Разработка урока "Образ памятника в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»"

Разработка урока "Образ памятника в стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»"

Терентьева Татьяна Васильевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.Ак-Довурака

Цели:

  1. Ознакомление со стихотворением А. С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.

  2. Развитие умений сопоставления стихотворений, поиск значимых формальных элементов.

  3. Воспитание культуры групповой работы с текстом, воспитание культуры труда.

Формы работы: групповая.

Оборудование: портреты поэтов Ломоносова, Державина, Пушкина, тексты стихотворений.

План:

  1. Оргмомент. (3 минуты)

  2. Речевая разминка. (3 минуты)

  3. Слово учителя. (1 минута)

  4. Словарная работа. (3 минуты)

  5. Работа с текстами переводов оды. (20 минут)

  6. Выводы. (5 минут)

  7. Итог урока. Рефлексия. (5–7 минут)

  8. Домашнее задание (1–2 минуты)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (3 мин).

2. Речевая разминка. Чтение наизусть стихотворений Пушкина на тему поэта и поэзии (3 минуты).

3. Слово учителя (1 минута).

Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин ведет диалог с поэтами – предшественниками: Горацием, Ломоносовым, Державиным. Тема проходит через все творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было “К другу стихотворцу” (1814), а одним из последних – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836).

В своем творчестве Пушкин особо определяет место поэта в мире, взаимоотношения поэта и общества, творческий процесс.

Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, сравним со стихотворениями предшественников и проследим, как развивается образ памятника в стихотворении.

Словарная работа (вариант – тест) (3 минуты)

Ода

Мельпомена

4. Ознакомление с текстами стихотворений.

Диалог с предшественниками Горацием, Ломоносовым, Державиным, которые для себя определяли тему памятника каждый по-своему, имеет истоки – оду Горация “К Мельпомене”.

На первый взгляд ода Горация кажется одинаково звучащей во всех переводах. Давайте попытаемся сравнить эти стихотворения, выявить особенности каждого.

Работа в группах:

1 группа – стихотворение Ломоносова,

2 группа – стихотворение Державина,

3 группа – стихотворение Пушкина.

Заполнение таблицы наблюдений над текстом:

Стихотворение Ломоносова

Вопросы

Наблюдения

Выводы

Сколько строк?

16

На строфы не делится


Размер?

Я знак бессмертия себе воздвигнул - 11 слогов,

5 стопный ямб с пиррихием

Стихотворение одинаково построено, равное количество слогов

Рифма?

Нет

Перенос ударения на следующую строку

Примеры звукописи?

А, Л, В: Аквилон, Авфид, Давнус, эольски, Алцейской, дельфийский

Звуки славы, звона лиры, признания, успеха

Рифмующиеся слова?

Нет, окончания разные


Есть ли синонимы, антонимы, близкие по значению слова?

Жизнь-смерть, молчать- звенеть

Обозначение значимости, вечности

Художественное пространство?

Знак бессмертия – пирамиды, медь, Аквилон, древность, повсюду, Рим, Авфид, Давнус, Отечество мое, мира, муза, дельфийский лавр

Я, мне

Мировое пространство

Художественное время?

пирамиды, Аквилон, древность, Рим, Авфид, Давнус, Отечество мое, дельфийский



1 строка – прош вр,

2 строка - наст вр,

3 строк – буд вр,

далее – наст вр, буд вр, прош вр, заканчивается – буд вр.

Время охватывает древность, затем развиваются темы современности, а также будущего. Подчеркивание обращенности местоимениями я – мне и обращенность в будущее к музе с призывом признания славы и заслуг поэта

Сколько предложений в стихотворении?

5 предложений - СП,

1-4 строки – 1 предложение,

5-6 строки – 2 предложение,

7-8 – 3 предложение,

9-14 – 4 предложение,

15-16 строки – 5 предложение, ПП с обращением к музе

Обращение к музе - в 5 предложении – призыв к увенчанию наградой дельфийским лавром, венцом победителя - поэта

Структура предложений?

1 - СПП с придат степени, 2с,

2 – СП с сочинит и подчинит связью с придат времени,

3 – СПП с придат времени,

4 – СПП с 2 придат места, изъяснит, причины,

5 – ПП, 1с, обобщ – личное

Движение замедляется, взгляд поэта сосредоточен на обосновании важности и значимости поэта, что подчеркивалось логическим выделением местоимения «я».




Стихотворение Державина

Вопросы

Наблюдения

Выводы

Сколько строк?

20, делится на строфы


Размер?

6 стопный ямб с пиррихием и наращением в 1 и 3 строках каждой строфы

Стихотворение одинаково построено, равное количество слогов

Рифма?

Чередование женской и мужской закрытой рифмы


Примеры звукописи?

«З», «Л», «П», «Р»: памятник, пирамид, полет, тлена, славянов, вселенна, Волга, Рифея, Урал, слоге, муза, заслугой, презирай, зарей

Сонорные и «З» - звуки славы, признания, успеха,

«П» - масштабности, вселенной, памяти

Рифмующиеся слова?

Вечный – быстротечный - антонимы, пирамид- сокрушит – антонимы, большая – увядая, жить – чтить - близкие по смыслу, слоге – боге – синонимы, возгласить – говорить - синонимы, презирай – венчай - антонимы

Слова перекидывают оттенки смысла, помогают ощутить значимость для поэта поэтического творчества

Есть ли еще синонимы, антонимы, близкие по значению слова?

Вечный - металлов тверже и времени полет не сокрушит,

От тлена – по смерти,

Слава возрастет – вселенна будет чтить,

Безвестность – известность,

Возгласить – беседовать

Обозначение значимости, вечности









Соединение возвышенной и общеупотр. лексики

Художественное пространство?

Вихрь, гром, времени полет (вечность), Славянов род, от Белых вод до Черных, Волга, Дон, Нева, Рифей, Урал

Масштабность, размах пространства России, реалии современности поэта

Художественное время?

1 строфа – в значении настоящего (воздвиг),

2 и 3 строфа – обозначение будущего времени (не умру, будет чтить, будет помнить), прошедшего времени (известен стал)

4 строфа – прошедшее время (дерзнул …)

5 строфа – будущее, повелительной наклонение, призыв (возгордись, презирай, венчай)

Время охватывает древность, затем развиваются темы современности, а также будущего. Подчеркивание обращенности местоимениями я – мне и обращенность в будущее к музе с призывом признания славы и заслуг поэта

Сколько предложений в стихотворении?

4 предложения

1-4 строки – 1 предложение,

5-8 строки – 2 предложение,

9-16 – 3 предложение,

17-20 – 4 предложение, с обращением к музе



Обращение к музе - в 4 предложении – призыв к возвышению себя самой (чело твое)

Структура предложений?

1 – БСП, сост. из 4 ПП,

2 – СП с бессоюзной, сочинит и подчинит связью с придат времени,

3 – СП: СПП с придат места, 3 изъяснит.

4 – СП с сочинением и подчинением, с придат изъяснит. и обращением (о муза)

Движение замедляется, взгляд поэта сосредоточен на обосновании важности и значимости поэта, что подчеркивалось логическим выделением местоимения «я, мне».




Стихотворение Пушкина

Вопросы

Наблюдения

Выводы

Сколько строк?

Эпиграф – строка оригинала из Горация

20, делится на строфы


Размер?

1 и 3 строка каждой строфы - 6 стопный ямб с пиррихием и наращением, во 2 строке - простой 6 стопный ямб без наращения, 4 строка – 4 стопный ямб

Стихотворение как бы делится на 3 части

Рифма?

Чередование женской и мужской рифмы

Отсутствие 1 слога в каждой четной строке+мужская рифма заставляет делать паузы после четных строчек → размышление

Примеры звукописи?

«В», «Л», «П»: памятник, воздвиг, тропа, тленья, славен, пиит, калмык, славян, веленью, венца, хвалу, клевету, глупца.

звуки народной славы, непокорности, масштабности, размаха России, свободы

Рифмующиеся слова?

Нерукотворный – непокорный – одинаковая приставка «отрицания», тропа – столпа – антонимы (низ – верх), лире – мире (синонимы – всеохватность), убежит – пиит - контекстуальные синонимы (подчеркивание зависимости обыкновенного поэта, пиита от официальной позиции власти), великой – дикой- синонимы, язык – калмык , народу – свободу - синонимы, пробуждал – призывал - синонимы, послушна – равнодушно - синонимы, венца – глупца - синонимы

Слова передают оттенки смысла, помогают ощутить вольнолюбивые мотивы поэтического творчества

Есть ли еще синонимы, антонимы, близкие по значению слова?

Не умру – переживет, добрые – жестокий, хвалу - клевету

Изображается двумирность – народный, милостивый и властный, официальный

Художественное пространство?

Александрийский столп, подлунный мир, Русь великая, славяне, финн, тунгуз, друг степей калмык

Масштабность, размах пространства России, реалии современности поэта

Художественное время?

1 строфа – в значении настоящего (воздвиг),

2 и 3 строфа – обозначение будущего времени (не умру, переживет, убежит, жив будет, назовет),

4 строфа – будущее (буду любезен) и прошедшее время (пробуждал, восславил, призывал),

5 строфа – будущее, повелительной наклонение, призыв (будь послушна, приемли, не оспоривай)

Время охватывает древность, затем развиваются темы современности, а также будущего. Подчеркивание обращенности местоимениями я – мне и обращенность в будущее к музе с призывом не бояться обиды, быть послушной.

Сколько предложений в стихотворении?

5 предложения

1-4 строки – 1 предложение,

5-8 строки – 2 предложение,

9-12 – 3 предложение,

13-16 – 4 предложение,

17-20 – 5 предложение, с обращением к музе



Обращение к музе - в 5 предложении – призыв быть послушной Велению Божию

Структура предложений?

1 – БСП, сост. из 3 ПП,

2 – СП с бессоюзной, сочинит и подчинит связью с придат времени,

3 – ССП

4 – СП с сочинением и подчинением, с 3 придат изъяснит.

5 – ПП с обращением (о муза)

Движение замедляется, взгляд поэта печален от того, что муза не имеет права быть венценосной …в жестокий век.






5. Подведение итогов и краткая запись выводов по стихотворениям:

Перевод Ломоносова, согласно поэзии того времени, тяжеловесен, дословен, привязан к оригиналу, пестрит латинскими названиями.

Стихотворение Державина носит личностный характер, образ поэта далек от официальной позиции придворного поэта, имеет личностный характер (что первый я дерзнул в забавном русском слоге…), идет ссылка на собственное творчество автора – Державина, имеются современные для поэта реалии.

Пушкинское стихотворение имеет более личный, самостоятельный характер, отличный от предыдущих переводов: 6-стопный ямб в сочетании с 4-стопным, включение в ряд высокой лексики общеупотребительных, слов с низким значением (“дикой/тунгуз, и друг степей калмык” – казалось бы совсем не поэтические предметы), старославянизмов, что приближает стихотворение к реалиям “Руси великой”, делает близким русскому читателю. Пушкин заявляет в большей степени не о музе вообще, венчающей главу поэта, а о музе свободы, милости, музе самого Пушкина, любезной народу.

6. Итог урока. Рефлексия.

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Что удалось, что помогло этому?

  3. Что не удалось, почему?

7. Домашнее задание.

Сочинение “Душа в заветной лире мой прах переживет…”: образ памятника в стихотворении А.С. Пушкина.



http://festival.1september.ru/articles/514231/



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ