от родины, в трудные минуты, всегда, и зимой, и летом, звезда полей светила лирическому герою и оберегала его. Лирический герой признателен звезде за это)
- Обратите внимание, только эта строфа начинается с восклицательной интонации, единственной во всём стихотворении. Чем это объясняется? (Герой восхищается красотой русской земли)
- В какие минуты вспоминается звезда полей лирическому герою? (В минуты потрясений)
- Что он переживает в минуты потрясений? (Он понял что-то такое, чего раньше не знал, он удивлён)
- Почему звезда тихо горит, а не сияет или блестит? (Герой тоскует по родине, где он родился и вырос, по её тихой красоте)
- Какие художественно-изобразительные средства использует автор в последних двух сточках строфы? (повтор, метафору)
- Благодаря чему мы чувствуем тепло звезды, её бережное свечение, видим красоту малой родины поэта? (Метафоры: горит под золотом осенним, горит под зимним серебром)
- Что подчёркивает повтор слова «горит»? ( Повтор слова «горит» позволяет сказать о вечном источнике света и тепла, о том, что у человека всегда будет место, где его ждут)
3 строфа (чтение учеником)
- Что же происходит в третьей строфе? (Оказывается, звезда горит не только для лирического героя: она не угасает для всех жителей земли и касается их своим лучом)
- Как же автору удаётся выразить объединение героя с целой планетой? (Повторяющееся местоимение всех – всех без исключения)
- Какой эпитет и как характеризует людей? (Тревожных: люди постоянно заняты, суетятся, перестают видеть красоту вокруг)
- Какой эпитет создаёт образ луча? (Приветливый)
- Почему выбрано именно это слово? (Звезда горит для всех, она всем рада, несмотря на занятость и невнимание людей)
4 строфа (чтение учеником)
- И что же мы наблюдаем в последней строфе стихотворения? Где же звезда «восходит ярче и полней»? (Лирический герой делает вывод, что только на его родине звезда полей светит ярче и полней. И он счастлив, пока на белом свете горит звезда его полей)
- Что же это за таинственная звезда, которая несёт герою счастье? (Звезда – символ его родины, и пока она горит, он счастлив)
ФИЗМИНУТКА
Цель: создание условий для снятия усталости, переключения внимания с одного вида деятельности на другой.
- А сейчас небольшая пауза. Давайте отдохнём. Музыкальная физминутка. (Слайд № 7)
5. Закрепление учебного материала
Цель: создать условия для обеспечения в ходе закрепления повышения уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.
Ожидаемый результат: умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;
умение учащихся воспроизводить изученные познавательные объекты;
умение самостоятельно работать, применяя новые знания.
Методы : беседа
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Отвечают на вопросы. Делают выводы по прочитанному.
Прослушивают аудиозапись стихотворения.
1.– После первого прочтения стихотворения мы назвали чувства, которые вызвало стихотворение, в ходе анализа мы выяснили, какими художественно-изобразительными средствами выражены эти чувства. И смотрите, что у нас получилось: спокойствие рядом с волнением, грусть рядом с радостью.
- Какое художественно-изобразительное средство помогло понять эту противоречивость настроений лирического героя? (антитеза)
- В каждом четверостишии мы чувствуем эту противоречивость. И что же побеждает в результате? (светлые чувства, радость, надежда)
- Чем сменяется чувство тревоги? (чувством уверенности в силе своей «звезды полей»)
- Как вы думаете, что является главным образом в стихотворении? (звезда)
- Почему? (стихотворение о родине, а звезда – символ этой родины, которая является самым дорогим в жизни героя)
- Почему «звезда полей»?
2.- Пришло время вернутся к задачам, поставленным в начале урока (слайд №8), и ответить на вопрос: «Какой же вы почувствовали тихую родину Н. Рубцова?» (Родина для Рубцова была той путеводной звездой, которую он безгранично любил. Находил в ней то спокойное, тихое счастье, которого ему не хватало в повседневной жизни.)
3. – Как вы думаете, легко ли ложатся на музыку стихи Н. Рубцова?
Оказывается, на стихи Рубцова существует более 130 песен. Сам он очень хорошо играл на гитаре и на гармошке и многие свои песни напевал.
Стихотворение «Звезда полей» тоже переложена на музыку. И я хочу, чтобы вы её послушали. (аудиозапись песни «Звезда полей» с презентацией)
6. Рефлексия
Цель: создать условия для рефлексии учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Ожидаемый результат: умение дать оценку учебной деятельности.
Методы: смыслообразование, рефлексия.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Делают выводы, соотносят цели с результатами.
Организует рефлексию.
Подошёл к концу наш урок, посвящённый творчеству Н. М. Рубцова.
- Смогли вы достичь тех целей, которые ставили в начале урока? (слайд №8)
- Какие открытия вы для себя сделали? (слайд №9).
(Сегодня на уроке я узнал (а)…
Сегодня на уроке я понял(а)…
Сегодня на уроке было…
Сегодня на уроке мне понравилось…)
-Закончите заполнения исследовательских карт, записав туда свои выводы.
7. Задание на дом
Цель: создать условия для обеспечения понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Записывают дом. задание
1. Даёт домашнее задание (слайд №10).
- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание:
Выучить стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей» наизусть и подготовить его для выразительного чтения в классе.
2. Оценивание
- Я рада, что наша совместная работа была такой плодотворной.
Замечательными исследователями у нас сегодня были …..Они получают «5»
Стажёрами назовём ….У них «4»
А …. ещё предстоит в дальнейшем совершенствовать своё мастерство. Пока только «3».
- Всем спасибо за работу! (слайд №11)
Сопровождение к презентации по творчеству Н. Рубцова «Он нас на земле посетил»…
1. слайд.
В Емецке Архангельской области, в 1936 году 3 января родился Николай Рубцов.
( вторая часть)
Дом, где прошло самое раннее детство будущего поэта, стоял на старинном архангельском тракте. Здесь семья Рубцовых прожила всего около года, переехав сначала в Няндому, а затем в Вологду.
2 слайд.
1к. Живописный северный край с неповторимой русской природой, старинная самобытность Вологодчины — всё это с детских лет впиталось в память Коли.
2 к.
Когда ему было всего пять лет, началась Великая Отечественная война, пропал без вести отец, умерла мать.
3 к .(голос Рубцова).
Тихая моя Родина,
Нивы, поля, соловьи.
Мать моя здесь похоронена,
Детские годы мои…
3 слайд.
Судьба, кажется, сделала всё возможное, чтобы убить природное дарование этого человека. Сиротство, голод, холод, детдом.
4 слайд
Но учился Николай очень хорошо, получал грамоты. Очень много читал.
5 слайд.
1 к. Летом любил ходить в лес, до фанатизма любил рыбалку. Но одиночество приносило страшное страдание.
Эту детскую тоску по материнской любви и теплу он вложил в любовь к природе.
2, 3,4 к.
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз...
6 слайд.
Детдомовский сирота, начитавшись книг о морских путешествиях, буквально бредил морем.
В 1955 году Николая Рубцова призвали в армию. Его мечта о море сбылась! Миноносец на четыре года стал для него родным домом. Вместе со строгим морским порядком, боевой учёбой пришли надёжность и обеспеченность быта,
7 слайд.
А потом учеба в литературном институте, получение диплома, признание таланта. Николай становится членом союза писателей.
8 слайд. 9 слайд.
И труд, труд… он не только пишет стихи, выпускает книги, но и прекрасно поёт! (голос Рубцова «В горнице» 4строки)
10 слайд.
Николай Рубцов не знал родной матери, её заменила Русь-Россия. Ей посвятил он свои лучшие стихи. В его поэзии — любовь и нежность к её золотистым осенним лесам, терпким ягодам, лугам, притихшим сёлам.
Россия, Русь — куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
11 слайд.
Жизнь Николая Рубцова оборвалась в том возрасте, когда человек в полной мере утверждается как личность, обретает творческую силу. Но и того, что сделано, хватит не на одно поколение, потому что время открывает нам истинную цену тому, что создано.
12 слайд.
Его именем называются улицы, создаются музеи, воздвигаются памятники…
И пусть его звезда — чистая звезда поэзии — светит нам в пути и разгорается с каждым днём всё ярче!
Исследовательская карта ученика 6 класса ___________________________
Тема урока ______________________________________________________
Анализ стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей»
1 строфа
Чувства лирического героя
Основные образы
Худ.-изобразительные средства
2 строфа
Чувства лирического героя
Основные образы
Худ.-изобразительные средства
3 строфа
Чувства лирического героя
Основные образы
Худ.-изобразительные средства
Выводы: «Звезда» - символ ____________________________
«Тихая» родина – это значит _____________________________
Тема стихотворения __________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ