Статья "Современный подход к формированию навыка смыслового чтения"



















Современный подход к формированию навыка смыслового чтения











Панфилова К.Э.- учитель начальных классов

Г.Новый Уренгой

2014



«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).


Трудно не согласиться со словами Д. Дидро. Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения».Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; [1, с. 9].

Что такое «смысловое чтение»? В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

Проанализировав, примерную основную образовательную программу начального общего образования и сравнив ее с примерными программами «Школа 2100» и «Перспектива», выяснилось, что 80% информации (ЗУН) совпадают, т.е. по разным программам к выпуску из начальной школы дети обладают одинаковым запасом знаний. Расхождение между программами составляет всего 20%, но это не отвлечение от основной программы.

Исходя из этого определения «смыслового чтения», можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;

  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

  • умение определять основную и второстепенную информацию;

  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.

Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.

Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.

Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.

Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

  • сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;

  • переносить информацию текста в виде кратких записей;

  • различать темы и подтемы научного текста;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как

наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;

  • анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения? Работа начинается уже с подготовительного периода обучения детей. Для этого у каждого программы созданы специальные учебники для дошкольного возраста. Но не все дети посещают дет.сады и подготовительные группы, да и нас, как учителей нач. классов интересует другое.

Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения… Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.

Данные типы чтения используются и в последующие годы обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в свою очередь зависит и выбор механизма чтения. Жанровое и стилевое разнообразие текстов, с которым сегодня встречаются обучающиеся, требуют от нас, учителей, продуманной организации детского чтения, прежде всего на уроке. Поэтому на уроке окружающего мира или математики следует использовать механизм чтения отличный от механизма, который используется на уроке литературного чтения, где в основном читаются тексты художественные.

Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу, можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, т.е. проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения.

Важно уже в первом классе не упустить тех детей, которые показали низкий уровень выполнения работы, организовать совместно с педагогом-психологом работу по ликвидации трудностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования.

Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

Остановимся на 2-ух программах ФС, которые активно заработали впервые в нашей школе с 2011 года – это и «Перспектива». Что же в них предлагается для формирования смыслового чтения?

ОС «Школа 2100» использует основной принцип отбора и структурирования содержания– принцип минимакса, т.е. для того чтобы найти и использовать нужную информацию, человек должен обладать системой знаний и умений, которая поможет отличить нужную информацию от ненужной, правдоподобный вывод от неправдоподобного, найти эффективный способ проверки выдвинутой гипотезы. Таким образом, важны не знания сами по себе, а система знаний.

Важно уметь:

  • правильно сформулировать проблему;

  • отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;

  • определить, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать;

  • найти недостающую информацию;

  • оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;

  • использовать отобранную информацию для решения проблемы.

Важнейшую роль в восприятии информации играют чтение и анализ иллюстрации.

Важно научить рассматривать каждый элемент одного предмета, если это предметная картинка, и каждый предмет, если это сюжетная картинка, а также целостного восприятии иллюстрации.

Кроме того, для формирования навыка смыслового чтения в условиях нового стандарта помогают следующие технологии:

проблемно-диалогическая технология дает ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

  • технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения)

Вместо быстрого чтения вслух учим вычитывать смыслы и глубоко понимать текст.

Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, которая включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения. Прогнозирование по названию, имени автора, иллюстрации.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.( Использование приемов понимания текста).

  1. Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  1. Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  1. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

  1. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. Возвращение к имени автора, названию, иллюстрации. Творческое задание. Обобщающая беседа.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпре-таций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулиро-вание основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  1. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  1. Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  1. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Со временем дети присваивают себе алгоритм работы и используют его при самостоятельной деятельности.

В ОС «Перспектива» есть похожие моменты, но всё таки расхождения есть.

1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

В учебниках, начиная с 1 класса, в начале каждого раздела перечислены понятия, которые учащиеся будут изучать в данном разделе (например, 1 класс, часть 1, с. 28 — понятия «песенки», «пословицы», «загадки», «считалки»; 2 класс, раздел «Любите книгу» — понятия «рукописная книга», «иллюстрация» и др.). Кроме того, цели и задачи каждого конкретного раздела отражены в диалогах «сквозных героев» Ани и Вани.

Вопросы и задания после текстов выстроены в логике изучения художественного произведения (от эмоционального восприятии до творческой интерпретации и создания своего текста). Например, к сказке Р. Киплинга «Братья Маугли» (3 класс) учащимся предлагаются следующие вопросы: О каком событии рассказывается в этом произведении? (Определение кульминационного момента, главного момента в развитии действия); Перечислите его героев. Какие они? Найдите их описание в тексте. (Характеристика героев произведения с опорой на сюжет.); О каких законах джунглей вы узнали? Могли ли быть приняты эти законы в обществе людей? (Нравственная основа произведения); К какому жанру относится это произведение? (литературоведческая пропедевтика); Найдите в школьной библиотеке книгу Р. Киплинга «Маугли». О каких других приключениях Маугли рассказывает книга? (Работа с информацией).

Система навигации учебников стимулирует учащихся к поиску необходимой информации в различных источниках (значок «ищем информацию») (1 класс, часть 1, с 51 и др., часть 2, с. 27 и др.).

2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. 
Достижению этого результата служит материал, включенный в методический аппарат учебников: задания «обсудим», «подумай», «выполни в соответствии с планом», «проверь себя». Каждый раздел учебников (1—4 классы) заканчивается разделом  «Маленькие и большие секреты страны Литературии», назначение которого — оценка и проверка учащимися своих знаний по изученному разделу, определение уровня сформированности читательских и речевых умений в соответствии с темой (1 класс, часть 1, с. 27; с. 50, с. 90 и др.; 2 класс, часть 1 — с. 43, с. 86 и др.; 3 класс, часть 1, с. 46, с. 94  и др.; 4 класс, часть 1, с. 59 и др.). Система вопросов и заданий носит диагностический характер. Также задания этого раздела можно рассматривать как систему заданий для повторения, уточнения, отработки. Например, в систему вопросов и заданий включены упражнения для закрепления основных литературоведческих понятий, (4 класс, часть 1, с. 163 — что такое рассказ? Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.).

3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Начиная с 1 класса, в каждый раздел учебника литературного чтения включена тема «Наш театр». Учащимся предлагается инсценировать прочитанные произ-ведения (1 класс, часть 1, с. 26 — Прочитай отрывок из сказки «Айболит». Назови всех действующих лиц. Распределите с друзьями роли. С какой интонацией каждый артист должен произносить слова; 2 класс, часть 2, с. 65 — Распределите роли. Подумайте. Кто будет читать свои слова. Какими показаны братья — месяцы и падчерица в произведении? Опишите их. Обратите внимание на слова в скобках и слова автора. Они помогут вам правильно сыграть роли. Подготовьте со взрослыми декорации и костюмы для инсценировки; 3 класс, часть 1, с 40 и др.) и т.д. 

В 4 классе в задании этой рубрики детям предлагается выбрать для постановки сказку на указанную тему, написать сценарий и разыграть пьесу

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

Данный результат формируют учебники всех классов — в них представлены тексты различных стилей и жанров: произведения устно-поэтического творчества народов России и мира (пословицы, поговорки, загадки, притчи, сказки, легенды, авторская художественной проза и поэзия, тексты учебно-познавательного характера). Работа с текстами расширяет восприятие письменной и устной речи, обогащает словарный запас учащихся, учит их использовать средства художественной выразительности, дает опыт построения собственных рассуждений и высказываний в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной формах. В учебниках 1 класса представлено много материала для отработки навыка чтения, для последующего формирование осмысленного чтения. 

Тексты большого объема прерываются вопросами для осмысленного и полноценного восприятия (3 класс, часть 2, с. 97 и др.). Созданию собственных текстов помогает методический аппарат учебника (1 класс, часть 2, с. 6 и др.).

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

В учебниках (1—4 классы) содержатся упражнения, способствующие активизации умственной деятельности учащихся, развитию логического мышления: задания, в которых предлагается установить соответствия, сравнить героев, произведения живописи, выполнить классификацию (группировку) по разным основаниям (1 класс., часть 1, с. 36. сравни загадки с одинаковыми отгадками. Как описан предмет в загадке? Придумай загадку о кошке. На какие её признаки ты обратишь внимание?; 3 класс, часть 2, с. 11. Рассмотри репродукции картин П. Брейгеля-младшего «Зимний пейзаж» и В. Сурикова «Взятие снежного городка». Созвучны ли они по настроению стихотворению А.С. Пушкина?).

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

В учебниках представлены задания, формирующие умение высказывать свою точку зрения. Учащимся предлагаются вопросы открытого типа, начинающиеся со слов «Почему? Как?», чтобы дети смогли выразить собственное мнение и выслушать мнение одноклассников. Зачастую эту работу предлагается выполнять в группе или паре.

На основе аналогии или текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире; описывают иллюстрации к произведениям и выражают свое отношение к ее героям. (1 класс, часть 1, с. 6 и др.; 4 класс, часть 1, с. 135 и др.)

(4 класс, часть 1, с. 58). Таким образом, учащиеся активно включаются в осознанную речевую деятельность.

Всё это способствуют переосмыслению формирования навыка смыслового. Временем требуется более современные подходы, в том числе и использование мультимедийных средств, но не будем забывать про старые и действенные средства (использование иллюстраций, различные виды пересказов, беседы, составление различных планов.)

Список использованных источников


  1. http://festival.1september.ru/articles/509967/ -Ефимова Степанида Иннокентьевнаучитель начальных классов

  2. http://standart.edu.ru/

  3. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

  4. school2100.ru

  5. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.

  6. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № 18.

  7. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.

  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.

  9. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ