Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса по теме "К.И. Чуковский, сказка "Тараканище""
Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса по теме «К.И. Чуковский, сказка «Тараканище
Составитель: Цуканова Ирина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ школы № 253 Приморского района Санкт-Петербурга.
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 1.
Тема урока: «Корней Чуковский «Тараканище»».
УМК: «Планета знаний»
Учебник: Э.Э. Кац «Литературное чтение»; изд-во «Астрель», 2011 год.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель:
Деятельностная:
- формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная:
- построение обобщённых деятельностных норм и способностей к выявлению теоретических основ развития содержательных методических линий курса.
Задачи урока:
Познакомить с новой сказкой К.И. Чуковского «Тараканище»;
Выявить уровень начитанности – знание сказок К.И. Чуковского;
Формировать учебные умения:
- называть правильно знакомые книги;
- определять тему и жанр прослушанного произведения;
- самостоятельно составлять модель обложки;
Воспитание доброты, сострадания.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) сформировать усвоение детьми понятия о доброте, дружбе, взаимопомощи, совместном решении сложных ситуаций через сказку К.И. Чуковского «Тараканище»;
2) обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступках героя;
3) развить литературные способности:
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам.
- работа с иллюстрациями к тексту с подобранными к ним строками.
Метапредметные:
- развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Личностные:
1) формирование у учащихся позитивного отношения к действительности;
2) совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
Личностные: ученик
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: ученик
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные: ученик
· использует знако-символические средства при оформлении обложки книги;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные: ученик
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с
одноклассниками.
Использование современных образовательных технологий - проблемно-диа-логической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).
Оборудование: Портрет К.И. Чуковского, аудиозапись сказки «Тараканище» в исполнении автора, книги К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др., фигурка насекомого, распечатанные страницы раскраски «Тараканище» со строчками из сказки; тест (2 варианта) по сказкам К.И. Чуковского.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопреде-ление к дея-
тельности.
Организаци-онный мммент.
Актуализация внимания учащихся.
На доске выставка книг К.И. Чуковского
Ребята, посмотрите на доску и постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока
Будем читать новое произведение, знакомиться с автором книги и названием, вспомним книги, которые уже читали
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного сотруд-
ничества с учи-телем и сверстниками.
2.Актуализация знаний и фик-
сация затруднений в дея-
тельности.
- Вы узнали книги, которые стоят на выставке? Назовите их правильно.
- Молодцы! Как много вы, оказывается, знаете! А кто автор всех этих книг? А какие книги К.Чуковского вы знаете ещё? (На доске появляется портрет К.И. Чуковского)
- Посмотрите на доске появилось какое-то насекомое? Кто это? Интересно, откуда он взялся? Может быть, из этих книг? (показать на книги с выставки)
Дети называют книги, которые расположены на доске.
Предположения детей
Коммуникативные:
планирование учебного сотруд-
ничества с учителем и сверстника-
ми. Познавательные:
логические - анализ объектов с
целью выделения признаков.
3.Постановка учебной
задачи.
- Посмотрите, я принесла на урок очень интересные книги. Может, этот герой из какой-то из них?
(Показ книг «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Путаница»).
- Вам знакомы эти книги?
- Может быть, вы знаете, кто их написал?
- Посмотрите, Корней Иванович Чуковский – автор этих замечательных книг.
– А из какой же книги наше насекомое? Как вы догадались?
Сейчас мы проверим наше предположение. Послушаем авторское чтение сказки «Тараканище».
Сядем поудобнее. Приготовимся слушать сказку.
Ответы учащихся
Регулятивные: целеполагание;
познавательные: общеучебные:
самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование
проблемы.
4.Построение проекта
выхода из затруднения.
Первичное слушание.
(Слушаем аудиокнигу К.Чуковского «Тараканище» в исполнении автора.)
- Молодцы! Вы хорошо умеете слушать.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
познавательные -
моделирование, логические – ре-
шение проблемы, построение логи-
ческой цепи рассуждений, докза-
тельство, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные – инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе информации.
5.Первичное закрепление.
Беседа по выявлению первичного восприятия.
- Догадались, откуда взялся наш герой?
-Что мы сейчас слушали? Назовите жанр этого произведения.
-Понравилась сказка? Какая она: весёлая или грустная, смешная или страшная?
– Вспомните, как начинается сказка «Тараканище»?
Физминутка.
- Представьте, что вы тоже, как герои сказки «Тараканище» в начале произведения, веселитесь, радуетесь, резвитесь. Веселитесь и танцуйте вместе с героями сказки под музыку.
- Вы запомнили фамилию автора сказки?
-Посмотрим ещё раз на портрет этого человека. К.И.Чуковский был высокого роста, с большим любопытным носом, непослушной чёлкой и смеющимися светлыми глазами.
- Вспомните, как называется сказка, с которой мы будем сегодня работать? Как вы думаете, почему именно «Тараканище» называется сказка, а не «Таракан» или «Тараканчик»?
Молодцы! Вы замечательно работаете сегодня.
Моделирование обложки.
- Давайте нарисуем модель обложки этой книги. Положите перед собой альбомные листы и цветные карандаши. Я буду рисовать на доске.
Только что-то я забыла, как это делать? Помогите, пожалуйста.
- Большое спасибо, вы мне очень помогли! Кто будет первым читать модель обложки нашей книги: вы или я?
(Правильное чтение: автор, название.)
Дети отвечают на вопросы
Дети танцуют под весёлую музыку
Предположения детей
Перед детьми лежат альбомные листы. Дети подсказывают порядок работы:
-это сказка, поэтому в центре рисуем круг;
-сказка о животных – закрашиваем круг коричневым цветом;
-сверху рисуем красную рамочку и в ней печатаем фамилию автора;
-внизу рисуем синюю рамочку и в ней печатаем название сказки.
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные: обще-
учебные –умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение осознанно
и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия; коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Вторичное чтение сказки с составлением схемы.
- Прочитаем ещё раз эту сказку вместе. Откройте с. 26 в учебнике. Вы будете мне помогать, хором подсказывать слова. Параллельно с чтением составим схему нашей сказки на обратной стороне листа с моделью обложки.
(Чтение сказки по частям и выполнение схемы на листах в приготовленных прямоугольниках с помощью «заместителей».)
1-я часть.
- Какие звери появляются в начале сказки?
Какие они?
Напечатаем в первом прямоугольнике букву З В (звери веселятся)
-Кто появляется потом? (буква Т – таракан)
- Какой таракан?
-Как изменилось настроение зверей?
(печатаем буквы З и Т – звери и таракан)
Физминутка - театрализация.
-Представьте себя в роли испуганных зверей. Во время чтения изобразите их поведение и действия.
- Так как все звери спрятались, то четвёртый четырёхугольник на схеме мы оставим пустым. Никого не видно.
- Хорошо поступили звери? Как надо было поступить?
- Что вы чувствуете, когда слышите эти строки?
«И сидят, и дрожат
Под кусточками,
За болотными прячутся
Кочками».
2-я часть
-Кто же спас зверей?
(в прямоугольнике буква В)
Какой он?
-Как изменилось поведение зверей после их спасения от Таракана?
Пишем в семе букву В)
А теперь, пользуясь схемой, попробуем пересказать сказку.
Чтение отрывков из сказки.
- Как хорошо уметь читать! Можно прочитать любые самые интересные сказки. Мы с вами изучили все буквы, а значит можем прочитать любую строчку из этой книжки, а если очень захотим, то и всю книгу. Я раздала вам иллюстрации из сказки К.И.Чуков-ского «Тараканище», а на других листочках напечатаны строки из сказки. Поработайте в парах. Прочитайте строчки из сказки и найдите подходящую иллюстрацию.
Медведи, кот, комарики, раки, волки, львы, зайчики, жаба.
Весёлые, радостные, игривые
Таракан
злой, жестокий
испугались
Дети выходят к доске. Учитель читает, а они прячутся, затем изображают поведение зверей.
Нужно было объединиться и вместе победить таракана
Испуг, страх, жалость к зверям
Воробей
Смелый, храбрый
Стали веселиться, радоваться, благодарить воробья.
Слушаем пересказ сказки.
Самостоятельное чтение и чтение вслух.
Работа в парах. Нахождение иллюстрации, подходящей к строкам из сказки.
Проверка результатов через мультимедийный проектор
7.Рефлексия деятельности
(итог урока)
-Что понравилось больше всего?
-Что показалось трудным на уроке?
- Что вас больше всего удивило?
- Прочитаем ещё раз правильно обложку нашей книги. Какие сказки Чуковского вы читали ещё?
- К.И.Чуковский написал много замечательных сказок, стихов и даже загадок для детей. Посмотрите на эти книги. Многие из них мы с вами уже прочитали. Давайте попробуем вспомнить их. Для этого я предлагаю вам выполнить тестовую работу по произведениям К.И. Чуковского.
На следующем уроке мы с вами обсудим итоги этой работы.
Тест.
Оцените свою работу на уроке:
– если во время урока у вас всё получалось, никаких вопросов не возникало, выберите зелёный кружок;
– если во время урока были какие-то вопросы или трудности, то выберите жёлтый кружок;
– если во время урока было всё непонятно и трудно, то выберите красный кружок.
А теперь, первая колонка, закрепите свои кружки на магнитной доске, затем вторая колонка и третья колонка.
Подведение итогов работы.
Урок окончен. Спасибо за хорошую работу.
Ответы детей
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ