Программа курса предпрофильной подготовки "Всего ты исполнена, Земля Русская" (по древнерусской литературе для учащихся 8-х классов)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей Дзержинского района города Волгограда
Программа
курса предпрофильной подготовки
«Всего ты исполнена, Земля Русская»
(по древнерусской литературе для учащихся 8-х классов)
Подготовил:
Горбенко Нина Иосифовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ№33
г. Волгограда
Волгоград – 2012
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 7 часов.
Актуальность введения его в школе определяется недостаточным количеством часов на изучение памятников древнерусской литературы.
В учебную программу предлагаемые произведения не включены, а лишь рекомендованы для самостоятельного или внеклассного чтения. Хотя значимость их в нравственном понимании очень велика. В таких произведениях древнерусской литературы прославляются идеалы духовной красоты, страстные служения Отечеству, самоотвержение и подвижничество.
Дидактические принципы отбора материала:
1.Научность;
2.Доступность;
3.Последовательность и системность изложения;
4.Наглядность;
5.Целостность;
Методы обучения:
1.Беседа;
2.Сопоставительный анализ;
3.Наблюдение;
4.Групповые и индивидуальные задания;
5.Тестовые задания
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:
1.Жанры древнерусской литературы;
2.Как изображён человек в древней литературе;
3.Знать сюжет произведения, его идею, автора;
4.Основные темы древней литературы;
5. Как раскрывается в повествовании тема общерусского патриотизма.
Уметь:
1.Определять и различать жанры древнерусской литературы;
2.Находить в тексте элементы устного народного творчества;
3.Делать сопоставительный анализ героев из разных произведений древнерусской литературы;
4.Анализировать текст;
5. Составлять характеристики героев и уметь находить художественные средства для создания образов.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Цель занятия
Основное содержание
Формы и методы работы на уроке
Темы и идеи древнерусской литературы. Основные особенности древнерусской литературы.
1
Учащиеся должны знать основные темы древнерусской литературы, и что она неразрывно связана с историей развития Русского государства. Понимать, в чем своеобразие древнерусской литературы и как это зависит от стиля и жанра.
Основные темы древнерусской литературы:
а) Тема красоты и величия родины – центральная тема.
б) Моральная красота русского человека.
в) Торжество добра над злом и вера в добро.
2. Основные особенности древнерусской литературы:
а) Историзм
б) Патриотизм содержания.
в) Связь литературы с фольклором
г) «Литературный этикет» (что и как следует изображать – установить принцип).
д) система жанров.
Д/з: Прочитать «Житие Феодосия Печерского»
1)Лекция с элементами беседы.
2)Составить памятку по ходу лекции: «Особенности древнерусской литературы»
3)Работа с таблицей: «Жанры древнерусской литературы»
Система жанров
Практическая цель
Житие
Рассказы о жизни святых
Хронографы
Повествуют об истории мира
Поучения. Слово.
Торжественное и учительное красноречие. Обличало пороки, прославляло добродетели.
Хождения
Рассказ о путешествиях на святую землю.
Патерик
Сборники коротких рассказов о жизни монахов.
4)Дать развернутый письменный ответ: «Почему в древней литературе были высоки представления о силе слова? С чем они были связаны, на что опирались?» (на Евангелие)
Литература Киевской Руси «Житие Феодосия Печерского»
1
Познакомить учащихся с жизнью известного церковно-политического деятеля и писателя ХI в. – Феодосия Печерского, причисленного к лику святых. Показать, как нравственно совершенствует он свою душу. Проанализировать образ Феодосия Затворника.
Нестор – автор жития.
2) Биография игумена Феодосия. Рассказы – новеллы:
а) о вознице
б) о разбойниках
в) о бочке с медом
3) Духовные качества игумена. Психологический портрет. Духовная эволюция героя: труд, аскетизм, деспотизм матери, побег из дома, скитания.
4) Феодосий – избранник Божий.
5) Составление психологического портрета.
Д/з: Подготовить рассказ о последних днях святого.
Слово учителя. Сообщения учеников, сопровождаемые чтением фрагментов произведения. Выписать цитаты из текста, раскрывающие могучий дух Феодосия. Составить психологический протрет.
Реализация индивидуальных заданий: сообщения учащихся:
Новелла о вознице.
Новелла об ангеле.
О разбойниках
О бочке с медом.
Комментированное чтение учителем.
«Киево-Печерский патерик» - памятник русской житийной литературы ХI – XII в.в.
1
Познакомить с величайшим памятником древнерусской литературы и помочь понять учащимся, в чем его литературное значение. Развивать навыки монологической речи, анализа текста.
Смысл слова «патерик».
Владимирский Симон и монах Поликарп.
Письма двух священников.
Аскетическая жизнь монахов.
Легенды и поверья в произведении:
а) «Легенда о двух враждовавших братьях: Тите попе и Евагрии дьяконе.
б) Легенда о чернеце Прохоре.
в) Афанасий Затворник
г) Борьба монахов с бесами.
6) Образы древнерусских
князей.
Д/з: Прочитать «Слово Даниила Заточника».
Работа с текстом. Найти в тексте, как звучит тема общерусского патриотизма.
«Слово Даниила Заточника» - одна из интереснейших и загадочных произведений древнерусской литературы.
1
Дать возможность ребятам увидеть нравственный характер произведения, его совершенное звучание несмотря на время написания. Выяснить, в чем своеобразие текста.
Споры об авторе.
Основная идея произведения – это сильная княжеская власть.
«Слово» - просительное письмо, челобитная к князю Ярославу об облегчении горькой участи затворника.
Искусство и красноречие автора: простонародный юмор, изречения, прибаутки, ирония.
Внутренние качества Даниила.
Быт и нравы Руси накануне монголо-татарского нашествия.
Д/з: Прочитать «Слово о погибели Русской земли»
Беседа:
Как вы понимаете слово «Заточник»?
Каковы биографические сведения о нем в тексте «Моления»?
С какими просьбами обращается Даниил к князю?
Какие советы дает ему и почему?
В чем видит Заточник свое назначение?
Работа в тетрадях:
Выписать остроумные изречения и афоризмы
Словарная работа:
Челобитная – письменное прошение, жалоба.
Скоморошья прибаутка – Заточник – заключенный.
Работа с текстом:
Выразительное чтение.
5.
«Слово о погибели Русской земли» - поэтическое произведение древней литературы периода монголо-татарского нашествия.
1
Познакомить учащихся с удивительным памятником прошлого, воспитывать гордость за свое отечество. Совершенствовать навыки анализа текста.
История создания.
Центральная тема «Слова» - скорбь о Русской земле, поруганной иноземными захватчиками.
Народная оценка событий
Гимн Родине.
Идеальный образ русского князя – Владимира Мономаха.
Прославление отечества.
Выразительное чтение отрывка: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!»
Работа с текстом
(выписать из текста слова, которыми автор прославляет Русскую землю)
б) Найти примеры, в чем видит автор славу и красоту своей Родины.
в) Найти в тексте контрастные картины в изображении Руси.
Сопоставительный анализ Былое величие - наступившая невеселая година.
Р/р Развернутый письменный ответ: в чем патриотизм «слова» и автора?
Найти в тексте, как автор стремится вселить в сердца людей мужество.
Пересказ близко к тексту, сохраняя стиль.
6.
«Повесть о Тверском Отроче монастыре»
1
Знакомство с памятником древнерусской литературы XVII в., определить близость повести к фольклорным произведениям. Совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев.
Сюжет повести:
Слуга князя Ярослава Ярославича Григорий отправляется по селам для сбора крестьянских повинностей. Любовь к дочери пономаря – Ксении. Князь заинтересован невестой отрока и становится ее женихом. Видение отроку и князю. Предвидение Ксении. Свадьба отрока расстраивается. Он уходит в лес. Так основан Тверской Отроч монастырь.
Характеристика героев повести: князь и отрок (сияют красотой)
Фольклорные и христианские мотивы повести /стая лебедей, соколов, ястребов… Сон князя/
Образ Ксении (прекрасна, обладает даром предвидения)
Работа в группах
Работа с текстом:
Определить сказочные мотивы повести:
II. Описание героев, портреты
III. Фольклорные образы выписывает (сокол, голубица, вещий сон…)
IV. Сон Ярослава – выборочный пересказ
Сопоставительный анализ (сравнить образы Ксении и Февронии из «Повести о Петре и Февронии Муромских»)
Таблица.
Сходство
Мудрость
Мудрость
Дар предвидения
Дар предвидения
Отличие
Активно борется за свое счастье
Пассивность
7.
Итоговый урок
1
Проверить знание теоретического и практического материала, используя тестовые задания.
Тест
Житие Феодосия Печерского – это:
Летопись?
Воинская повесть?
Житие?
Какова основная идея произведения «Слово Даниила Заточника»?
Сильная княжеская власть.
Вера и безверье.
Судьба русской женщины.
О чем повествует патерик?
О жизни великого князя.
Краткое жизнеописание какого-либо монаха.
О путешественниках – христианах.
Как звали отрока Тверского князя Ярослава Ярославича?
Афанасий.
Петр.
Григорий.
Кто женился на Ксении / в «Повести о Тверском Отроче-монастыре»/?
Отрок Тверского князя.
Князь.
Пономарь Афанасий.
Что должен построить отрок Тверского князя по словам Богородицы?
Дом
Дворец
Монастырь.
Идеальный образ какого русского князя дается в «Слове о погибели Русской земли»?
нязя Игоря Святославича
Князя Олега Святославича
Князя Владимира Мономаха.
Каким печальным событиям посвящено произведение «Слово о погибели Русской земли»?
Монголо-татарскому нашествию.
Походам на Византию.
Битве с печенегами.
Соотнесите название произведений с соответствующими им жанрами.
№ п/п
№ п/п
1.
Поучение Владимира Мономаха
1.
хронографы
2.
Житие Феодосия Печерского
2.
летопись
3
«Слово о погибели Русской земли»
3
жития
4
«Житие Александра Невского»
4
Патерики
5
Повесть о Тверском Отроче монастыре
5
Повесть
6
Слово Даниила Заточника
6
Поучение
7
Киево-Печерский патерик
7
Слово
Тест
Конкурс на лучшее исполнение любимого отрывка из произведения древней литературы
X. Кто из героев и к кому обращается со словами: «Избавь меня, господин, от нищеты, как птицу от силков, и освободи меня от бедности моей, как серну из сетей, как утенка из когтей сокола.»
1) отрок Григорий.
2) Даниил Заточник.
3) Феодосий Печерский.
XI. В чем причина ухода Григория от мирской жизни?
В благочестивом стремлении посвятить себя Богу.
В неразделенной любви.
По совету матери и отца.
Какое чувство стремится пробудить автор «Слова о погибели Русской земли» в читателе?
Гордость за свою родину.
Раскаяние за грехи.
Смирение перед Богом.
Литература
Золотарева И.В., Егорова Н.В.
Универсальные поурочные разработки по литературе.
9 класс. Москва. «ВАКО» 2009.
Золотарева И.В., Крысова Т.А.
Универсальные разработки по литературе. 8 класс. Москва «ВАКО» 2006.
Ельцова О.В., Егорова Н.В.
Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Москва «ВАКО» 2006.
Древнерусская литература. Учебно-методическое пособие. Глазов, 2001.
Лихачев Д.С., Поэтика древнерусской литературы Л., 1971.
Фокеев А.Л. Начало всех начал. Древнерусская литература: Учебное пособие. Саратов: Лицей, 2003 – 224с. – (По страницам литературной классики).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ