План-конспект урока литературы в 7 классе: Противопоставление (антитеза) как один из наиболее важных приемов в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

План-конспект урока литературы в 7 классе (рассчитано на 2 урока)

Учитель: Паничева Н.А.

ТЕМА: противопоставление (антитеза) как один из наиболее важных приемов в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

ЦЕЛЬ: раскрыть важность противопоставления в произведении А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

ЗАДАЧИ:

  • ознакомиться с литературным термином "антитеза";

  • заполнить таблицу характеристики героев и выявить отношение героев друг к другу (они противопоставлены);

  • развить творческие способности, навыки актерского мастерства и воображение учащихся;

  • показать, что тема рассказа, а также противопоставление как художественный прием и жизненная реалия актуальны и сейчас.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 минуты)

  2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (5 минут)

Проверка заполнения таблицы (читают ответы по цепочке).

  1. АНАЛИЗ РАССКАЗА (10 минут)

Слово учителя: Название – это так называемое сильное место текста, мы обращаем на него внимание еще до прочтения текста, поэтому оно очень важно, при анализе текста особое внимание следует уделять именно названию.

  • Из каких слов состоит название? Что вы можете сказать про эти слова? Как они характеризуют героев? (Толстый – характеристика человека, тонкий – характеристика вещи.)

  • Почему в названии нет имен героев? (Для Чехова не важны имена, главное – обращение к деталям характера.)

  • Почему Чехов останавливается именно на этих деталях? (Потому что они наиболее точно отражают суть героев, (Доп вопрос: тогда бы можно было бы назвать "Подхалим и чиновник", например) точнее, их противопоставление.)

  • Что бы поменялось, если бы название было бы просто «Толстый» или просто «Тонкий» или если бы название звучало бы как «Толстый, (запятая) тонкий», если бы вместо слов «толстый» и «тонкий» были бы имена героев? (Не было бы противопоставления.)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Антитеза – прием противопоставления в литературе.

  1. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (20 минут)

Задача — разыграть ситуацию, подобную той, которая произошла в рассказе, только ситуация происходит в наши дни. Сценки. (Нужно, чтобы в сценках также создавалось противопоставление.)

  1. ВЫВОДЫ

Противопоставление – некая универсалия, которая существует в реальном мире и литературе, она будет всегда актуальна (будут бедные и богатые, отцы и дети, начальники и подчиненные). Антитеза — важный литературный прием, позволяющий понять существенные различия между предметами, персонажами и т. д., основанные на противопоставлении. Так, в рассказе противопоставляются главные герои. Чехов также акцентирует это противопоставление названием рассказа.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (3 минуты)

Прочитать рассказы: «Смерть чиновника», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Жалобная книга», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Налим».

К следующему уроку: прочитать рассказ «Хамелеон», письменно ответить на вопросы: «Как (через что) раскрывается характер главного героя?», «Почему рассказ называется «Хамелеон»?




План-конспект урока литературы в 7 классе (рассчитано на 2 урока)

Учитель: Паничева Н.А.

ТЕМА: способы создания сатиры в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

ЦЕЛЬ: показать сатирическую составляющую рассказа «Хамелеон».

ЗАДАЧИ:

  • ознакомиться с литературными терминами "говорящая фамилия", "сатира", «художественная деталь»;

  • определить художественные особенности ранних рассказов Чехова (сжатость при обилии смысла, комический эффект (юмор, сатира), использование разных стилей речи);

  • понять, как проявляется сатира Чехова в рассказах;

  • познакомить с разными видами чтения (актерское, читательское).

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, колонки, компьютер, фильм «Эти разные, разные, разные лица».

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 минуты)

  2. ПРОСМОТР ИНСЦЕНИРОВКИ РАССКАЗА (10 минут)

  • Сколько актеров задействовано в инсценировке? (Один, на самом деле все роли исполняет один человек — Игорь Ильинский.)

Просмотр инсценировки рассказа «Хамелеон» (отрывок из фильма «Эти разные, разные лица»).

  1. РАБОТА СО СЛОВОМ (5-10 минут)

Дайте определение следующим словам и выражениям (работа со словарями): шинель, с узелком в руке, полицейский надзиратель, городовой, конфискованный, физиономия, цыгарка, харя, цуцик, шельма.

  • К какому виду лексики (стилю речи) принадлежат эти слова? (сниженная, разговорная и официальная,общеупотребительная, деловая)

  • Уместно ли использовать слова высокого стиля в низком и наоборот? (Нет.)

  • Зачем Чехов использует слова разных видов лексики (стилей речи) в одном рассказе? (Чтобы было смешно.)

  1. ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА (25 минут)

  • Назовите героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин.)

  • Какие фамилии еще упоминаются в рассказе? (Пичугин, Елдырин, Жигалов.)

  • В чем особенность таких фамилий? (Они смешные?) (Это смешные фамилии, которые обнажают суть героев.)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Говорящая фамилия - художественный прием, заключающийся в характеристике персонажа при помощи наделения его именем или фамилией, смысл которых указывает на определенные качества характера.

  • А что еще смешно в рассказе? (Речь героя, то, что он постоянно меняет отношение к ситуации.)

  • Сколько раз меняется отношение? (5 раз.)

  • В чем проявляется эта смена? (В наименовании собаки, в отношении к укусу, в том, что нужно сделать с собакой.)

  • В зависимости от чего меняется отношение? (Отношение меняется в зависимости от того, кто хозяин собаки.)

Сатира создается разными способами: с помощь говорящих фамилий, намеренного неуместного использования сниженной и официальной лексики в рассказе, использования просторечий (отступления от общепринятых норм).

  • Почему рассказ назван «Хамелеон»? (Потому что главный герой, как хамелеон, подстраивается под окружающую среду (ситуацию).



  1. ОБСУЖДЕНИЕ ЭПИГРАФА (10 минут)

  • "Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно." А.М.Горький. Как вы понимаете это высказывание Горького о Чехове? (В нескольких словах заложено много смысла.)

  • Приведите слова или словосочетания из текста рассказа, которые могли бы проиллюстрировать это высказывание. (Например, выражение «конфискованный крыжовник» означает, что городовой уже успел сходить к кому-то и забрать крыжовник. Кроме того, конфисковать крыжовник – это мелко.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Деталь - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

  1. ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ (10 минут)

Заполнение анкеты, приуроченной ко дню грамотности.

  1. ВЫВОД

Для ранних рассказов А.П. Чехова характерна краткость изложения, в которой заключено много смысла. Чехов часто использует говорящие фамилии и другие приемы создания комического.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 минуты)

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», письменно составить словесный портрет Дениса, ответить на вопрос: «Является ли Денис злоумышленником?»

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросник анкеты:

1) Что такое грамотность для тебя?

2) Каким ты представляешь грамотного человека (что он должен уметь делать, какими качествами обладать)?

3)Как ты считаешь, важно ли сейчас быть грамотным человеком?

  1. Влияют ли современные технологии (Интернет, телевидение, компьютеры) на грамотность человека? Если влияют, то, как и почему?









План-конспект урока литературы в 11 классе

Учитель: Паничева Н.А.

ТЕМА: принцип постмодернизма в современном литературном и общекультурном процессе

ЦЕЛЬ: показать влияние постмодернизма на современную культуру (в частности, литературу).

ЗАДАЧИ:

  • проанализировать произведения постмодернизма (картины Комара и Меламида, отрывок из стихотворения Т. Кибирова «Когда был Ленин маленький»

  • выявить принцип постмодернизма в современных культурных феноменах

  • показать наиболее значимые тенденции развития культуры в современном мире (а именно, принцип постмодернизма, синкретизм искусства, буквализация)...

  • выявить некоторые черты современной культуры ознакомиться с литературными терминами "говорящая фамилия", "сатира", «художественная деталь»;

  • определить художественные особенности ранних рассказов Чехова (сжатость при обилии смысла, комический эффект (юмор, сатира), использование разных стилей речи);

  • понять, как проявляется сатира Чехова в рассказах;

  • познакомить с разными видами чтения (актерское, читательское).

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, колонки, компьютер, презентация.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 минуты)

  2. РАССКАЗ О КОМАРЕ И МЕЛАМИДЕ (3 минуты)

  3. ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КАРТИН КОМАРА И МЕЛАМИДА (10 минут)

  • Вопросы для обсуждения картин:

  • Что изображено на картине?

  • Из какой это эпохи? Зачем нужно?

  • Как изображенное используется в картине?

  • Как вы думаете, в чем задумка авторов? Полезны ли данные предметы при таком способе использования?

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Зарядка для глаз) (2 минуты)

  2. ОБСУЖДЕНИЕ ФРАГМЕНТА СТИХОТВОРЕНИЯ (15 минут)

Вопросы для обсуждения стихотворения:

  • Как вы думаете, о ком идет речь

  • Как описывается этот человек? А обычно как он описывается?Почему непривычно такое описание?

  • Есть ли в этом отрывке аллюзии на другие произведения? На какие? А как они звучат в данном контексте?

  1. ВЫВОД И ОБОБЩЕНИЕ (7 минут)

  • Понравились ли вам изученные произведения? Почему? Похожи ли они на что-то из ранее изученного? Может быть, вы встречали что-то подобное в современной литературе или в культуре?

  • Какие общие черты есть у всех этих произведений?

  • Какие черты постмодернизма можно выделить?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 минута)

Прочитать пьесу Б. Шоу «Пигмалион»















  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Тимур Кибиров 
КОГДА БЫЛ ЛЕНИН МАЛЕНЬКИМ
 

III.
Игрушками он мало играл, больше ломал их. Так как мы, старшие, старались его от этого удержать, то он иногда прятался от нас. Помню, как раз, в день его рожденья, он, получив в подарок от няни запряженную в сани тройку лошадей из папье-маше, куда-то подозрительно скрылся с новой игрушкой. Мы стали искать его и обнаружили за одной дверью. Он стоял тихо и сосредоточенно крутил ноги лошади, пока они не отвалились одна за другой

А.И. Ульянова "Детские и школьные годы Ильича": Детгиз, 1947, с. 6.

Ах, Годунов-Чердынцев, полюбуйся,
с какой базарною настойчивостью Муза
Истории Российской предлагает
сестрице неразборчивой своей,
столь падкой на дешевку Каллиопе,
свои аляповатые поделки:

Эх, тройка, птица-тройка! Кто тебя
такую выдумал? Куда ты мчалась, тройка?
То смехом заливался колокольчик,
то плачем, и ревел разбойный ветер,
шарахались и в страхе столбенели
языки чуждые, и кнут свистел, играя!

А немец-перец-колбаса с линейкой
логарифмической смотрел в окно вагона
недоуменно... Эх ты, птица-тройка!
Куда ж неслась ты, Господи спаси?
И не было ответа. И не будет
уже. Кудрявый мальчик яснолобый
последнюю откручивает ножку.
Нет, мы пойдем другим путем!... Как странно...

Не лучше ль было ехать в пироскафе?
Иль в пароходе? - в чистом поле, все быстрее,
чтоб ликовал народ и веселился весь...



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ