Сочинение на тему: "Падеж"


Падеж

Слово падеж произошло от латинского casus - падение. Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин "склонение".

Слова, употребляясь в речи, "падают" той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный - "имя" предмета - начальная форма наименования. Родительный - буквально означает "полученный с рождения". Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем ( сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.). Дательный - от слова "дать", так как наиболее типичное его значение - обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие. Некоторые ученые находят связь названия падежа со словом "вина", в семантике которого в древнерусском языке было также значение "причина". Творительный связан с глаголом "творить" и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется.

Ученые подсчитали, какие падежи в литературном русском языке самые частотные, то есть наиболее употребительные:
на именительный приходится 33% всех падежных форм,
на родительный - 24%,
на винительный - 20%.
На остальные три падежа приходится всего 23%.

А в разговорной речи на именительный падеж приходится целых 50%,
на винительный - 20%,
на родительный - 15%.


Стихотворение о "новых" падежах

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи ?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я :

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит :

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал :

ВЗЯТЕЛЬНЫЙ,

ГРЯЗНИТЕЛЬНЫЙ,

ЛЕЖАТЕЛЬНЫЙ,

ГРУБИТЕЛЬНЫЙ,

ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ

И, наконец,

ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ!

(Г.Граубин)


Сказка про спряжения

Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.

Было у царя два сына : I спряжение и II спряжение.

Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им :

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. - И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили : II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение - всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.

Это были глаголы : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось ?

- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.


Таинственная буква

Знаете ли вы, какую букву считают самой "таинственной" в русской азбуке ?

Возьмем "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина и подсчитаем количество разных букв. В "Песне" 70 букв "п", 86 - "к", 118 - "в"... Буква "ф" не встречается ни разу.

Проделаем тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе : "Как весеннею теплою порою...". В ней 58 букв "и", 74 - "к", 80 - "в". Но нет ни единой буквы "ф".

Что это - случайность ? Или Пушкин нарочно подбирал слова без "ф"?

В "Сказке о попе..." среди множества различных букв вы "ф" не встретите, сколько бы не искали.

В поэме "Полтава"среди 30 тысяч букв только три "ф". А "п", "к" или "ж" ? Их там , безусловно, сотни, если не тысячи.

Что же, Пушкин питал явное отвращение к одной из букв русского алфавита, к ни в чем не повинной букве "ф"?

Просто слова с этой буквой не исконно русские, а имеющие "международное хождение", пришедшие из других языков.

Это говорит о глубокой народности, высокой чистоте русского языка у наших великих писателей.

Газета ученика 9 класса Яшина Ильи.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ