Размышления над рассказом М.Горького «Старуха Изергиль»

Отдать себя целиком или сохранить себя целым?



Размышления над рассказом

М.Горького «Старуха Изергиль»

Эта тема, на мой взгляд, предполагает описание позиции и Горького, и читателя его произведения, то есть автора данного сочинения. О своей позиции я скажу чуть позже, а начну с попытки передать отношение Горького к этому вопросу.

В рассказе «Старуха Изергиль» так или иначе к поставленному вопросу имеют отношение Ларра, Данко и сама рассказчица — старуха Изергиль.

Свой первый рассказ она ведёт о Ларре — сыне орла, который родился человеком, но унаследовал от царя птиц гордость, сознание собственного превосходства и безразличие к людям. Ларра хотел быть свободным и "...сохранить себя целым", то есть брать всё, что захочет, ничего не платя взамен. И он получил это, только безграничная свобода и всё, что он совершал, отдаляло его от людей и в конце концов принесло одиночество и тоску, которые постоянно терзают его. "Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражён человек за гордость!"

Герой второго повествования старухи Изергиль — Данко — тоже был гордецом, но он гордился тем, что жертвует собой ради людей. Вспомним: сердце Данко, вырванное им из груди, светилось "факелом великой любви к людям".

Очевидно противопоставление: Данко совершил подвиг для людей, а Ларра делал всё для себя.

Сама же старуха Изергиль очень часто в своей жизни была похожа на Ларру каким-то безразличием к людям и принципом "беру что хочу". Кстати, и внешним видом они похожи: Ларра — тень без плоти и старуха Изергиль — "иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень".

Но вместе с этим старуха Изергиль оказывается до сих пор нужной людям: "Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо". В её жизни был человек, который, как и Данко, тоже совершал подвиги, — поляк с изрубленным лицом.

Именно после рассказа о нём Горький устами старухи Изергиль формулирует свою идеологию подвига:

"В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам". Сомнений не остаётся: Горький в своём творчестве превозносит подвиг, фактически заявляя, что лучше отдать себя целиком, чем сохранить себя целым, — легенды о Данко и Ларре подтверждают это.

Не знаю почему, но мне кажется, что фраза "сохранить себя целым" означает не нарушать своей целостности, то есть находиться в гармонии с самим собой, со своим "я".

Ларра справедливо поплатился за то, что хотел нарушить закон, по которому человек получает только то, что он сам заработал. Он хоть и говорил, что хочет остаться целым, но не добился этого и в итоге оказался раздираем на куски изнутри.

Данко же всю жизнь стремился к целостности: он делал то, чего не мог не делать, его вело внутреннее "я". Вырвав сердце, он поступил в соответствии с потребностью своего духа спасти людей и в тот момент даже не подумал о сохранении своей жизни, то есть его поступок был безумным ("Безумству храбрых поём мы песню!" — опять Горький).

Но этот поступок — проявление единства и согласованности духа, души и тела; молниеносность действия свидетельствует об отсутствии внутри Данко сомнений и направленности его движения к одной-един- ственной цели — вывести людей из чащи.

Сила Данко заключалась в целостности, причём не обязательно физической — ведь он продолжал идти уже без сердца в груди. Именно такой человек может творить чудеса. Данко, сохранив себя целым, одновременно отдал себя целиком людям. И мне кажется, что именно к этому и надо стремиться в жизни.

Иван ЗОЛОТУХИН



Источник: газета «Литература» № 17, 2000 год

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ