Литературное чтение во 2 классе
литературное чтение во 2г классе
Учитель: Наволенко Г.Я.
Цели:
1. Образовательные:
а) формировать внимательное отношение к языку произведения; умения понимать образные выражения; высказывать своё отношение к прочитанному, анализировать текст.
б) совершенствовать умения осознанного и вдумчивого чтения про себя и вслух.
в) учить навыкам работы над выразительностью: выбор интонации, тона, темпа, громкости.
2. Воспитательные:
а) воспитывать любовь к слову, природе, ко всему живому на земле.
б) воспитывать положительную мотивацию через интерес к самому процессу чтения.
3. Развивающие:
а) развивать устную речь учащихся, образное мышление, кругозор.
б) развивать читательские умения: слушать и говорить
Оборудование: портреты В.В.Бианки, Р.Ругина; иллюстрации луга, совы, клевера, шмелей; карточки - задания для работы в группах; карточки: «темп, тон, громкость», «читать, наблюдать, вспоминать, думать», «Мы слушаем - нас слушают», «3 предупреждения совы»; выставка книг писателя.
Ход урока.
1. Орг.момент.
Каждый день: всегда, везде
На занятиях в игре
Смело чётко говорим
И все правильно сидим.
Урок литературного чтения. Сегодня на уроке отправимся в удивительное путешествие, побываем в гостях у природы. Но для этого нам надо подготовиться.
2. Речевая разминка.
Для чего проводим? С какой целью? (голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности).
Работаем под девизом: ( на доске ) Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. (дети в ответ) Мы будем разговаривать, и будем выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Работаем над скороговоркой: Проворонила ворона воронёнка. (на доске)
Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем громко, делая ударение каждый раз на другом слове, выделяя голосом.
Читаем скороговорку медленно
Читаем быстрее.
Читаем быстро.
При чтении встретятся слова, поработаем над произношением, чтоб не возникло трудностей (слова на доске): за-гля-ды-ва-ют – заглядывают
стар-старик - стариковом
шмель - шмелиные
корм - кормовистый
глаза - глазищами
лез - вылезла
носить – переносить
Итог: Молодцы, хорошо потрудились. Надеюсь, разминка вам пойдёт на пользу.
3. Сообщение темы и целей урока.
Какая нам предстоит работа? (будем дальше читать произведение, отвечать на вопросы)
Да, продолжим работу над содержанием следующих трёх частей произведения… (В.Бианки «Сова»), читательскими умениями… (слушать и говорить), будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя.
Отправляемся на чудесный летний луг. Но вспомним, как себя ведут в гостях, правила поведения в природе (не сорить, не рвать цветы, не ломать ветви деревьев, не разорять птичьи гнёзда, не пугать зверей).
Закрываем глаза (звучит стихотворение): Бежит тропинка через луг,
ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
да по колено травы.
Открываем глаза, мы на чудесном лугу. Но не просто будем гулять, но ещё и… (читать, наблюдать, вспоминать, думать), (слова-карточки на доске)
Итак, В.В.Бианки «Сова».
4. Проверка домашнего задания.
Проверку домашнего задания проводим под девизом: « Мы слушаем - нас слушают» (на доске).
Вы читали 1и 2 части произведения. Какие основные моменты можно выделить? Вспоминаем. (ответы уч–ся: Старик показан легкомысленным, ненаблюдательным, грубым в общении. Прогонял сову с луга, не считал её своим другом, не прислушивался к советам, ведь она много раз предупреждала его о возможной беде).
А какая беда? (от такого грубого отношения сова перестала ловить мышей, она улетела, забралась в дуб; мыши стали рыть землю, искать шмелиные гнёзда).
Старик легкомысленный. А сова? (мудрая, всё понимает).
Какого человека называют мудрым? (который даёт советы, предупреждает об ошибках).
Сова мудрая. А ещё? (смелая).
Подберите близкие по смыслу слова …( храбрая, мужественная, отважная, решительная).
Какие приёмы увидели? (сравнение: нос – крючком, мыши не волки)
Объясните, сказку или рассказ мы читаем? (произведение «Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами; действуют, думают как люди; встречаются пословицы, поговорки).
Хорошо, я с вами согласна. Это сказка. А ещё В.Бианки считают создателем нового жанра – «Сказки – несказки» (слайд №1). Они рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения. И попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.
Надеюсь, что и вы сегодня сами ответите на свои «почему»? и много сделаете открытий. Над лугом нависла беда. Что же было дальше?
5. Работа над содержанием следующих частей произведения.
1) 3 часть
3часть читаем выразительно цепочкой по предложению, понаблюдаем за языком автора. При чтении верно выбираем: темп, громкость, тон (на доске)
а) Словарная работа.
При чтении встретятся слова (слайд №2). Как вы их понимаете?
кормовистый – клевер, предназначенный для корма скоту. Клевер можно встретить на лугах, лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них много сладкого нектара. Клевер специально высевается на колхозных полях, т.к. даёт питательное сено для скота. А ещё цветки растения используются в медицине.
цветень – пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. Многие из вас видели на цветках растений пчёл, шмелей, бабочек. Здесь они кормятся цветочным соком – нектаром. Но не только кормятся, они ещё выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа – опыление цветков. В цветках, кроме нектара, есть пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда шмель садится на цветок, пыльца остаётся на мохнатом тельце. Перелетая с цветка на цветок, шмель невольно переносит на него и пыльцу – опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители.
пойло – питательное питьё для скота
б) Целевая установка.
При чтении нужно найти следующие 3 предупреждения совы (на доске).
в) чтение
г) проверка восприятия
О чём теперь предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1.Шмели с луга летят. 2. Не кому переносить цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.
Что стало с коровой? Зачитайте.
Меняется ли поведение старика? (старик « в затылке скребёт», молчит, ничего не говорит на предупреждения совы; стал задумываться о правильности своего поведения).
Сравните, как, каким тоном разговаривал старик вначале, как отвечал теперь на предупреждения совы? (грубо, свысока, а теперь молчит, ничего не говорит).
Какие приёмы здесь использует Бианки? (олицетворение- ветер гуляет; сравнение – травы с кашей).
( слайд №3) Трава без клеверу, что каша без масла. Как вы это понимаете? ( клевер имеет сочные мягкие стебельки, от цветов идёт приятный запах, и животные с удовольствием едят траву, где растёт клевер. Ну, а каша с маслом – вкусная и питательная).
Вывод:
Старик изменяется, начинает задумываться над своим поведением, прислушивается к словам совы.
Как бы вы прочитали слова совы, в которых содержится предупреждения, выберите нужную карточку. Зачитайте, показав голосом (на доске карточки): строго, с мольбой, с насмешкой, радостно, с возмущением, с досадой.
Не попадает цветень с цветка на цветок, не родится клевер на лугу, корова стала тощать. Молчит старик, ничего не говорит.
2) 4 часть – комбинированное чтение (учитель – уч-ся хором).
а) Целевая установка.
Заметьте, каким здесь видим старика, что изменилось в нём?
б) чтение
в) проверка восприятия
Каким здесь видим старика, что в нём изменилось? (стал более добрым, пошёл кланяться к сове, т.е. просить о помощи).
Когда старик понял свою ошибку? (вот и чай белить нечем).
Как бы вы прочитали слова старика, выберите нужную интонацию (обращаемся к словам – карточкам на доске)
Права ли оказалась сова?
Прочитайте 1 предложение этой части. Как вы его понимаете? (от слов мало толку, надо дело делать, исправлять ситуацию)
Когда старик просит о помощи, как реагирует сова? (уже его простила, глазищами луп-луп, т.е. рада, ей то какого без мышей – они для неё еда).
Что хотела сказать сова пословицей (слайд №4): « Дружно не грузно, а врозь хоть брось»? (ответы уч-ся).
Бианки использует такие приёмы как… (олицетворение и сравнение). На уроках лит.краеведения мы знакомимся с творчеством местных авторов, которые так же уделяют большое внимание природе и используют приёмы сравнения. Так у хантыйского поэта Романа Ругина: Звёзды – это горностаи
Полярное сияние – волчья стая, которая
справляет свадьбу
Ветви берёз – беличьи хвосты
Комары – не летают, а пляшут
Солнце – огромный красный олень
Что же было дальше? Об этом узнаем, немного отдохнув.
Физпауза.
3) 5 часть – чтение про себя
а) Целевая установка: - Читаем вдумчиво, осознанно, это вам поможет при работе в группах.
б) чтение про себя.
в) Встретились ли при чтении непонятные слова? Приступаем к работе в группах (на столе задания у каждой группы). Читаете задание, обсуждаете и проверяем (слайд №5)
1 группа: - Простила ли сова старика? Как всё восстановилось в природе? Докажите словами из текста.
2 группа: - Какая связь между совой и чаем старика? Составьте цепочку взаимосвязи. Объясните. ( даны слова, дети располагают их в последовательности: сова –мыши –шмели –клевер –корова –молоко -чай).
3 группа: - Человек связан с природой и зависит от неё. Убедил ли вас в этом писатель?
4 группа: - С каким настроением вы бы прочитали последнюю часть сказки? Докажите. Вам поможет «Словарь настроений».
5 группа: - Удалось ли автору поразить вас? Чем? (проверка работы в группах)
6. Итог: Да, Бианки мастер слова. Слова в его произведениях цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как ручейки, то пересвистываются как птицы. Так интересно читать описание природы. Нужно вчитываться так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. Убеждает, что знать природу, быть следопытом – полезно каждому.
Над каким произведением работали? Какого жанра? Какова главная мысль сказки? Какой вывод можно сделать из прочитанного? Для чего Бианки написал это произведение?
Мы прочитали мысли писателя, высказанные между строк, значит, мы поняли суть произведения, его замысел, его главную мысль? Ведь Бианки из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми. Быть добрее, мудрее, умнее и великодушнее. Я надеюсь, вы сделали для себя открытия, много узнали, читая и перечитывая эту сказку. Мы говорим, что Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Слово природа в переводе с латинского языка означает «натура». Человека, который изучает природу, называют натуралистом. Значит, про Бианки можно сказать, что он писатель… (натуралист). Он говорит: ( слайд №6) «Весь огромный мир кругом меня, надо мной, подо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».
Обратите внимание на выставку книг. В каждой из них тайна, чудо, какая-то загадка, Советую прочитать.
Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться. Закрываем глаза. ( звучит стих.: Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов на нём разбросаны букеты.)
7. Домашнее задание. – Молодцы, хорошо поработали. А насколько вы запомнили это произведение, прочувствовали, мы узнаем на следующем уроке при проверке дом.задания. 1вариант – на с.150 вопрос №3; для этого обратите внимание, какие герои участвуют; вспомните темп, громкость, тон.
2 вариант – подробный пересказ понравившейся части; что значит «пересказать подробно»?
8. Организованное окончание урока.
- Молодцы, всем спасибо за работу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ