Стихотворение А.С.Пушкина Поэт. Восприятие, истолкование, оценка.

Стихотворение А.С.Пушкина "Поэт". (Восприятие, истолкование, оценка.)

Автор: Пушкин А.С.

Прежде всего вспомним стихотворение, в котором А.С Пушкин обратился к высшему разуму; оно явилось как бы предвестником "Поэта":

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе серафима

В священном ужасе поэт.

Поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Поэт может вести обычный образ жизни, но наступает момент, когда он отказывается от "суетного света", от мелочных проблем светской жизни и приступает к выполнению своего предназначения.

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботы суетного света

Он малодушно погружен...

Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали

Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и многостороннее воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается "судьбой витийства грозный дар". Он не забывает о том, что в его руках "святая лира", которая только временно молчит:

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Наступает момент истины, "божественный глагол" пробуждает творческие силы, поэт преображается, "тоскует он в забавах мира, людской чуждается молвы...", он глас народный и народный "Пророк".

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Теперь он враг тех, кто угнетает народ. Самодержавие не кумир для него. Он самодостаточен и "к ногам народного кумира не клонит гордой головы".

Стихотворение "Поэт" не заканчивается бегством того, кого коснулся "божественный глагол". Не зря же там стоит многоточие:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

На самом деле поэт не бежит, а вступает в бой с тем, что считает несправедливым. Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его вольнолюбивая поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость.

Пушкин очень емко и лаконично сказал о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту и гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ