Литературное чтение 4 класс «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Предмет: Литературное чтение 4 класс

Тема урока: «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока учебной информации средствами технологии развития критического мышления.

Цели по содержанию:

  • Образовательная - способствовать формированию умения анализировать художественное произведение.

  • Развивающая - продолжить развитие умения работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу.

  • Воспитательная - способствовать воспитанию у учащихся чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

1. Задания на карточках для коллективной работы.

2. «Литературное чтение» учебник для 4 класса.
















Ход занятия

Техноло-гические этапы

Этапы

урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Стадия вызова

















Организацион-ный момент

Приветствие. Определяет готовность учащихся к работе.



Полилог.

Учитель:

Поговорим?

 Дети:

Поговорим!

Учитель:

- А знаете о чём?

 Дети:

О чём?

 Учитель:

О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

 Дети:

Поговорим! Нам будет интересно!


Проверяют готовность своего рабочего места.



Учащиеся отвечают на вопросы.

Актуализация знаний.

Учитель предлагает детям

1. Проблемные вопросы.

- Знаете ли вы, что такое нравственность?

- Уточним лексическое значение слова «нравственность».

Учитель предлагает в парах выполнить задание

(найти в толковом словаре значение слова нравственность).


Учитель предлагает в парах выполнить задание

Прием «Корзина идей»



Учитель предлагает выбрать из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Учитель предлагает обобщить знания и по ходу ответов составить кластер.

(Приложение 1)

отвечают на вопрос.




Работают в парах, дают ответы, подтверждают ответы фактами.




Работают в парах записывают на листах бумаги нравственные ценности, которые знают.



Систематизируют информацию.

Целеполагание и мотивация.





Просит сформулировать тему урока урока.

Предлагает отрефлексировать свои знания по вопросу темы урока (Приложение 5) и сформулировать цели урока.

Формулируют тему урока. Проводят оценку своих знаний. Выясняют, что уже умеют, а в чём затрудняются.

Ставят цели урока.



Стадия осмысле-ния



Первичное усвоение учебной информации.

Предлагает выбрать пословицы и поговорки, относящиеся к теме урока.

(Приложение 2)


Учащиеся работают в парах.



Осознание учебной информации

Приём «Толстый и тонкий вопросы»

Предлагает ответить на вопросы.(Приложение 3)

Организует обсуждение .

Дают ответы на вопросы.



Закрепление

Предлагает работу в группах. Просит обобщить знания и составить систему образов произведения в виде схемы, составить словесный портрет героев, используя понятия, которые вынесли в кластер;

(Приложение 4)

Организует проверку работы в группах.


Учащиеся работают в группах, составляют схему, составляют словесный портрет героев, используя понятия, которые вынесли в кластер;


Представляют результаты своей работы.

Стадия рефлексии




















Подведение итогов.







Просит детей составить синквейны, относящиеся к теме урока. 1вариант по теме «Природа»,

2 вариант – по теме «Человек», используя знания, полученные на уроке.

Представляют свои синквейны.









Рефлексия

Предлагает оценить свои знания в конце урока. (Приложение 5)

Проводят рефлексию своих знаний.

Информация о домашнем задании

Предлагает разноуровневое задание на выбор.

  1. Придумать сказку о добрых поступках и нарисовать к ней иллюстрацию.

  2. Ответить на вопросы в учебнике стр.19.

Читают задание на карточке.









Рефлексия

Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке по вопросам.

выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Дают оценку результатам своей деятельности.




Приложение 1.




Овал 23Прямая со стрелкой 24Прямая со стрелкой 25



Скругленный прямоугольник 15Скругленный прямоугольник 17Прямая со стрелкой 18Прямая со стрелкой 19Прямая со стрелкой 20Прямая со стрелкой 21

Волна 14

Волна 11Прямая со стрелкой 12Прямая со стрелкой 13

Волна 10

Волна 7Прямая со стрелкой 8Прямая со стрелкой 9

Волна 6

Волна 2Прямая со стрелкой 3Прямая со стрелкой 4Прямая со стрелкой 5

Волна 1



Приложение 2.

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Ни один огонек не пропадет даром, когда вокруг тьма.

Доброе слово доходит до сердца.

Всякий хлопочет - себе добра хочет.

Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Жемчужина лежит на дне морском, а падаль плавает на поверхности.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

От добра добра не ищут.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Лучше не дари, да после не кори.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Жизнь дана на добрые дела.


Приложение 3.


О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

- Почему дед Ларион с внуком принимают такое участие в судьбе больного зайца?

- Предположите, что было бы с дедом Ларионом, если бы он застрелил зайца.

- Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.

- Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?

- Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.

- Объясните, почему писатель нарушил последовательность событий в рассказе?

- Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?

- Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

- Известны ли вам случаи, когда животные помогали людям? Приведите примеры.

Приложение 4.

Овал 37Овал 38Овал 36Овал 28Овал 29Овал 27Овал 26




Приложение 5.


умею


в начале урока

в конце урока

1. Отвечать на поставленные вопросы.



2. Находить заданные эпизоды.



3. Давать характеристику персонажу.






Приложение 5.


Обязанности в группе:
организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;
докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;

хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ