Технологическая карта урока литературы 10 класс Тема маленького человека в русской литературе Подготовка к сочинению
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации г. Ижевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №77»
Технологическая карта урока литературы. 10 класс
Тема «маленького» человека в русской литературе 19 века.
Подготовка к сочинению.
Злобина И.А.,
учитель русского языка и литературы
2013
Технологическая карта урока литературы. 10 класс
Тема «маленького» человека в русской литературе 19 века
Цель: способствовать созданию условий для успешной деятельности каждого ученика
Задачи:
Образовательные: обобщить знания учащихся по теме «Тема «маленького» человека в русской литературе», подготовить к сочинению.
Развивающие: развивать навыки сравнения, самостоятельного мышления; речь
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к предмету; развитию творческих способностей учащихся
Знать: как развивается тема «маленького» человека в русской литературе (А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский). Как меняется изображение самого «маленького» человека, его характер, поступки, что общего и чем отличаются герои (на примере произведений А.Пушкина «Станционный смотритель», Н .Гоголя «Шинель», Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)
Уметь: давать характеристику «маленькому» человеку в целом, конкретно - каждому герою: Самсону Вырину, Акакию Башмачкину, Мармеладову. Делать выводы, систематизировать полученные знания, отработать навыки
Усвоить: человек не должен быть «маленьким».
Оборудование: иллюстрации, рисунки детей
Методы: эвристическая беседа, поисковая работа в группах, слово учителя, работа в паре, создание проблемной ситуации
Этапы урока
Используемые методы, приемы, формы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Цель: диагностировать уровень подготовленности учащихся на начальном этапе.
Творческое задание
Настраивает учащихся на работу: приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь числа и темы урока.
Цель урока
-Организационный момент
-Пишут определение к слову «человек» и к словосочетанию «маленький» человек
- Исходя из определений, записывают фамилии героев, которые, по их мнению, относятся к «маленьким» людям.
- Сверяются с ответом на доске.
- Озвучивают ответы «Кто он такой – «маленький» человек?
- Выводы записывают в тетрадь.
Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи
Коммуникативные – ориентировка на позицию партнера
Личностные – самоопределение
Познавательные - построение речевого высказывания
Цель: проследить, как А. Пушкин изображает своего героя Самсона Вырина; в чем, по мнению Пушкина, причина появления «маленького» человека.
Обсуждение проблемных вопросов
Работа с текстом.
-Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
- Создает условия для успешного выполнения задания
-Участвуют в обсуждении проблемных вопросов
- Работа с текстом. А. Пушкин «Станционный смотритель»
А) Ответы на вопросы.
- Почему А. Пушкин заговорил о «маленьком» человеке? Стоило ли поднимать эту проблему?
- Каков «маленький» человек в изображении А. Пушкина?
-Что за характер предстает перед нами со страниц повести «Станционный смотритель»?
-Почему герой не борется за право быть человеком?
Б) Выводы записывают в тетрадь
Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные – внесение необходимых корректив в действие.
Коммуникативные – формулирование собственного мнения.
Цель: доказать, что Гоголь является продолжателем пушкинских традиций, его повесть «Шинель» - это повесть о «маленьком» человеке в большом и жестоком городе
Работа с текстом.
Беседа.
Создание проблемной ситуации
Задает вопросы,
слушает,
дополняет,
ведет беседу.
Задание. Н. Гоголь «Шинель».
- Нарисуйте образ главного героя Акакия Акакиевича. В чем он видит смысл жизни?
- Что меняется в изображении «маленького» человека у Гоголя?
- Выводы записывают в тетрадь.
Коммуникативные – формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания.
Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив.
Личностные – формирование ценностных ориентиров, решение моральных проблем
Цель: выявить, какой аспект в изображение «маленького» человека вносит Ф. Достоевский, чего добивается его герой Мармеладов?.
Работа в группе.
Словесное рисование.
Следит за классом,
помогает выделить главное, подвести итог.
Задания. Ф. Достоевский. «Преступление и наказание»
- Что вы можете сказать о Мармеладове, его чувствах, переживаниях?
- Чем отличаются герои Достоевского от героев Пушкина и Гоголя?
- Кто виноват, что наши герои - «маленькие» люди?
- Выводы записывают в тетрадь.
Коммуникативные - контроль действий партнера;
Познавательные – структурирование знаний;
Регулятивные - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Личностные - создание способов решения проблем
Цель: диагностировать уровень сформированности знаний по теме «Тема «маленького» человека в русской литературе
Работа в паре
Задания разноуровневого характера
Проблемная ситуация.
Помогает подвести к выводу,
обобщить.
Осуществляет контроль за выполнением задания.
Задания разноуровневого характера.
1.Тест «Кто есть кто?»
- На доске рисунки с изображением героев, под рисунками – цитаты.
Определить, какой герой изображен.
2.Проблемная ситуация.
А) Можно ли к разряду «маленьких» людей отнести Раскольникова? (портрет Раскольникова на доске). Привести доказательства.
- Можно ли преступление Раскольникова назвать бунтом, протестом?
- Выводы записывают в тетрадь.
Б) Какой смысл вложил М. Горький в слова «Человек – это звучит гордо!»?
В) Как вы считаете, будут ли писатели 21 века обращаться к проблеме «маленького» человека?
- Выводы записывают в тетрадь.
Коммуникативные - построение понятных для партнера высказываний
Познавательные - поиск разнообразных способов решения поставленной задачи
Познавательные - установление причинно-следственных связей;
Личностные – освоение основных моральных норм, оценка своих поступков в соответствии с нормами
.
Регулятивные – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
Рефлексия
Цель: подведение итогов урока
Свобода выбора задания
Благодарит за урок, выставляет оценки,
обсуждает оценки с учениками
Оценивают уровень достижения цели. Самооценка
Определяют, что получилось и на что необходимо обратить внимание.
Рефлексия
Личностные - самооценка
Познавательные – построение речевого высказывания
Коммуникативные - адекватное восприятие оценки
Используемая литература
1.Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.:ВАКО,2009
2.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Просвещение, 2001
3.Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
4.Кодификатор универсальных учебных действий. http://www.openclass.ru/node/364582
5.Лебедев Ю.В. Русская литература 20 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение,2011
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ