Олимпиадные задания для старшеклассников по Литературе 10-11 класс



МБОУ Вешкаймская СОШ №2 имени Б.П. Зиновьева

рабочего поселка Вешкайма Ульяновской области


Горелышева Светлана Алексеевна,

учитель русского языка и литературы



Электронный дидактический материал


Олимпиадные задания для старшеклассников

Литература, 10-11 класс


Содержание заданий

Олимпиадные  работы по литературе   соответствуют образовательному уровню учащихся 10-11  классов школ,  состоят из 3 частей.

Часть А  - задания закрытой формы с выбором одного ответа, оцениваются в 1 балл.

Часть А (осложненная) – задания закрытой формы с выбором одного ответа (углубленный уровень), оцениваются в 2 балла.

Часть В  - задания закрытой формы с выбором краткого ответа, оцениваются в 3 балла.

Часть С - задания с развернутым ответом (до 1 страницы), оцениваются в 5 баллов (учащийся пишет сочинение-эссе в научно-популярном стиле речи на любой из предложенных вариантов заданий).

Задания  первого этапа соответствуют базовому и программному уровням общеобразовательных классов и классов с углубленным изучением литературы.




























Часть «А»

Тесты с вариантом ответа



1. Какой художественный прием использует И.А.Гончаров в романе «Обломов» при изображении Обломова и Штольца?

а) гротеск

б) антитезу

в) гиперболу

г) метафору


2. Какой художественный прием использует автор «Слова о полку Игореве» в строках: «Солнце ему тьмой путь преграждало, ночь стенаниями грозных птиц побудила…»?

а) метафору

б) сравнение

в) олицетворение

г) гиперболу


3. К какому литературному течению относится поэзия А. Блока?

а) символизму

б) футуризму

в) акмеизму

г) имажинизму


4. «Евгений Онегин» по жанру

а) поэма

б) роман в стихах

в) путешествие

г) роман в письмах


5. Принцип симметрии реализуется в романе с помощью

а) хронологической композиции

б) рамочной композиции

в) зеркальной композиции

г) «пунктирной» композиции


6. Выберите определение понятия «сатира».

А. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Б. Один из видов комического, сочетающий насмешку и сочувствие к предмету смеха.

В. Художественный прием, намеренное искажение чего-либо или кого-либо, нарушение пропорций изображаемого мира или его части; причудливое соединение фантастики с реальностью.


7. Соотнесите литературоведческие понятия с определениями

А. Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основе общего для обоих признака

Б. Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления

В. Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по внешнему сходству, присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам

Г. Художественное противопоставление обстоятельств, понятий, положений, образов


Антитеза______

Метафора______

Эпитет_______

Сравнение_____


8. Соотнесите схемы и стихотворные размеры:

А. //_' _//_ ' _//

Б. //_ _'//_ _'//

В. //_' _ _//_' _ _//

Г.//_ _' _.//_ _' _//

Д.//_ _ _'.//_ _ _'//


Дактиль_______

Ямб__________

Хорей________

Анапест_______

Амфибрахий_____


9.Композиция – это


А. Эпизод литературного произведения

Б. Столкновение, противоборство литературных персонажей

В. Основной вопрос, поставленный в литературном произведении

Г. Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.


10. Показывая разные грани национального характера, Шукшин создал тип героя, получившего определение

А. недотепа

Б. пижон

В. странник

Г. растяпа

Д. чудик


11. Как, по вашему мнению, нужно назвать этот отрывок:

А. экспозиция

Б. завязка

В. эпилог


Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас: не спешите, помедлите немного под этой звездой. И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…








ЧАСТЬ «А» (осложненная)


1. Для какого из литературных направлений (стилей) определяющим было обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону?

  1. для реализма

  2. для сентиментализма

  3. для классицизма

  4. для романтизма

  5. для предромантизма


2. Определите жанр стихотворения Пушкина


Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Аустерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал,

Зато был фрунтовый профессор;

Но фрунт герою надоел:

Теперь коллежский он асессор

По части иностранных дел.


  1. эпитафия. 2. элегия. 3. эпиталама. 4. эпиграмма. 5. эклога.


3. Какой вид тропа использован в этой частушке?

Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот.

И никто не разберет,

Где ворота, а где рот.


  1. метонимия. 2. метафора. 3. гипербола. 4. литота. 5. сравнение.


4. Какая из указанных формул поэтического размера соответствует стопе АМФИБРАХИЯ?


1. -' - - 2. - -' - 3. -' - 4. - -' 5. - - -'


5. Найдите среди указанных рифм дактилическую


  1. георгин – один. 2. деревенская – женская. 3. уверен – Каверин. 4. пели – камелий. 5. заплетающее – тающее.


6. На традиции какого жанра опирался С. Есенин, создавая стихотворение «Письмо матери»?

  1. послание. 2. элегия. 3. гимн. 4. ода. 5. эклога.


7. Вычеркните из перечисленных определений то, которое не относится к эпическим жанрам.

  1. былина. 2. роман. 3. повесть. 4. ода. 5. рассказ.


8. Какой поэтический прием использует Лермонтов в этом стихотворении?


Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

1. повтор. 2. анафора. 3. антитеза. 4. параллелизм. 5. ирония.



ЧАСТЬ «В»

Тесты с кратким ответом


1. Чертами какого литературного направления являются неприятие Чацкого окружающими, его максимализм, противостояние окружающей действительности?

  1. Какое стилистическое средство использует Грибоедов, индивидуализируя речь Фамусова («я испужал», «по службе хлопотня»)?

  2. В каком романе И.А.Гончарова раскрывается проблема «лишнего человека»?

  3. Назовите три излюбленных художественных приема М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  4. К какому жанру относится роман Е.Замятина «Мы»?

  5. Какой художественный прием использует В.В.Маяковский в названии и содержании поэмы «Облако в штанах»?

  6. Какое произведение А.С.Пушкина можно назвать «энциклопедией русской жизни»?

  7. Кто из русских поэтов первой половины 19 века в своем творчестве использовал жанр баллады?

9. Воссоздавая стихию народнопоэтической речи, Н.А.Некрасов использует одну из разновидностей синтаксических фигур. Какую?

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется…



ЧАСТЬ «С»

Тесты с развернутым ответом (до 1 стр.)


  1. Как сочетаются в комедии Грибоедова «Горе от ума» черты классицизма, романтизма, сентиментализма и реализма?

  2. Какова роль несценических персонажей в комедии «Горе от ума»?

  3. В чем выражается авторская позиция в рассказах А.П.Чехова?

  4. « Пишу не роман, а роман в стихах: дьявольская разница…» Как вы понимаете это высказывание Пушкина?

  5. Как решается в поэзии Ф.И.Тютчева романтический конфликт жизни души и «наружного шума» действительности?

  6. Какие элементы художественного текста обладают формальным характером?

  7. Что такое содержание и форма художественного произведения? Как соотносятся эти понятия?


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ