Создание проекта «Идеальное государство» на основе текстов русской литературы XX века


ОАОУ СПО АСТРАХАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ








Создание проекта «Идеальное государство» на основе текстов русской литературы XX века.






Работу выполнила

преподаватель ОАОУ СПО

Матвеева Ильмира Борисовна










Астрахань 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение.

Глава 1. Русская литературная утопия XX века

Глава 2. Студенческий проект «Идеальное государство»

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение

Введение


Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых

сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. В кризисные исторические периоды рождается настоятельная потребность открыто разбирать вопросы мироздания, роли и места человека в изменившейся вселенной. Такие переломные эпохи в русской культуре ознаменованы Первой мировой войной, революцией и более поздними событиями 1950-1960-х годов, связанными с разоблачением сталинских репрессий, а также с событиями 90-х годов. Именно в эти «последние времена» обостряется интерес к утопии, которая и позволяет разочаровавшемуся в реальности художнику максимально произвольно распорядиться судьбами мира и человека.

Русская литература не осталась в стороне от дискуссий по поводу устройства наилучшего государства.

Мы все знаем, как не надо управлять Россией, но давно утратили четкое представление о стране, в которой нам хотелось бы жить. Поэтому любые программы, предлагаемые маститыми политиками, равно как и любые действия властей, нас раздражают. Но, может быть, каждому из нас сегодня стоит сформулировать, проговорить и обдумать свои собственные надежды и ожидания? Наверняка они вызовут споры, наверняка это будет утопия – и все-таки: что мы сами можем предложить власти?

Ситуация нынешнего кризиса, промежутка, когда коммунистическая Утопия рухнула, а новый универсальный миф постмодернистского общества вряд ли возможен в прежнем масштабе, оказывается ценна возможностью кодификации глобальных Утопий прошлого. Ревизия же прошлых утопических проектов переустройства мира даёт возможность сделать процесс заполнения сегодняшнего идеологического вакуума предсказуемым, осознанным.

Ж.Ж. Руссо писал, что народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Ребёнок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни, чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы,существующие как традиции.

Предмет исследования: утопия в русской литературе ХХ века

Объект исследования: модель студенческого проекта идеального государства

Цель работы заключается в следующем: изучить художественное своеобразие утопии в русской литературе XX века; на основе текстов русской утопии создать студенческий проект «Идеальное государство», способствуя формированию у студентов правовой и политической культуры, становлению общественно активной,социально компетентной личности, знающей и уважающей права и свободы человека.

С главной целью соотносятся конкретные исследовательские задачи:

1. Проследить эволюцию отечественной утопической традиции;

2. На основе текстов русской утопии создать студенческий проект «Идеальное государство»;

3. Предоставить возможность для проявления гражданской инициативы, сотрудничества, созидательной деятельности, способствовать реализации потенциала личности

4. Создать предпосылки для развития коммуникативных навыков, совершенствовать умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Гипотеза.

Создание студенческого проекта «Идеальное государство» позволит учащимся повысить свою социально-политическую компетентность, развить гражданскую и социальную ответственность за себя и окружающих.


Глава 1. Русская литературная утопия XX века

Развитие современной литературы целым рядом исследователей анализируется через термин «утопия», где утопии мастеров авангарда предваряют глобальную коммунистическую утопию, оформившуюся в художественном творчестве через теорию соцреализма (1930-е годы), на смену которой в 1950-1960-е годы придёт ретроспективная утопия «деревенщиков» в разнообразии авторских вариантов и технократические утопии «молодёжной прозы», а неким итогом утопических исканий литературы XX века станет искусство «соц-арта», названное Б. Гройсом «русским постутопизмом»

Сам термин « утопия» обязан своим происхождением выходу в 1516 году в свет книги английского гуманиста, государственного деятеля и писателя Томаса Мора ( 1478 – 1535 ). Написанное Мором в латинской транскрипции название его « нового острова» можно перевести двояко: как « место, которого нет» ( от греческого « у» – частица отрицания и « топос» место) и как « хорошее место» ( от греческого « ев» – лучший, хороший и « топос» – место ), своего рода « земля обетованная». Подобная игра слов позволяет предположить желание Мора уже в названии продемонстрировать два главных признака его социального проекта: 1) отсутствие подобного общества в реальном мире и 2) идеальное общественное устройство, лишенное социальных противоречий, общество в котором присутствует материальный достаток и мудрое правление.

Утопия – это не просто литературные произведения, но некий план создания прекрасной жизни и идеального государства с подробным описанием всех его элементов – экономической, политической системы, социального устройства, опыта, морали. Конкретный человек, его натура, характер, чувства и мысли не представляют интереса для утопистов. В утопическом произведении план изображения намного шире: это некая абстрактная идея, воплощенная в более или менее конкретном образе страны или города.

Основные виды утопий можно представить следующими антиномичными парами:

  • массовые ( рассчитанные в разных вариантах и масштабах на человечество в целом, на страну, сословие, профессию, на группу лиц ) – личные ( рассчитанные на себя лично или на другого человека)

  • теоретические ( т.е. без конкретной практики) – практические ( рассчитанные на ближайшую реализацию )

  • чудесные(основанные на вере в чудо, чаще всего – во вмешательство каких – то высших мистических сил ) – трудовые ( реализуемые упорным трудом)

  • социально – политические ( наиболее распространенные и существующие в разных вариантах: отдельно социальные, отдельно политические, совместные) – не имеющие социально – политических элементов ( они подразделяются на научно – технические, природопреобразовательные, материально – бытовые )

Выделяется также несколько моделей утопии.

По моделям хронотопа :

  • « классическая» утопия, ахрония – содержащая описание пространственной модели идеального мира. Таковы утопические романы -путешествия, тяготеющие в своей поэтике к путевым записям ( « Утопия» Т. Мора, « Христианополис» И. Андрее, « Путешествие в землю Офирскую» М. Щербатова и др.)

  • ухрония – сущность которой составляет проект идеального государства, художественно создаваемый на « реальном» географическом пространстве, но удаленный на неопределенный промежуток времени. Большую роль в данной модели играют элементы научной фантастики . Можно выделить две основные формы временной утопии : деградативную – обращенную назад, для которой М. Бахтин1 применил понятие « историческая инверсия» и – прогрессистскую – ориентированную на будущее и связанную с идеями милленаризма ( « Год 2440» Л. Мерсье, «4338 год» и « Город без имени» Ф. Одоевского и др. )

Классическая утопия искала правил, образца, гармонии. Она была дидактична и назидательна, строга и концептуальна. Родившись как рассказ о далёкой, чудесной стране, классическая утопия не могла избежать описателыюсти: «описателыюсть - в "крови" утопии». Столь же обязательным признаком утопии можно считать стремление к «всеохватности», когда автор старается рассказать всё о «блаженной земле»: от экономики, общественной структуры до организации питания и моды утопийцев. Современная «Нигдейя» уходит от масштабных объяснений, детализации и «избыточности». Она стремится к эксперименту, опровергает любые принципы, провозглашает триумф свободы и непосредственности, жаждет праздника жизни.

Что касается развития жанра утопии в России, то здесь он распространился довольно широко. Русская жизнь, неустроенная и напряженная, издавна давала много поводов для создания утопий, начиная от средневековых легенд и сказок . Но в количественном отношении русская литературная утопия уступает западноевропейской. А. Свентоховский писал, что «утопии неравномерно распределились по эпохам и нациям. Больше всего их произвели французы, затем англичане, затем немцы и итальянцы, а у славян можно отыскать только слабые зародыши их».

Одной из первых литературных утопий XX в. стал роман А. Богданова «Красная звезда». Свое идеальное государство автор помещает на планете Марс. Рассказывая о социальном и политическом устройстве марсианской жизни, Богданов обращается к действительности и пытается нарисовать идеальное коммунистическое общество.

Управляют всем на Марсе общие собрания, на которых решаются все важные вопросы. Распределение рабочей силы происходит с помощью статистики, но исключительно на добровольной основе. При всем этом работа на Марсе является естественной потребностью развитого социалистического человека. Работа на производстве совершенно не утомительная: « Большей частью полтора, два, два с половиной часа» . Отсутствуют на Марсе и рыночные отношения: на Марсе нет денег, « каждый потребляет столько, сколько это ему нужно, и столько, сколько он хочет» .Марсианское общество основано на товарищеской взаимной поддержке. Эта поддержка простирается на все уровни жизни, вплоть до биологического .

Особенностью литературы второй половины XX века стало оформление утопических романных циклов, части которых объединены единой программой достижения мистического идеала («Красной Империи», Китежа, Беловодья). Так, например, дилогия Владимира Личутина «Скитальцы» состоит из романов «Долгий отдых» и «Скитальцы». Владимир Личутин впервые в сегодняшней литературе глубоко и всесторонне исследует этот странный потусторонний и реальный мир, эту национальную драму, что постигла Русь в XVII веке. Если в первой книге героям присущи лишь плотские, житейские страсти, то во второй книге они, покинув родные домы, отправляются по Руси, чтобы постигнуть смысл Православия и отыскать благословенное и таинственное Беловодье — землю обетованную. В. Личутин, основываясь на народных легендах и исторических фактах, изображает Беловодье, «крестьянскую республику», государство без государственной организации, идеальный по представлениям того времени союз землепашцев.

Метажанровое движение от утопического рассказа, повести к их циклизации обусловлено тенденцией к расширению художественного пространства, где возможно всестороннее осмысление Утопии и утопических концепций. Вместе с тем мы отмечаем и обратную тенденцию в прозе 1990-х: Распутин обращается к малому жанру, который позволяет отразить осколочную, коллажную картину настоящего, уже лишенного гармонизирующего (утопического) начала. Русские авторы довольно сдержанны в описании воплощенного идеала (образ Беловодья дан во фрагменте романа «Скитальцы»; вся соцреалистическая словесность пронизана мистическим устремлением в даль, образы достигнутого, абсолютного счастья здесь редки), их захватывает романтика пути-веры, способы исторического оправдания Утопии и перспектива ее реализации. Акцент с художественного пространства переносится на «положительного» героя (созданного романными средствами): скитальца, юрода - для традиционалистов и «нового», «настоящего человека» - для соцреалистов.


Глава 2. Студенческий проект «Идеальное государство»

Мы живем в момент наивысшего подъема в человеческой деятельности, с точки зрения научно-технического прогресса, современное общество в том числе в России, в основном, образовано. Человечество осваивает космос, изобрело компьютер, а вот идеальное государство...?
Перспективы у такого проекта самые грандиозные - реформирование страны (власти в первую очередь) во благо и под контролем народа, самых широких масс.

В истории человечества существовало большое количество идей по созданию «идеального»государства. Часть этих идей была реализована на практике, но в силу ограниченных технических возможностей человечества эти идеи не могли быть претворены в жизнь в полной мере.

Опираясь на идеи русской утопической мысли мы разместили свое «Идеальное государство» на территории России и создали прогрессистскую модель– ориентированную на будущее ( «4338 год» и « Город без имени» Ф. Одоевского )

Одним из важных этапов, мы думаем, является усовершенствование аппарата управления государством. В результате проведенного анкетирования мы выяснили, что на первом месте у 68% опрошенных стоит пункт политического преобразования государства.

В нашем государстве как такового президента не будет, не будет также и парламента, эти два органа вылились в один– президиум, который будет состоять не более чем из10-20 человек, и они будут выбираться достаточно часто. Это делается для того чтоб сократить огромный парламент. Небольшой по количеству человек, президиум заменит собой дорогостоящий и малоэффективный парламент. Президиум будет принимать законы, предложенные правительством(министрами)или изобретать свои. Возможные же споры между президиумом и правительством будет решать население путём голосования по сети.

Государство будущего пойдёт по пути уменьшения численности войск, при повышении их технической оснащённости. Это будет более выгодно, чем содержать большие никому не нужные войска.

В идеальном государстве не должно быть денег. Возможно распределение материальных ценностей (предметы быта, мебель, одежда, продукты питания) населению по запросу. Например, если человеку необходима какая-либо вещь, то он входит в Единую Информационную Сеть (а в каждом доме предполагается обязательное наличие компьютера, подключенного к сети) и оставляет запрос. Сведения поступают на место производства, далее заказ формируется на складе и поступает в течение дня к заказчику. Естественно, набор вещей должен быть разумно ограничен, сюда не должны входить запрещенные в любом государстве оружие, наркотические вещества и т.д. Тем самым мы позволяем человеку увеличить количество времени на его духовное развитие: на посещение театров, концертов, возможности путешествовать. При этом сфера досуга должна быть развитой. Каждый должен иметь землю и выращивать продукты. Продукт, выращенный собственноручно, имеет большую энергетическую ценность, кроме этого он является и лечебным. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены. В какую форму выльется жилище, мы сказать затрудняемся, но весьма вероятно, что это будут небольшие, но благоустроенные домики, рассеянные среди зелени. Это видение города-сада мы создали, опираясь на утопию А.Беляева «Борьба в эфире»: «Спор начали наши врачи-гигиенисты, которые предостерегали от увлечения урбанизмом, предрекая физическое вырождение населения в слишком искусственных условиях жизни этих городов-домов. Если вы пролетите от Москвы к Ленинграду, вы найдете сплошные сады, поля и раскиданные среди них белые домики, но городов вы ни там, ни в другом месте не найдете »

Человек построил себе огромные каменные города и… сам лишил себя необходимого для жизни чистого воздуха. Человек должен вернуться к природе.

В идеальном государстве учеба должна продолжаться всю жизнь. « Главное и почти исключительное наше занятие – мы учимся, учимся и учимся, непрерывно пополняем свои знания, изобретаем»( А.Беляева «Борьба в эфире», А. Богданов «Красная звезда»). В связи с постоянной учебой, профессия должна сменятся часто. Не должен человек всю жизнь бить гвозди или стругать доски. Развиваясь, человек должен менять профессии - это обеспечит интерес к работе. Интерес - это энергия. В идеальном государстве все должны работать на 100%. Все должны раскрыть свои таланты. Талант - это подарок государству. Нецелесообразно подарок хранить нераскрытым. В идеальном государстве талант каждого человека должен высоко цениться.
М
ораль нации играет очень важную роль, чем выше мораль, тем меньше охраны, полиции... ведь в идеальном государстве таких профессий не должно быть. Все должны творить и создавать продукт. Охрана символизирует низкую мораль. Религия, культура, искусство должны быть у руля морального воспитания.
Заключение.

XX в. в русской литературе характеризуется подъемом интереса к утопическим произведениям. Литературные утопии начала 1920-х г. проникнуты пафосом социальной революции. Во второй половине 1930-х г. на первый план выходит научно-технический утопизм Особенностью литературы второй половины XX века стало оформление утопических романных циклов. Усиливается психологический момент и акцент с художественного пространства переносится на «положительного» героя
Вопрос о том, когда осуществится все это и возможно ли вообще на земле создание такого идеального строя, мы в данное время решить не можем, да в этом, собственно говоря, нет и особенной надобности: мы говорим об утопии, т. е. рисуем будущее в том виде, в котором оно кажется нам желательным. Цель всякой утопии вообще заключается в том, чтобы показать, куда может прийти человек, если он пойдет по тому или иному направлению. Но пойдет ли человек по направлению, которое ему указывает утопия, предугадать невозможно. Достаточно вспомнить великие заветы, которые дали миру две величайших религии – христианство и буддизм. Если бы хотя часть этих заветов исполнялась людьми, то на земле, быть может, уже давно воцарилось бы то лучшее будущее, о котором мы до сих пор можем только мечтать, которому мы до сих пор можем посвящать лишь утопии, не зная даже, осуществятся ли они когда-либо.

Список использованной литературы:

  1. Айзерман Л. С. Русская литература накануне ХХ1 века: Утопии и антиутопии в снах героев русской литературы// Литература в школе, № 6. С. 27

  2. Гаков В. Четыре путешествия на машине времени. М., 1983.

  3. Гальцева Р. Роднянская И. Помеха – человек/ Опыт века в зеркале утопий//Новый мир, 1988 № 9

  4. Егоров Б. Ф. Жанры русских утопий 18-начала 20 веков.// Известия АН серия литературы и языка, 2004, №1, с. 28-32

  5. Павлова О. А. Тема утопии и антиутопии в русской литературе // Школа,2003, №2, с. 18-27

  6. Свентоховский А. История утопий. М., 1990.

  7. Труссон Р. История утопической литературы. М., 1975.

  8. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М., Прогресс, 1999.

  9. Фролова И. В. Генезис российского утопического сознания и пути реализации русских утопий. Уфа, 1995

  10. Чурухидзе К. Модели утопии ХХ века. М., Логос,1999.

Художественные тексты:

  1. Беляев А.Р. Борьба в эфире. , Пермское книжное издательство, 1991.

  2. Богданов А.А. Красная звезда. М., 1987.

  3. Личутин В. Скитальцы. М., ТЕКСТ, 1991

  4. Одоевский Ф. 4338 год. М., ТЕКСТ, 1991.

Приложение.


Анкетирование проводилось среди учащихся 1 курсов в ноябре 2011 года – количество – 28 человек.

Ученикам была предложена письменная работа в виде вопросов.

  1. Каким должно быть по вашему мнению идеальное государство?

  2. Возможно ли воплощение идеи идеального государства в реальной жизни?

  3. Нужно ли создавать проекты идеального государства, даже если невозможно его воплощение? Почему??


Статистическая обработка результатов представлена в Таблице I.

( 28 человек – 100 % ).


Таблица №1

№ вопроса

Положительно ответили

на вопросы

Отрицательно отве–

тили на вопросы

2.

5 чел. ( 17.9 % )

23 чел. ( 82.1 % )

3.

22 чел. ( 78,6 % )

6 чел. ( 21.4 % )


Приводим примерные ответы учащихся.

Ваня П. Ответ на вопрос № 1.

Идеальное государство, по моему мнению, представляет собой идиллические отношения между людьми, свободу, честное и справедливое правительство, без коррупции. Расходы не превышают доходы граждан.





Приложение.



Основные тезисы идеального государства:

1. Государство действует только на благо и в интересах своего народа
2. Государство является хранителем культурного и материального достояния своего народа.
3. Государство является гарантом свободного культурного, духовного и материального развития своего народа.
4. Государство обязано обеспечивать суверенитет своей страны, неприкосновенность ее территории и материального достояния и право на свой путь развития.
5. Государство обязано обеспечивать порядок и справедливость внутри своей страны.
6. Государство должно обеспечить каждого своего гражданина хотя бы минимально необходимыми условиями для жизни.
7. Государство должно давать каждому своему гражданину возможность максимальной самореализации в рамках существующего порядка.












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ