Конспект внеклассного мероприятия «Красную речь красно и слушать» 10 класс
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Шарьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида Костромской области»
Внеклассное мероприятие в 10 классе
Урок культуры речи
Тема: «Красную речь красно и слушать»
Учитель русского языка:
Зузик Алефтина Валентиновна
г. Шарья
2013 год
Цель мероприятия:
Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.
Задачи.
Образовательная задача:
Формировать умение грамотно строить устное высказывание с соблюдением правил культуры речевого общения.
Коррекционно - развивающая задача:
Развивать разговорную речь учащихся через создание речевых ситуаций.
Воспитательная задача:
Прививать любовь к родному языку, воспитывать бережное к нему отношение.
Предварительная подготовка
Анкетирование
Изучение материала по данной теме:
Подборка пословиц о русском языке.
Высказывания классиков о русском языке.
Методическая литература.
Подготовка учащихся класса (заучивание стихов).
Оформление класса:
Плакаты.
Стенгазета «Русское слово» (Приложение № 2).
Подготовка компьютерной презентации (Приложение № 1).
Раздаточный материал (буклеты, памятки) (Приложение №3).
Продолжительность внеклассного мероприятия 40 – 45 минут.
Место проведения: кабинет русского языка.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран для проектора.
Ход мероприятия.
Этап урока
Действия учителя
Предполагаемые действия учащихся
ИКТ
Слайды
I Орг. момент
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И. С. Тургенев 1882 г
Портрет Тургенева
Слайд 1
II Актуализация знаний
- Ребята, вам понятна тема нашего урока?
- Так о чем состоится разговор?
- Да, мы будем говорить о языке, о слове, как им пользоваться, как нужно правильно говорить, а всё это называется культура речи.
- Да.
- О языке, о слове, о том, как правильно говорить.
III Основная часть. Изучение нового материала.
IV Закрепление.
V Подведение итогов.
Тема нашего урока культуры «Красную речь красно и слушать».
- Как вы понимаете словосочетание «красная речь»?
- Что значит «красно слушать»?
- Эта пословица пришла к нам с давних времен. Обратимся к истории Древней Руси.
- великий князь Киевский Владимир Мономах (1053 - 1125), мудрый правитель и доблестный военачальник, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им:
«Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
…При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться…
…Не свирепствовать словом, не хулить в беседе…
…Не много смеяться, стыдиться старших…
…Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…"
- Все, что было сказано великим князем Киевским Владимиром Мономахом в XI – XII веке важно и актуально в современном XXI веке.
Особенно заострим внимание на последнем высказывании. Прочитайте его.
- Выскажите свое мнение, как вы понимаете эти слова?
- Как можно поздороваться с человеком?
- С каким чувством нужно сказать эти слова приветствия?
- Молодцы, правильно!
- Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.
- Я попрошу Царёва А. прочитать стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте».
А вы, пожалуйста, послушайте его внимательно.
- Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «здравствуйте»?
- Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Человек живет в обществе. И оно диктует свои правила поведения, в том числе, правила культуры речи. Обратимся к известной сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Вы ее знаете.
Старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
- Может ли получиться из неграмотной, грубой, алчной старухи владычица морская?
Достойна ли она такого высокого
поста?
- А вот героиню другой пушкинской сказки братья – богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что – де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
- Так какая же у героини была речь?
- Писатель К. Г. Паустовский, автор сказки «Теплый хлеб», «Стальное колечко» и др. произведений утверждал: «Языком мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».
- Ребята, а где вы учитесь языку?
- Сколько, по – вашему, нужно человеку слов, чтобы успешно общаться, понимать свои мысли и быть понятым другими?
Справка. Элочке, героине Ильфа и Петрова, хватило и 30 слов, ее подруге Собак, считавшей себя образованной, достаточно было 180 слов, а негру из племени людоедов «Мумбо - юмбо» нужно было 300 слов. В. Шекспир пользовался 12000 слов, современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 000 слов.
- Приглашаем ребят Артема и Вову выйти к доске и показать небольшую сценку.
«Поговорили». А. Шибаев.
- Спасибо, вы молодцы!
- Ребята, что вы можете сказать о наших героях?
-Вы так же общаетесь, как и наш герой?
-Как исправить положение человеку, если его речь бедна?
-А как исправить данную неприятную ситуацию, чтобы избежать конфликта? (Приглашаются двое учащихся для инсценировки ситуации).
- Вы очень артистичны и смогли подобрать нужные слова.
Смогли избежать конфликта.
-Так вот, чтобы в жизни вы были более успешны, надо соблюдать совсем не сложные правила общения.
1. Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2. Соблюдение субординации по возрасту.
3. Учет ответной реакции собеседника.
4. Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.
5. Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени – отчества собеседника.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили?
-Полезен ли для вас был этот разговор?
Что вы взяли себе на заметку?
- Сегодня каждый из вас получит в подарок памятку. Она поможет вам находить общий язык с людьми. Сейчас я озвучу результаты анкетирования.
- Ребята, спасибо большое за активное участие в подготовке урока. Благодарю за чтение стихов, инсценировку, обсуждение и замечательную газету.
А. А. Ахматова в тяжелое военное время написала стихотворение «Мужество».
Этим стихотворением мы закончим сегодня наш урок.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем-
Навеки!
Февраль 1942 год
- Красивая речь.
- Приятно слушать.
…Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
- Надо поздороваться.
- Здравствуйте! Добрый день! Добрый вечер! Доброе утро!
- С улыбкой, добротой, уважением.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы
ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Пожелание здоровья.
- Это было сказано доброжелательно.
- Нет. Ведь она даже не умеет правильно говорить (молвить).
- Правильная, грамотная, красивая.
- В школе, дома, в общественных местах.
- Общаемся с родителями, с друзьями, с учителями.
- Много.
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!
- Как живешь? – спрашиваю.
- Нормально, - отвечает.
- А с учебой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел… Теперь – все в порядке?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну, я же говорю – нормально.
- Странно ты говоришь…
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь – нормально?
- Нормально.
«Да-а, - грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда – то был вполне нормальный человек!»
-Один умный, много знает слов, хорошо разговаривает, а словарный запас другого очень бедный.
- Нет, да.
-Читать книги.
- Надо соблюдать правила общения.
Заголовок урока культуры. Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5
Слайд 6.
Портрет Паустовского. Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Приложение
Презентация (11 слайдов).
Стенгазета «Русское слово».
Буклеты – памятки.
Плакат – толкование слова «субординация».
Плакаты с пословицами.
Анкета.
Список использованных источников
Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – 14-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1982. – 816 с.
Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: Эксмо, 2008. – 616 с.: ил.
Лозинская Т. П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. – Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997. -182 с.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художник В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., ил. – (Серия: «Мои первые уроки»).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ